11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УЛАС САМЧУК
Образ Марии - символ многострадальной Украины
(по роману «Мария»)
II вариант
Знала наша украинская земля добрые времена господствовали на ней добро и любовь, люди чувствовали себя счастливыми. Но не так уж и много было таких дней, когда солнце улыбалась в окно нашей истории. Помнит наша земля и кровавые бои; помнит и голод, и несправедливое раскулачивание, и людоедство, и отречение родителей, и страшные убийства ради куска хлеба или установления справедливости. Помнят матери о смерти своих детей, об их измене, помнят о распаде семей - все помнят. Эти матери - словно символы нашей многострадальной Украины, как страшное напоминание о страшном прошлом.
Жила когда-то на земле Мария, простая крестьянская девушка. Как и все другие девушки, Мечтала о счастливую богатую семью, хотела видеть счастливыми и своих детей. Да, жизнь была у нее нелегким. С детства пришлось ей познать судьбу сироты, когда к тебе безразлично, кажется, всему миру. «Круглая головка обліпилася отвратительными колтунами, на плечах висит грязная полатана сорочина» - вот портрет Марии в те годы. Уже девяти лет девочка пошла в наймы, но работала на совесть. Уважали его люди, а потом стали обращать на нее внимание и парни. Засматривались на «щеки полные, округлые, с ямочками», на черные кудри. Полюбила Мария кучера Корнея, хотя был неравнодушен к ней и Игнат Кухарчук. Но судьба забрала у нее любимого, пошел служить в матросы. Девушка долго ждала, пока не согласилась выйти замуж за Игната.
Но не пришлось ей испытать с Игнатом счастье. Кажется, вот-вот улыбнется судьба, но неискренне. Рождались у Марии один за одним дети, но почему-то один за другим и умирали. Как радовалась эта женщина, когда нашелся у нее сынок Роман. Играла с ним, наблюдала, как он растет. Страшным ударом для него была смерть Романа. А потом еще и рождения мертвого ребенка.
Немного повеселішало на душе, когда родилась Надя, но счастье было недолгим. Болезнь унесла и ее у Марии. Тогда и задумалась над жизнью эта женщина, считая, что «нет больше справедливости». Лишь издевательства, «какие-то издевки над ней».
Несчастье немного сломили ее волю, но любовь придало сил. Мария решила связать свою жизнь с Корнеем. Сначала нелегко ей жилось, но время все расставило на свои места. Труд будто снова помогла родиться Корней, и в доме поселился достаток. Рождались дети: Демко, пара - Максим и Надежда, чуть позже - Лаврентий. Было всего за эти годы: и счастье жить в согласии с любимым мужчиной, и счастье видеть радостные лица своих детей; и отчаяние от разлуки с Корнеем, когда забрали его во время «японской» войны, и горе от сожженной хаты, и несчастье видеть своих обожженных детишек... Но все преходяще, и снова Мария празднует вместе со всей семьей, мечтает наконец-то почувствовать себя навсегда счастливой. Судьба же не хочет, чтобы эта женщина испытала настоящего счастья. Сына Демка забирают в рекруты, а впоследствии и солдатом на фронты Первой мировой войны, где был ранен. Мать страдает, потому что не может переслать сыну даже ржаных сухарей. А потом узнает, что сын погиб. Долго ли еще будут продолжаться страдания? Оказывается, они еще только начинаются.
Максим возвращается домой большевиком. «И что ему Бог Саваоф и вся небесная канцелярия? Свел нагана, бацнув раз, и дутый киевский образ рассыпался на осколки». Нет ничего святого для тех, кто нарядился в одежду большевиков. Мария в отчаянии, потому что не понимает, как ее собственный сын может превратиться в осатанілу чудовище. Он сначала выгоняет родителей из собственного дома, потом пытается их раскулачить, а впоследствии их отрекается. «Бацилла разложения семьи наткнулась на свою Почву. Настало начало конца. Дни Марии кончились». Женщина чувствует тупик, пытается как-то помирить семью. Но это уже бесполезно. Всем безразлично к ее страданиям, как равнодушно к страданиям всех матерей в те времена. Как безразлично станет впоследствии к страданиям всех украинцев, оказавшихся перед угрозой голодной смерти. «Красный бог» словно пытался уничтожить всех украинских людей, чтобы только забрать их хлеб и насытить свой живот. Он «жаждал стоптать все племена и расы, затереть и зогидити их лицо, шел к цели через огонь и мороз, гнался по кучам трупов, по острых штыках, ревел болью желания и страстного хотения победы». Украинцы умирали один за одним, как будто каждый мертвец пытался забрать с собой как можно больше спутников. В семье Перепутьків одно несчастье следует за другим. Забирают Лаврина туда, где погибло множество украинцев, больная дочь Надежда убивает свою дочь, и ест ее.
Корней не выдерживает и забивает топором Максима. Он уходит, чтобы никогда не вернуться. Мария загордится самая - самая, слабая и больная женщина. Ее Игнат увидел и почувствовал, что именно она является воплощением всех страдальческих матерей: «Целую руку матери. Целую большую святость. Целую труд!»
«Тридцать дней гасла Мария - покинутая, одинокая». Наконец смерть забрала ее к себе. Мария умерла, но оставалась память о всех тех женщин, которых революция лишила семьи и семейного счастья. Они будто все воплотились в одном образе - образе Марии, простой крестьянки, святой Матери.