Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-х годов XIX века
Иван Семенович Нечуй-Левицкий (1838-1918 гг.)
Исторические романы
«Князь Иеремия Вишневецкий» и «Гетман Иван Выговский»
Немалый интерес представляет историческая проза Нечуя-Левицкого. Писатель считал, что именно художественные произведения на темы исторического прошлого способны вызвать живой, неподдельный интерес широких слоев к своему прошлому. Природа исторического романа обусловлена наличием соответствующих источников. Основой исторических произведений И. Нечуя-Левицкого есть казацкие летописи, научные монографии М. Костомарова «История Украины в жизнеописаниях выдающихся ее деятелей», «Богдан Хмельницкий», «Иван Выговский» и дневник Богуслава Машковского, слуги князя Иеремии Вишневецкого.
И. Нечуй-Левицкий отрицал образ жизни, который не соответствовал этическим представлениям народа; ломка привычного уклада жизни писатель мотивировал разрывом с глубинной национальной традицией и принятию чужих обычаев и понятий.
Он был одним из первых в украинской литературе, кто обратился к таким проблемам, как воспитание личности, способной повести за собой массы, испытание богатством и властью, причина и последствия вероотступничества и предательства интересов народа.
В романах писатель использует биографический сюжет. Раскрытие же образа главного героя достигается созданием образа его антипода, что дает возможность автору показать индивидуальную неповторимость каждого персонажа.
В исторических романах «Князь Иеремия Вишневецкий» и «Гетман Иван Выговский» писатель пытался осмыслить на материале из жизни украинской интеллигенции проблему духовного вырождения человека, социальной нивелирования личности. Для обоих исторических романов писатель выбирает самый интересный период истории Украины - казачество, которую считал цветом украинского исторического жизни и показным периодом украинской истории. Историческим фоном романа «Князь Иеремия Вишневецкий» является середина XVII века, Освободительная война (1648-1654 гг.) под предводительством Богдана Хмельницкого.
Нечуй-Левицкий в своем творчестве неоднократно упоминал о окатоличенным потомков бывших украинских родов, которые умеют только заботиться о своих достатках и роскошную жизнь. Писатель чувствовал бездуховность этих людей, поскольку они, не усвоив культурных, духовных традиций своего народа, заботились только о свои эгоистические устремления.
Роман «Князь Иеремия Вишневецкий» был написан в І897 p., но при жизни писателя так и не опубликован, хотя, судя из переписки автора с редакциями журналов «Киевская старина», «Дело» и других, он неоднократно пытался это сделать. Редакции отказывались, ссылаясь на «анахронизмы и исторические упущения». Роман был напечатан аж в 1932 г. в Харькове, а позже он вошел в 10-томное собрание сочинений писателя в 1968 г. Стоит отметить, что выход романа от начала был незамеченный литературной критикой, не упоминается он и в монографиях, посвященных жизни и творчеству И. Нечуя-Левицкого.
Роман освещает исторические события середины XVII веков, когда еще мощная речь Посполитая, распространяя социальный, национальный и религиозный гнет на восточных территориях, прежде всего на Украине, вызвала там решительное сопротивление народных масс. Восстание Северина Наливайко, Якова Остряницы предвещали приближение всенародной Освободительной войны 1648 p., которая поколебала устои Польского государства. Многочисленные магнаты стремились огнем и мечом закрепить свое господство, а Украина XVI-XVII веков была объектом стратегических интересов различных государств, своеобразным мостиком между Востоком и Западом. Однако Нечуя-Левицкого влекли не столько исторические проблемы, сколько создание образа человека.
В центре романа «Князь Иеремия Вишневецкий» - образ Иеремии «одступника», «оборотня». Шаг за шагом, начиная с детства, писатель пытается проследить становление характера этой неординарной личности. Автор обращает внимание на то, что Иеремия с юных лет был сильной личностью с непокірливою нравом. Он никогда не унижался и при определенных условиях мог унаследовать славу Байды-Вишневецкого. Что же стало причиной национальной измены?
