Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-х годов XIX века

На протяжении XIX в. новые общественные реформы привлекали к себе внимание населения Европы, и Украины в частности. Параллельно с этим развивался менее заметен, однако глубокий процесс промышленной революции. Впрочем, на Украине индустриализация сначала происходила медленно, и огромное большинство ее населения оставалась такой, какой она была на протяжении тысячелетий, - земледельцами. Но, наконец развившись в конце XIX века в некоторых регионах Украины, индустриализация начала быстро набирать широкого развития. Вследствие этого неожиданно возник конфликт между модернизированным городом (пролетариатом и машинами) и традиционным селом (крестьянином и ручным трудом). Противоречия, возникавшие из этого противостояния, формировали течение украинской истории на протяжении не одного десятилетия XIX века.

Хотя отмена крепостного права в 1861 г. освободило от помещиков крестьян Российской империи, в составе которой была Украина, оно не улучшило их экономического положения. Кроме обременительных выплат за свои мизерные наделы, крестьяне были вынуждены платить подушный налог, а также множество косвенных налогов: на сахар, чай, табак, хлопок, изделия из металла и др. Под конец XIX века правительственная комиссия докладывала, что с учетом компенсации за землю крестьяне платили в 10 раз больше налогов, чем дворяне. Крестьяне, как правило, оказывались в долгах и за чрезвычайно низкую плату часто нанимались на работу своих бывших помещиков или богатых крестьян.

Большинство крестьян не могла позволить себе купить ни дополнительной земли для приращения наделов, ни современного инвентаря (уже не говоря о машинах) для повышения производительности. Около половины украинских крестьян не имели даже лошадей. Отсутствие достаточного количества денег ослаблювала внутренний рынок Украины и препятствовала развитию торговли, промышленности и городов. Во второй половине XIX века. Российская империя, как и большинство стран Европы, переживала демографический взрыв. Поскольку большинство украинцев жила на селе, демографический рост наиболее ярко ощущалось именно здесь.

Последствия этих проблем перенаселения и нехватки земли - вскоре отразились повышением цен на землю. Другим следствием перенаселенности стало безработицы. Украинцы в огромной массе своей были безработными или не полностью занятыми, практически ведя полуголодное существование.

Поиск земли приводит крестьян к эмиграции. Но в отличие от западных украинцев, которым в поисках земли и работы приходилось плыть за океан, восточным украинцам не надо было выезжать за пределы Российской империи. Они могли по суше добраться до нетронутых земель российского Дальнего Востока, особенно в бассейне Амура, в Приморском крае.

В конце XIX века, после сооружения Транссибирской железной дороги, на Восток переселилось около 1,6 млн украинцев. Суровые условия заставили многих вернуться домой. И все же, несмотря на это, в 1914 г. на Дальнем Востоке постоянно проживало около 2 млн украинцев, К тому же на Восток в поисках земель переселилось вдвое больше украинцев, чем россиян.

Несмотря на общее беспросветное положение крестьян некоторые из них хозяйничали лучше других. Следствие этого - имущественное расслоение между крестьянами - стал более заметным после реформы. Украинское крестьянство, впоследствии стало состоять из относительно богатых, которых называли кулаками, хозяев среднего достатка (середняков) и бедных крестьян (бедняков).

Благодаря сочетанию мощной труда, инициативности, земледельческого таланта с эксплуатацией односельчан, около 15-20 % крестьян удалось увеличить наделы и накопить некоторые богатства. И хоть кулаки и действительно эксплуатировали бедных земляков, а те часто их ненавидели! завидовали им, кулаки считали себя и продолжали оставаться в глазах других крестьянами, которые не имели никакого отношения к мещанам или дворян. Средний слой крестьян была относительно большой и составляла около 30 % сельского населения. Середнякові конечно хватало земли на то, чтобы прокормить семью. К тому же середняки часто имели несколько лошадей и несколько голов скота. Очень редко они могли купить себе какую-то сельскохозяйственную технику.

Но куда более многочисленными были бедняки, которые нанимались к более богатых крестьян и помещиков или отправлялись на поиски сезонной работы.

Дворянство также стремительно приходило в упадок в период после 1861 г. Причина этого заключалась главным образом в том, что помещики не умели превращать свои имения на прибыльные коммерческие предприятия. Вместо того чтобы вкладывать деньги в технику, они тратили их на разгульную жизнь.

Судьба дворянства свидетельствовала о том, что традиционная элита на Украине, как и во всей империи, постепенно уходила в небытие.

Как не парадоксально, хоть украинское село страдало от застоя и упадка, его роль как «европейской житницы» продолжала расти. Это происходило благодаря тому, что небольшой прослойки дворянства вместе с предпринимателями из других классов удалось, вопреки общим тенденциям, превратить свои имения на крупные агропредприятия, которые поставляли продукты на имперский и зарубежный рынки.

