11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Гневное осуждение духовной опустошенности в романе «Собор»
И вариант
Человек пытается жить так, как подсказывает ему совесть, как научили ее отец и мать, как научила ее жизнь. Каким будет его внутренний мир, сможет ли она подняться над обыденностью, стать лучше своих близких, почувствовать себя нужным для общества? Трудно ответить на эти вопросы, но стоит это сделать. Иначе для чего тогда жить: чтобы задимлювати небо или чтобы отстроить в своем сердце «собор», подобный тому, что стоит среди поселка городского типа Зачіплянка.
Все герои романа А. Гончара проходят своеобразное крещение собором. Кто чувствует родство с его красотой, мечтает о его жизни в веках, удивляется и гордится «немой музыкой его округлых, гармонично сочетающихся бань, нарастающих ярусов его певучих линий», а кому-то безразлично к его обаянию, потому что чувствует себя рядом с ним «мізерією». Мне очень нравится обычный парень Николай Баглай, студент-металлург. В его душе живет большая любовь к старинной достопримечательности, потому что он понимает «язык» этого сооружения, сделанной замечательными мастерами-запорожцами. Много чего помнит собор. Видел он и попов пузатых, и церковных старост, и нуждающихся стариков и калек. Царила здесь неправда, от которой умирало множество верующих. Но было и другое: глубокая любовь к Родине, истинный патриотизм и героизм. Построили его казаки «в знак прощания с оружием, с Сечью». Царица Екатерина разгромила Сечь, забрала флаги, печати военные. Но говорили казаки: «зато собор святой вибудуєм, дух свой в небо пошлем, и он в веках сіятиме над степями!..» Николай Баглай, как никто другой, понимает этот древний связь между поколениями воинов-запорожцев и большинством своих современников. Он мечтает о том, чтобы его родной поселок Зачіплянка расцвело, чтобы люди могли дышать чистым воздухом. Для этого пытается применить на заводе очищающие фильтры, но почему-то встречает непонимание, равнодушие. Ему очень больно от того, что нами руководят те, кого чаще называют «батькопродавцями», «выдвиженцами» или просто «типами». Такие люди не понимают «языка» нашей истории. Николай говорит о себе: «Німотна музыка собора, музыка тех гармонично поднятых в небо бань-куполов - она для тебя реально существует, ты способен ее слышать, хотя остальные, кажется, к ней глухие».
Действительно, такие люди, как Володька Лобода, не в состоянии понять красоту и величие собора. Они мечтают лишь о дальнейшей карьере - когда уже им задумываться о какой-то хлам. Этот человек, к сожалению, высунулся как раз на соборе, предложив взять его в леса перед празднованием 300-летия Переяславской рады. Назвали тогда Володьку «гением». Впоследствии подмостей прогнило, порозвалювалось. Но Володьку это не смущало. Он был лишь одним из представителей чиновничества, которое заботилось о свою собственную жизнь и собственный карман. Вот что говорит Ромка Орлянченко, товарищ Николая Баглая, о таких, как Володька: «Не Архимед, Галилей - чиновник идет по миру, он тон задает... Для него мы подопытные. Он считает своим правом и даже обязанностью что-обстрогать нас, подогнать под свое подобие...»
Володьку мечтает построить на месте собора то рынок, то шашлычную, то кафе. Чтобы люди не злились на него и не забывали историю, даже предлагает назвать его «Казак Мамай». И разве этим кафе можно заменить историческую достопримечательность?! И Володьке к этому безразлично. Чтобы тот собор не мозолил ему глаза, он даже поцуплює таблицу с собора. Страшно читать, как он при этом пытается выглядеть хорошим человеком в глазах своих односельчан: заискивает к Віруньки, пытается подружиться с Николаем. Даже едет к отцу в Дом ветеранов, чтобы, вероятно, получить прощение. Но все его попытки оказываются тщетными. Отец не может простить «отцепредателя», Верунька отказывается от кумовства с ним, а М икола не хочет даже разговаривать с этим «типом». Когда Иван Баглай вернулся из Индии, Верунька рассказала ему все о Володьку: вроде всем добренький, но между тем «злее, пожалуй, на всю Зачіплянку нет», потому что и учителя своего, Хому Романовича, оскорбил, сказав, что рано его выпустили из лагерей. Володьку на стороне Семена Таратуты, хапуги и пьяницы, своей первой жены Жанны, которая мечтает только о деньгах и власти, и еще многих лихих людей, равнодушных к истории, к красоте природы. Им нет дела до величия собора, поэтому и включили в его середине джаз, потому и пытались убить Николая Баглая. Автор отмечает: «Вот и разоряют. Если дальше так пойдет, то скоро, видимо, и журавли не будут летать над нашей прекрасной Украиной...»
Нельзя без гнева в сердце читать о таких людях, как Володька Лобода, как Семен Таратута, как жена Лободы Жанна. Эти люди, кажется, продали свои путти и за деньги, за власть, за кар'єру. им совершенно безразлично к нашим историческим ценностям, к красоте природы, к любви, к живых чувств. Они потеряли «соборы своих душ - остался один хлам.