Иеремию еще ребенком отдали на обучение в иезуитской коллегии, которая развила в нем надменность и ненависть ко всему украинскому. Именно из коллегии он вышел уже окатоличенным и ополяченным шляхтичем, что старается не вспоминать о своем национальные корни. Оторванность от родной почвы негативно повлияла на молодого Иеремию, развила в нем тщеславие, эгоизм, честолюбие. Он хотел такой славы, чтобы она затенила славу всех князей, гетманов, королей, ослепила весь мир, стремился доказать, что он настоящий «уродзоний» поляк и преданный королю не менее родовитой польской шляхты. Это стремление приводит Иеремию к тому, что он жесточайшими методами викоріняє все украинское и тем самым завоевывает себе в Польше самую громкую славу.
Писатель отмечает, что не только Вишневецкий таким способом пытается прославиться, но и другие представители украинской окатоличеної шляхты (Лещ, Потоцкий, Острожские, Тышкевич), Стремление приблизиться к королевскому трону побуждает Иеремию жениться на дочери польского канцлера Замойского - Гризельда.
Создавая образ Иеремии, художник показывает, что тщеславие, заметна в нем с детства о старших и высших за себя, развилась еще больше, но теперь она оказалась в отношении к польской шляхте. Такая пренебрежительность к магнатов привела к тому, что не ему
было поручено командование правительственным войском, а нездарним военачальникам Острожскому, Заславскому, Потоцкому.
Надо сказать, что автор не рисует образ Иеремии сплошь черными красками. Он восхищается им как талантливым полководцем, что организовал хорошо вишколене войско. Иеремия - бережливый хозяин, что ведет почти аскетический образ жизни и все свое время проводит не на балах, а в походах. И. Нечуй-Левицкий, в отличие от других авторов произведений о Вишневецкого, не изображает его и фанатиком католической веры: ему было безразлично, он украинец, или поляк, «вера была для него формальность, без которой нельзя было достичь определенной для себя высокой цели».
Обратившись к воспроизведению исторических событий, Нечуй-Левицкий переносит читателя в разные уголки Ричи Посполитой: от Львовской иезуитской коллегии, где воспитывались дети представителей господствующих слоев населения,.- до кровавого поля битвы. Перед читателем проплывает вся Украина: магнатские дворцы и замки, мещанские и крестьянские дома, окровавленные майданы Немирова и поле битвы над Пилявкою... Широкое фон романа дает возможность представить себе настроения различных социальных слоев Польши и Украины, почувствовать ту пропасть, которую постепенно выкапывал Иеремия Вишневецкий между собой и собственным народом.
Сюжетная линия романа довольно проста. Она символизирует постепенное вхождение внука знаменитого Байды Вишневецкого в великосвітське круг королевства, утверждение его на важных ролях в Польском государстве путем предательства родного народа и решения с ним войны. Уже на первых страницах произведения юный Иеремия предстает человеком, который не терпит чужой опеки, высших за себя и которая внешне приветливой поведении с слугами где-то в глубине скрывает тайное насмешки из них. Обучение в иезуитской коллегии еще больше развило надменность и спесь молодого князя, убедив его в собственной величия даже силой обращать «темную украинскую массу», «темных товаряк» к католицизму, к Польше и польского языка. Позже пребывания за границей, в Европе, «без высшей степени во всем и за Польшу, и за Украину» заставило его остро критическим взглядом присмотреться к образу жизни своих прославленных и богатых предков, киевский дворец которых теперь показался ему чистейшей конурою. С тех пор Иеремия пытался во всех своих мероприятиях, в том числе и жестоких, снискать славу на всю Украину: «разрушал и жег, словно татарская или древняя монгольская орда».
Честолюбивые планы Вишневецкого наиболее отчетливо выступают в его внутренних монологах, здесь проявляется его полное согласие с оценкой Польши как «рая для дворян, ад для крестьян».