Однако не пшеница была главной товарной культурой на Украине. Эту функцию выполняли свекла - основное сырье для производства сахара для империи и большой части Европы. Ценной товарной культурой на Левобережье был табак, который покрывал

50 % всего производства в империи. Учитывая такой решающий вклад в экономику империи не удивительно, что Украину считали ее неотъемлемой частью.

С отменой крепостного права, наконец, открылся путь к модернизации и индустриализации хозяйства. На этот путь уже стали несколько стран Европы и Америки, но опыт Российской империи был уникальным. Прежде всего, государство взяло на себя гораздо большую

роль в инициировании и осуществлении индустриализации России и Украины, чем это было на Западе. Внутренний рынок Российской империи был слишком слабым; буржуазии, с которой, как правило, выходили капиталисты-предприниматели, практически не существовало, а частного капитала не хватало, чтобы без поддержки правительства дать толчок развитию крупной промышленности. Во-вторых, когда империя начала индустриализацию, опираясь на помощь капитала и советы специалистов, темпы развития были очень быстрыми, особенно на Украине 1890-х годов, когда за несколько лет возникли целые отрасли промышленности. Наконец, экономическая модернизация империи протекала очень неравномерно. На рубеже веков обычной картиной на Украине были самые большие и современные в Европе фабрики, рудники и металлургические заводы, окруженные деревнями, где люди все еще впрягалися в плуг, едва прозябая на своей земле, как и века назад. Подобно других стран, одним из первых предвестников модернизации стала железная дорога.

В период 1870-1900 гг. очень быстро выросли новые II промышленные центры империи на юго-востоке Украины - Донецкий бассейн и Кривой Рог. Донбасс давал почти 70 % всего угля империи. С ростом количества шахт росло и число рабочих. Эту отрасль контролировали французские и бельгийские инвесторы, которые вложили миллионы рублей в развитие шахт. Эти общества образовали синдикаты, фактически завладели монополией на добычу и продажу угля. Этим объясняются, что капитализм появился 1 на Украине во вполне развитой форме.

В 1880-х годах развитие металлургии, сосредоточенной в районе Кривого Рога, был еще более впечатляющим, чем и угольной промышленности. На рубеже веков единственными на Украине отраслями, что сделали в этом ощутимый шаг, были, вполне естественно, заводы сельскохозяйственных машин и в меньшей степени -- локомотивов. За огромным большинством готовых продуктов Украина зависела от России. Так, в 1913 г. на Украину приходилось 70 % всей добычи сырья империи и лишь 15 % ее мощностей в производстве готовых товаров. Вследствие этого российские производители готовых товаров имели большие прибыли, чем кампании по добыче угля и железной руды на Украине, капитал же накапливался на русском Севере, а не на украинском Юге. Так экономику Украины лишали потенциальных прибылей и заставляли служить интересам российского центра империи.

Между 1870 и 1900 гг. резко возросли темпы развития городов. У1900 г. на Украине выделялось четыре крупных центра: Одесса, Киев, Харьков и Екатеринослав.

Этому росту способствовали развитие промышленности и торговли и строительство железных дорог. С развитием крупных городов стали падать меньше, и на рубеже веков городское население сосредоточено преимущественно в крупных центрах. Вместе с населением городов множилось число сельских жителей. В 1900 г. лишь 13 % всего населения Украины было городским.

Ускорение экономического развития способствовало появлению нового и еще относительно малочисленного класса - пролетариата. В отличие от крестьян пролетарии (или же промышленные рабочие) не имели средств производства. Они не продавали свои изделия, а собственную рабочую силу. Настоящими пролетариями фактически были рабочие тяжелой промышленности, то есть шахтеры Донбасса и горняки Кривого Рога. Однако промышленные рабочие все еще составляли лишь 7 % рабочей силы, а пролетариат оставался в крестьянском море небольшим меньшинством.

Условия труда в промышленности Украины, как и во всей Российской империи, были, по европейским стандартам, просто ужасными. Рабочий день длился по 10-15 часов. Технической безопасности или медицинского обслуживания практически не существовало. А жалованье (что почти целиком уходило на еду и нищее жилье) среднего рабочего на В стране составляла лишь малую долю того, что получал его европейский коллега. Не удивительно, что все чаще становились забастовки и другие столкновения между рабочими и предпринимателями.

Большие сдвиги произошли и в среде интеллигенции. В 1897 г. в Российской империи насчитывалось около 24 тыс. человек, имевших высшее образование. Изменилось также социальное происхождение интеллигенции. В начале века огромное большинство составляли дворяне. Но в 1900 г. 75-80 % составляли сыновья мещан, священников и разночинцев. Однако выходцы из крестьян и рабочих все еще редко попадались в университетах, в основном из-за отсутствия надлежащей подготовки.

