Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-х годов XIX века
Иван Семенович Нечуй-Левицкий (1838-1918 гг.)
«Кайдашева семья»
«Кайдашева семья» - реалистичная социально-бытовая повесть украинского писателя Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого, написанная в 1879 г. В произведении на материале повседневной жизни крестьянства раскрываются некоторые черты характера украинского народа, его индивидуализм, стремление жить отдельной самостоятельной жизнью.
Социально-бытовые повести И. Нечуя-Левицкого составляют определенный этап в украинской прозе и по содержанию, и по форме. На широком социальном фоне возникают новые типы современной писателю эпохи. В центре внимания писателя - образы простых людей, крестьян, работников, их конфликт с кріпацькими и пореформеними порядками в деревне и на промыслах. Типичные черты образов оказываются в тщательно детализированных описаниях внешности, одежды, поведения и речи персонажей, поданных с учетом социальных и индивидуально-психологических подробностей, хотя сохраняются еще традиционные лиро-эпические фольклоризовані характеристики.
Основной конфликт повести - социальный. Перед читателем проходят эпизоды постоянных ссор в семье и кратковременных перемирий, которые снова быстро прерываются обострением противоречий вокруг отстаивания своих «прав» на собственность.
Главная мысль повести - где показ обыденных ситуаций, в которых происходит змаління человеческой души, обусловленное постоянной зависимостью крестьянства от материальных лишений. Духовная разобщенность обусловлена отсутствием стремления понять друг друга. Это отравляет жизнь и родителей, и их сыновей и невесток.
Не мирятся молодые со старыми (сыновья с родителями невестки с свекровью невестки миме собой). Члены семьи полностью втягиваются в вражду, ссорятся постоянно за повседневные мелочи: мотовило, кружку, свиток, полотна. Но острейшие столкновения происходят, конечно, за землю и за скот.
Когда речь идет о старшем поколении, на которое еще барщина положила свой отпечаток, а новый социально-экономический уклад мелкого землевладения только завершил формирование типа труженика и одновременно мелкого собственника, индивидуалиста. Такие Емеля и Маруся Кайдаши, характеры, которые вырисовываются сформированными и раскрываются по мере развития действий.
По стилю «Кайдашева семья» принадлежит к лучшим юмористически-сатирических произведений.
Жанровая особенность произведения заключается в том, что изображение повседневной жизни Кайдашей разворачивается в самых разных бытовых проявлениях, которые часто определяются в юмористическом плане. Склонность к воспроизведению комических несуразностей писатель считал одной из характерных черт украинского народа, элементом национальной психики, богатой на «шутки, смешки, штукарству и вообще на юмор, еще порой и очень сатирический» (по определению самого Нечуя-Левицкого).
Сюжет и композиция
Сюжет повести несложен - обострение взаимоотношений в семье Кайдашей по мере того, как взрослые сыновья создают свои семьи, устраивают быт, барахтаясь на небольшом куске отцовского поля и огорода, не имея возможности улучшить свое экономическое положение.
Проанализировать композицию произведения несколько труднее, поскольку автор вносил некоторые изменения в сюжет (повесть имела два варианта окончания).
Так, в разговоре сыновей Кайдаша о возможном бракосочетании Карпа, в которую вмешивается и старый Емеля, намечается тот конфликт между отцом и сыновьями, что дальше наберет большего развития и станет составной частью основного конфликта произведения. Здесь частично подается завязка, которая завершается во втором разделе, а именно: женитьба Карпа. Развитие действия в повести состоит из последовательного, хронологического изложения событий жизни крестьянской семьи: женитьба сыновей, стычки в семье, поиски Меланки, пьянство и смерть Кайдаша, распределение наследства и т.д.
Относительно кульминации, то кое-кто считает, что ее нет в повести. По нашему мнению, кульминацию можно все-таки определить, а именно: столкновение с Мотри Кайдашихою, в результате которой свекровь лишилась правого глаза.
Развязка произведения - примирение двух семей после того, как засохла груша - причина многих ссор.
«Дело с грушей кончилось неожиданно. Груша засохла и две семьи помирились. В обеих усадьбах наступила мирнота и тишина.».
Так заканчивается повесть во второй редакции. В первом же издании окончание было более реалистичным: «Дело с грушей не кончилось до сих пор. А груша все разрастается и вширь, и вверх и плодоносит очень обильно, как будто нарочно дразнится с Кайдашами и их женщинами, а здоровые, как тазы, груши и до сих пор раздражают малых Лаврінових и Карповых детей».