Даже в выборе будущей жены Гризельди Замойской Вишневецкий руководствуется мнением, насколько и пара будет способствовать его славе. А женившись на ней, стремится сделать его своим сообщником, чтобы вытравить вокруг «тот глупый мужской давний саморід», правда, где-то интуитивно Гризельда чувствует отсутствие у мужчины горячего чувства, его любовь она сравнивает с холодным железом, можно было бы думать, что, увлекшись вдовой Тодозею Світайлихою, князь переживать своеобразное испытание счастливым чувством. И оно имеет оттенок эгоцентризма. «Не будешь ко мне ходить и меня любить, я пошматую тебя, чтобы твоя красота никому не досталась веки вечные» - такая настырность Иеремии принципиально отличается от самоотверженному любви молодой казачки, которая в этой сложной ситуации, любя, стремится сохранить достоинство свободного человека, а не превратиться в известную всем барскую любовницу.
История неравной и трудной любви Вишневецкого и Тодозі является художественным достижением автора. Она позволила более искусно изобразить главного героя, шире ввести тему народа в художественное повествование. Внутренняя драма женщины, которая невольно полюбила откровенного врага казаков и мучается в поисках выхода между страстным чувством любви и обязанностью патриотки, изображенная убедительно. Тодозя знает о реальной дате нападения казаков на город, она ждет его и в то же время не может допустить гибели Гризельди Вишневецкой с сыном, ее поступок служит подтверждением идеи вечности, гуманной сущности народа, его великодушию.
Написанное на историческую тему, роман обнаруживал противоречия древнеукраинской действительности и одновременно был проекцией реальных польско-украинских отношений второй половины ХІХ века.
До сих пор все, что делал «великодушный» Иеремия, сходило ему с рук и приносило приятную для него молву: захват владения соседа, подшучивание с окружающей знати или удивительная поездка на санях летом по дороге, сплошь усипаній солью. Несмотря на всю свою предприимчивость и спесь, Вишневецкий своим острым умом чувствует силу казацкой ненависти к помещикам. Слухи о новом восстании и решительную победу казаков под Желтыми Водами вывели его из равновесия и по-настоящему напугали. Бросаясь каждый раз в новый бой против повстанцев, Иеремия Вишневецкий чувствовал, что его дорога к триумфу приостановлена не столько королем или князьями магнатами-соперниками, сколько страшной народной и казачьей силой, которую он ненавидел больше всего на свете. Талантливый военачальник, он, однако, не может повлиять на ход событий, потому что правда не за ним и его войском, которое шло в битву, как на пир, а за простыми украинскими Казаками и крестьянами, способными сражаться за свободу с врагом на смерть. Не случайно в снах-грезах предстают перед Иеремией картины собственного разбоя, больное совести камнем ложится на его душу.
В заключительной главе романа главная роль принадлежит не Иеремии, а восставшему народу. Выразитель прогрессивных убеждений Богдан Хмельницкий отправляет вражеского лагеря письмо с предложением мира, с пожеланием не проливать братской крови. Многие из шляхты согласен был сделать шаг навстречу. И даже мысль пристать на предложение Хмельницкого выдалась Вишневецкому коварной. Шаг к согласию не было сделано.
В стиле народных дум говорит Нечуй-Левицкий о нелегкой казацкую победу над врагами, выражая искреннее сожаление о бесславную гибель цвета польской шляхты. Выставляя себя за образец всей Украины, они были фактически «слепые поводыри, за которыми Украина не пошла следом и отреклась от их, как своих врагов. Такая судьба Вишневецкого, жизнь и талант которого, огромная энергия были посвящены фальшивой идеи. Стремясь к безраздельной власти над людьми, постоянно доказывая право на это обогащение деспотией, герой романа не получил ожидаемой славы.
Вся структура художественного изображения, логика развития центрального персонажа свидетельствуют о неприятии автором самодостаточного насилия над народом и над собой, даже в Освободительной войне (1640-1654 pp.) он видит неоправданные потери для обоих народов.