Из 127 тысяч человек, занятых «умственным трудом», украинцы составляли треть. А в 1917 г. лишь 11 % студентов Киевского университета были украинцами по происхождению. Поражало отсутствие украинцев в городах. На рубеже веков они составляли менее трети всего городского населения; остальная часть приходилась на русских и евреев. Как правило, чем больше был город, тем меньше жило в нем украинцев. В Киеве в 1874 г. украинский язык считали родным 60 % населения, в 1897 г. этот показатель уменьшился до 22 %, а в 1917 г. - до 16 %.

Очагами культуры, а затем и домом для большинства интеллигенции, стали города. Поскольку неукраинские жители городов имели лучший доступ к образованию и возможности получить профессиональную подготовку, то они преобладали среди интеллигенции на Украине. Представители собственно украинской интеллигенции преимущественно проживали на селе или в небольших городах, где работали в земствах врачами, агрономами, статистами, сельскими учителями. Среди интеллектуальной элиты, которая сосредоточена в университетах и издательствах крупных городов, украинцы случались нечасто.

Поскольку города и городки были центрами имперской администрации, в них, как правило, преобладали русские, их язык и культура. В то же время коренное украинское население или ассимилировалось, или в некоторых случаях вытеснялось. Когда начались промышленный рост и урбанизация, украинцы оказались неготовыми принять в них участие.

Даже Украинская православная церковь, попав в зависимость от правительства, тоже не могла отстаивать интересы национальной культуры. Защитником национальных интересов выступила только греко-католическая церковь, но и здесь консерватизм церковных кругов сказывался на культурном развитии.

Колониальное положение Украины, политика царского правительства, направленная на ассимиляцию украинцев, уничтожение последних особенностей национальной жизни, привели к разрушению культурной элиты нации. Национальный вопрос и национальные отношения в Украине усугублялись также тем, что здесь трудящиеся, кроме эксплуатации и гнета царских чиновников, украинских и русских помещиков и буржуазии, подвергались эксплуатации и гнета польских помещиков (главным образом на Правобережье), а с развитием капитализма и иностранных капиталистов - французских, бельгийских, английских, немецких и др.

Усиливалось национальное угнетение, преследовалась украинская культура, язык, образование, литература, пресса. Запрещалось детям в школах учиться на родном языке. Сеялось недоверие и вражда между разными народами, что иногда приводило даже к кровавым столкновениям.

В XIX веке Украина как политический организм с самостоятельным внутренним жизнью перестала существовать, будучи окончательно убранной к рукам Россией. Все особенности местного уклада, отвечали народному характеру и составляли лучший достояние национальной культуры - такие, как организация народного образования, своеобразный уклад церковно-религиозной жизни, - уступили место в общероссийском порядковые, который держался на трех китах: централизме, абсолютизме, бюрократизме. Борьба за политические интересы старой Украины закончилась за отсутствием объекта этой борьбы.

Правительственная политика этого периода стремилась к определенной цели - достичь окончательного слияния украинцев с господствующей народностью и уничтожить вредное для последней осознание своей национальной особенности в украинском населении.

Однако национальное жизни на Украине не исчезло: оно в это время начало возрождаться в новых формах, согласно новых условий. Благодаря обращению украинских писателей к живой народной речи получила значительного развития и сделалась мощным фактором национального украинского движения обновленная литература, близка широким массам украинского населения.

Развитие капитализма, пролетаризація крестьянства, которое заполняло города, обусловили появление нового типа спролетаризованого крестьянина и новые общественные условия его жизни в городе. Одним словом, новые условия требовали появления новых видов и жанров, которые бы могли глубже и достеменніше охватить всю сложность и многообразие проявлений тогдашней жизни.

Миссию создания новой культуры взяла на себя украинская интеллигенция.

Во второй половине XIX века в украинском национальном движении шло разработку проблем самобытности украинского языка и украинского народа, опровержение великодержавницьких теорий о их национальную неполноценность.

Важное значение в национальном движении в Украине имела деятельность общин-кружков, к которым принадлежали студенты, преподаватели высших учебных заведений, учителя, писатели, чиновники, либерально настроенные помещики и другие представители интеллигенции. Первая община возникла в Киеве еще в 1859 г.

Члены общин считали своим призванием и обязанностью ведения культурно-образовательной работы, развертывания культурной деятельности. Они принимали участие в создании образовательных кружков и воскресных школ для неграмотных, работали там учителями, готовили и издавали учебники и популярные книжки, в частности на украинском языке.

Издание министром внутренних дел Валуевым 18 июля 1863 года циркуляр о запрете украинского языка фактически наложило запрет на издание на украинском языке книг «как духовного содержания, так и учебных пособий и вообще предназначенных для начального чтения народа». Разрешалось публиковать на украинском языке только произведения «изящной словесности», но цензура, чтобы угодить министру, не пропускала и художественной литературы.