Образы произведения
И. Нечуй-Левицкий был убежден, что идеалом мечтаний земной жизни украинцев была семья богатого хозяина-земледельца. Ярким свидетельством этого являются классические произведения И. Нечуя-Левицкого на темы жизни украинского села.
В повести «Кайдашева семья» Нечуй-Левицкий достиг высокого мастерства в создании глубоко индивидуальных характеров.
Емеля - трудолюбивый крестьянин, истощенный барщиной. У него здоровые, загорелые, жилистые руки, худощавое и бледное лицо. Став хозяином, Кайдаш продолжает много работать. Набожность уживается в нем с пьянством. Нередко из церкви он обращал в кабак запивать «древнее панщане горе». Писатель мастерски передает, как теряется грань между проявлениями суеверности Кайдаша и болезненного состояния его психики от постоянного перепоя. Такой Кайдаш не смешон, а вызывает глубокое сочувствие. Его слабости Нечуй-Левицкий объясняет социальными факторами, хотя и не акцентирует на них, а сосредоточивается на раскрытии самого характера в его индивидуальных выявлениях. Итак, идеал «хозяина-земледельца» не мог реализоваться во время крепостного права. Из повести «Кайдашева семья» видно, как трудно и неоднозначно он возрождался в посткріпацьких условиях, когда долгие времена бесправия, безземелья уничтожили инстинкт хозяина.
Другая индивидуальность раскрывается в образе Маруси. Писатель сначала рисует портрет Кайдашихи, а затем подробно раскрывает ее внутренний мир, поведение, поступки. Не все в образе Кайдашихи было отрицательным. В своих повестях писатель подчеркивает роль женщины-хозяйки, поскольку женщина-мать имеет особое значение в ментальности украинцев. Исследователь отметил роль женщины в украинской семье, роль матери-піклувальниці и воспитательницы и ее большое влияние от колыбели до зрелого возраста на процесс формирования характера человека.
Она была трудолюбивой, умела мастерски готовить, любила ублажать господ, в то же время речь ее была сладкой и чопорной, но в разговоре с людьми, беднее себя, Маруся проявляла себя свысока и откровенно пренебрежительно.
«Маруся Кайдашиха юности долго служила во дворе, у господина, куда ее взяли телкой. Она умела очень хорошо готовить и еще и теперь ее брали к господам за кухарку на свадьбы, крестины и на храмы. Она долго терлась круг господ и набралась от них немного почище. К естественной обычности украинской крестьянки в ней пристало что-то очень сладкое, аж скучна. Но как только она немного сердилась, с нее спадала и сладкая чешуя и она ругалась и кричала на весь рот. Маруся была сердитая.»
Следовательно, влияние господ сделал Марусю эгоистичным, злым, лицемерным, завистливым.
Показывая, как она подражает господ в отношении к невесток, автор недаром употребляет такое меткое сравнение: «Она стояла над душой у Мотри, словно есаула на барщине, а сама не бралась и за холодную воду».
Переход от лицемерия, подобострастия до гнева - также черта, которую Кайдашиха позаимствовала у господ: «Прошла неделя, Кайдашиха перестала звать Мотрю сердечком и уже орудовала ею, словно наймичкой».
Это отражается в его языке. Сначала она называет Матрену «мой ребенок», «мое сердце», «моя доченька». Позже, когда между ними начались ссоры, ее язык уже другая: «Погоди же ты, сука. Сверну я голову твоему петуху».
Перед соседями она может опозорить свою невестку, преувеличивая ее вину, или просто придумывая что-То от себя. Так на вопрос кумовья или трудолюбивая ее невестка Матрена, Кайдашиха ответила: «Хлеб кушать хорошо соображает». Это после того, как вся домашняя работа была переложена на плечи невестки.
Все ссоры в семье, все ссоры начинались из-за Кайдашиху. И во время ссор она попадала вместе с тем в смешное и печальное положение. Так, во время одной «баталии» за горшки Мотря выбила свекрови глаз. А читатель не сочувствует Маруси, ибо ссора, которая довела женщину до увечья, была начата ею же. Крестьяне прозвали ее видроокою. Этим писатель также предоставил рис четкой очерченности персонажам. На образе этой эгоистичной женщины показано, как морально ветшает человек в условиях мелкой собственности, беспросветной темноты и вражды.