Понимание социальной и психологической природы предательства, показ быта, обычаев, морали XVII века позволило Нечую-Левицкому создать интересное произведение, которое дал ему толчок для дальнейшей обработки исторических сюжетов.
Второй роман И. Нечуя-Левицкого «Гетман Иван Выговский» вышел в 1898 г. во Львове. Его судьба была счастливее, потому что он был опубликован сразу после написания. Композиционно роман «Гетман Иван Выговский» состоит из двух сюжетных линий, которые взаимно переплетаются и дополняют друг друга: история семьи Выговских и семьи простого казака Демка Лютая. Именно через жизнеописание этих двух семей писатель стремится показать ситуацию в Украине после Переяславского соглашения и смерти Богдана Хмельницкого, отношение простого народа к намерениям своих проводников.
Этот роман тоже относится к историко-биографического жанра. Писатель показал жизнь главного героя в зрелом возрасте, как человека с уже сложившимся характером, жизненной позицией, определенным социальным статусом. Идя по историческим фактам, а также давая волю художественному домыслу, автор убедительно и аргументировано раскрывает трагическую судьбу государственного лидера, которого в решающий для Украины время не поняли и не поддержали представители ведущей слои общества.
В романе чувствуется авторская позиция относительно героя: уже с первых страниц видно симпатии автора к гетмана Выговского как мудрого политика, который во всем стремится подражать Богдана Хмельницкого, хоть в некоторых вопросах не всегда с ним соглашается. Писатель сочувствует человеку с таким высоким интеллектуальным потенциалом, не смогла его реализовать на благо своего народа.
Иван Выговский, как и другие патриоты Украины, стремится воплотить в жизнь идеи Богдана Хмельницкого - отвернуть Украину от темной Московии, но видит выход не в самостоятельности: «Освободим Галичину и Волынь, соберем весь наш украинский народ вместе, и пристанем к шаткой Польши и иметь силу и энергию удержать самостоятельность при слабой Польши». Писатель показывает, что такая идея гетмана была прогрессивная, но не приемлема для народа, который много натерпелся от польской шляхты и надеялся «зажить в счастье» под Россией.
И. Нечуй-Левицкий создал целую галерею Интересных, отчасти противоречивых мужских и женских образов: усталого военными походами и болезнью, иногда непредусмотрительного и своевольного в последние годы жизни Богдана Хмельницкого, умеренного и рассудительного Ивана Выговского, мудрого Юрия Немирича, неуравновешенного и болезненного Юрия Хмельницкого, честолюбивой Олеси Выговской, веселой Екатерины, сестры гетмана, уважаемой и расчетливой Анны Золотаренко и др.
С нескрываемой симпатией И. Нечуй-Левицкий изобразил образ настоящего патриота Юрия Немирича, который, будучи шляхтичем, «остался при вере своего народа и отрекся от привилегий своего состояния», присоединившись к Богдана Хмельницкого. Именно мысли Юрия Немирича о развитии Украины как автономной государства в союзе с Польшей, в которой гарантировались бы широкие политические и культурные свободы для украинцев, глубоко запали в душу И. Выговского и стали одним из толчков к подписания Гадячского соглашения, которое предусматривало создание Конфедерации Польши и Украины. Не вина, а беда И. Выговского и Ю. Немирича, что их планы не осуществились. Тогдашнее украинское общество, прежде всего ведущая слой, не поняли и не поддержали их. И все-таки это был бы шаг вперед по сравнению с Переяславским соглашением, то есть вопрос о самостоятельном государстве украинского народа осталось бы открытым.
В своих исторических произведениях. Нечуй-Левицкий продолжал развивать художественно-эстетические достижения украинской литературы предыдущего периода. Писатель отходит от романтического изображения национального прошлого, основой его творческой практики становится документализм. Историческая проза И. Нечуя-Левицкого одновременно выполняет две функции: с одной стороны, является пособием для изучения истории Украины, имеет просветительский характер, а с другой - средствами художественного письма воспроизводит реальные фигуры нашего прошлого.
|
|