Характеры сыновей Кайдаша формируются в другое время, поэтому в них н«имеет той забитості и униженности, что в их отца. Старший Кайдашенко - гордый, насмешливый, капризный, сердитый. «Он был человек гордый, упрямый, не любил никому кланяться, даже родному отцу», -подчеркивает автор. Карп вырисовывается как социальный тип мелкого собственника, который стремится укрепить свое небольшое хозяйство, но не имеет возможности. В отношениях даже с близкими он эгоист, индивидуалист, что преследует свой собственный интерес, не считаясь ни с кем. Не случайно односельчане именно его выбирают за десяцького, мотивируя: «Карп - человек гордый и жестокий, с него будет хороший сіпака».
Черты украинского национального характера. Нечуй-Левицкий мастерски воплощает, например, в образе Лаврина, героя известной повести «Кайдашева семья». «Молодой парень сидел на телеге и даже не погонял волов..Он загляделся на реку, на зеленые ивы над водой...» Ощущение красоты природы является проявлением лиричности, богатства его души. Чувствителен к красоте и нежности, Лаврентий искренне полюбил Мелашку. Ему казалось, что на свидание с девушкой его «несут крылья...». Эпизодом встречи влюбленных на природе писатель подчеркивает, что по натуре Лаврентий - мечтательная и романтичная натура, склонен сопереживать, возбуждающий и нетерпеливый.
В отличие от брата, Лаврентий добрый, мягкий, поэтичный. Когда у Карпа лицо неласкаве, глаза сердитые, в Лаврина - «веселые, синие, как небо, глаза светились приветливо и добро». В разговоре с Карпом про девушек он в каждой выделяет привлекательные черты, проявляет доброжелательность к окружающему миру. Ему присуще чувство юмора. Парнем он не принимает участия в семейных ссорах, а свое отношение обнаруживает в шутках: то слепил конек из недопеченного хлеба, испеченного Матреной, то шутливо плюнул на кучку свеклы и фасоли, когда Мотря бросила миску с борщом под ноги свекрови. Влюблен в Мелашку, он признается, думает и говорит словами песни: «Брови черные, глаза карие - любо посмотреть; личико как калина, а как посмотрит, засмеется, у меня сердце вянет», «Как с ней не оженюся, то в Росе утоплюся» и др.
Но новое положение в семье после женитьбы вносит свои коррективы. Стремление хозяйствовать самостоятельно приводит к конфликту с отцом. Лаврентий не может обойти и семейных дрязг. Он не уступает брату грушей, надеясь продавать ежегодно груши и брать деньги. Такие рассуждения и поведение Лаврина свидетельствуют о те безусловные изменения, которые он претерпел, приспосабливаясь к условиям дрібновласницького быта.
Черты приспособленчества прослеживаются в обеих невесток семьи.
Матрена - умная, красивая и нарядная женщина. Физически здорова, она любила труд. «Дело будто горело в Мотриних руках», - говорит автор.
Долгое время она молчала свекрови, проявляя свою учтивость. И только тогда, когда почувствовала себя не хозяйкой, а наймичкой в Кайдашей, ее терпение лопнуло. Защищая свое человеческое достоинство, чтобы «не съела свекровь, лютая змея, возраст молоденький», Мотря все больше теряет чувство меры.
Она становится сварливой и жестоким человеком, которая в семейных спорах не останавливается ни перед чем. После того как Мотря выбила глаз свекрови, крестьяне начали смеяться с Мотри как из сильной женщины. Когда выбирали Карпа десяцьким, кое-кто в шутку советовал избрать Мотрю, а другие отвечали: «нельзя, она повыбивает всем бабам глаза».
Речь Мотри также отмечается грубостью, насыщенная оскорбительными и бранными словами. Чувствуя свое превосходство над Мелашкою, она и разговаривает с ней невежливо и оскорбительно: «Не цели до порога, потому возьму тебя за шею, как котенка, и разминаю мордой в мусор...» Своими высказываниями Матрена пыталась не только обидеть Кайдашиху, а еще и вызвать на спор.
Мелашка, по сравнению с другими персонажами, имеет больше всего положительных черт. На протяжении всего произведения автор сочувствует героине, изображает ее привлекательными, теплыми красками. В отличие от Мотри, Мелашка происходит из нищей семьи, для нее даже обычная просторная хата Кайдашей показалась раем. В поведении и в языке Мелашки подчеркивается приветливость и кротость. Писатель изобразил Мелашку с поэтической душой и ласковым сердцем. Порой она в свою речь невольно добавляла слова песен».
Условия, в которых вырастала Мелашка, значительно хуже, чем те, в которых жили Кайдаши. Для показа бедности Балашів Нечуй-Левицкий предоставляет меткие детали: покосившаяся старая хата, куча детей, у которых трется стриженную от головы до самого хвоста кошка, хлеб «черный как земля, блин и невкусный». Тяжелая жизнь выпала на долю Мелашки и в свекрови, которая обращается с ней, как с наймичкой, а «словами бьет хуже, чем кулаками». Свекровь не пускала ее даже в воскресенье на свидание с родителями, Мелашка чувствовала себя в ней пленницей.
Спокойная нравом, Мелашка молчала на обиды свекрови и Мотри: «В доме грызла свекровь, в сенях и на дворе стерегла ее Матрена».
Попав в Киев, Мелашка решает остаться там, чтобы пожить на свободе, хотя тяжело переживает разлуку с мужем. Эта неудачная побег кончается тем, что Мелашка возвращается в семью сварливой Кайдашихи и начинает учиться у нее грубого обращения с людьми.
Однако даже в условиях семейной потасовки, Мелашка более аккуратна за Матрену. Постепенно Мелашка перенимает привычки, ругательную речь, грубость, существовавшие в семье Кайдашей. Например, когда Мотря за бедное происхождение называет ее детей старцами, Мелашка отвечает: «Врешь, врешь, как старая собака. Да и врать толком не умеешь. У тебя до того ума и таланта нет...»
Юмор и сатира в повести
По стилю «Кайдашева семья» принадлежит к лучшим юмористически-сатирических произведений. В повести «Кайдашева семья» Нечуй-Левицкий проявил себя искусным выдающимся юмористом и сатириком, обличителем негативных явлений жизни крестьянства при капитализме.
Раскрывая трагедию этого жизнь в условиях никчемной борьбы за мелкую собственность, Нечуй-Левицкий сумел показать основной конфликт повести, использовав смех.
Однако этот смех не ради смеха. Нигде нет насмешки из героев. Наоборот, автор сочувствует своим персонажам, среди негативного хочет подчеркнуть и нечто положительное. Смехом сквозь слезы звучат отдельные места произведения.
В произведении Нечуя-Левицкого как сатира, так и юмор служат средством разоблачения больших или мелких изъянов в человеческой жизни. Досконально зная народный юмор, Нечуй-Левицкий широко пользуется им в повести. Вспомним такие юмористические картины, как приход Кайдаша из кабака в первом разделе, схватки Кайдашихи с невестками, показ набожности бабы Палажки и др. Даже отдельные описания полны смеха, остроумия, например: «В доме стало тихо, только борщ брызгал здоровыми пузырями, как будто старый дед рычал, а густая каша будто стонала в горшочке, поднимая затужавілий вершок вверх...»
Склонность к воспроизведению комических несуразностей писатель считал одной из характерных черт украинского народа, элементом национальной психики, богатой на «шутки, смешки, штукарству и вообще на юмор, еще порой и очень сатирический» (слова самого Нечуя-Левицкого).
Часто юмористические картины переходят в сатиру, в острое осуждение условий капиталистической действительности. Так, Нечуй-Левицкий сатирически разоблачает дрібновласницьку ограниченность молодых Кайдашей, которые отказываются раскапывать бугра на пользу себе и обществу, остро высмеивает суеверность Кайдаша и знахарские способности бабы Палажки, осуждает жестокость Кайдашихи, особенно в обращении с Мелашкою, и хищническую поведение Мотри в отношениях со свекровью.
Повесть «Кайдашева семья» вошла в историю украинской литературы как социально-бытовой роман, в котором автор изобразил реалистичные образы крестьян второй половины XIX века, проявил себя мастером художественного слова.
Теория литературы
Под юмором мы понимаем такой прием в художественном произведении, способ повествования, когда отдельные явления, поступки, поведение людей изображаются в смешном, шутливом тоне. Средством юмора часто вскрываются отдельные пороки и недостатки в жизни.
Сатира - гневное осуждение в произведении явлений общественной и личной жизни. Сатирические образы, как правило* вызывают у читателя чувство возмущения и отвращения к негативных явлений жизни, изображенных творении.
|
|