В начале 70-х гг. цензурные притеснения несколько уменьшились, возобновили свою работу громади. их члены, собираясь преимущественно на квартирах, обсуждали различные вопросы национального движения, а также проводили работу по составлению словаря украинского языка, собирание фольклора, различных этнографических и статистических материалов, издавали книги на украинском языке, переводили на украинский язык произведения русских писателей, создавали образовательные кружки, то есть, как и раньше, занимались культурно-образовательной деятельностью.

У1873 г. членам Киевской общины для расширения научной деятельности удалось добиться открытия в Киеве Юго-Западного отдела Российского географического общества.

В середине и второй половине 70-х гг. под влиянием развертывания революционной борьбы начали появляться молодежные кружки - молодые общины. В них входили в основном радикально настроенные студенты, гимназисты, учителя, семинаристы.

Одновременно с тем, что молодые громадовцы, переодетые в простую одежду, шли в села изучать язык и обычаи крестьян, распространять среди них популярные книжечки, работать учителями, часть из них считала необходимым вести более решительную, революционную деятельность и шла на сближение с революционными народниками. Наиболее революционно настроенные члены молодых общин переходили в народнические кружки и, следовательно, вливались в общероссийский народнического движения.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Хотя общины в Украине в основном имели очень рассудительный, культурный характер, царское правительство решило запретить их деятельность. Специальная комиссия «для пресечения украинофильской пропаганды»,которая оценила громадовская движение как «польско-австрийскую интригу» и «сепаратизм», подготовила выводы, которые и утвердил 18 мая 1876 г. царь Александр II, будучи в Эмсе (Германия). Этот правительственный указ, направленный против украинской культуры, стал известен под названием Эмский акт 1876 г.

За этим актом было запрещено ввозить из-за границы книги на украинском языке, печатать оригинальные произведения, переводы, тексты к нотам и устраивать сценические представления и публичные чтения на украинском языке. Администрации предписывалось усилить надзор, чтобы в начальных школах велось преподавание и чтобы из библиотек учебных заведений были изъяты книги на украинском языке. Было решено также закрыть Юго-Западный отдел Российского географического общества и прекратить издание газеты «Киевский телеграф».

Эмский акт 1876 г. как одно из проявлений угнетающей политики царизма тормозил развитие украинской культуры и национального движения, хотя полностью его прекратить и не мог.

После издания Эмский акт 1876 г., закрытие Юго-Западного отдела Российского географического общества, со спадом революционной ситуации, которая складывалась в 1879-1881 гг., и с нарастанием реакции в начале 80-х годов украинские кружки - общины в основном, прекратили свою работу, а деятельность тех, что продолжали существовать, должна еще более, чем раньше, рассудительный/аполитичен, безыдейный культурный характер.

Громадовцы принимали участие в работе Исторического общества Нестора-летописца, основанного в Киеве в 1873 г., а с 1882 г. группировались вокруг открытого в Киеве историко-этнографического и литературного журнала «Киевская старина» (1882-1906). Этот журнал был основан по инициативе и при деятельном участии историков В. Лазаревского, В. Антоновича, Ф. Лебединцева и выдавался по материальной помощи украинского сахарозаводчика В. Симиренко и помещика, общественного (.культурного деятеля В. Тарновского. Журнал выходил до 1907 года, когда был преобразован в и ежемесячный журнал «Украина».

В пореформенный период еще более обострилась борьба между различными идейными направлениями в украинской национальной культуре. Это было обусловлено новыми социально-экономическими и политическими обстоятельствами, сложившимися в пореформенный время.

Во время польского восстания 1863 г. и после него царское правительство усилило борьбу против национального движения. Начались аресты выдающихся революционных деятелей. В 1864 г. был сослан на каторгу Чернышевский. Новая волна реакции прокатилась после покушения на Александра II (1866 г.). Еще больше усилилось преследование передовой прессы. У1866 г. были закрыты журналы «Современник», «Русское слово».

Царское правительство жестоко преследовал культуру угнетенных наций. В 70-х pp. еще больше усилились притеснения украинской культуры.

Царское правительство пыталось задушить всякое проявление национальной культуры, проводил политику насильственного обрусения народов. Наибольшие притеснения со стороны царизма подвергались представители национальной культуры.

На западноукраинских землях прогрессивная украинская культура подвергалась жестоким преследованиям со стороны австро-венгерского правительства. Передовых деятелей арестовывали, конфисковывали их издания. Так, например, Ивана Франко арестовывали трижды, а возглавляемые им журналы закрывали.

Господствующая верхушка западноукраинского общества, предавая национальные интересы, старалась угодить цесарском правительства. Душилось все передовое, прогрессивное в украинской культур. Однако и в этих трудных условиях преследований и притеснений передовая украинская культура укреплялась и развивалась.

В 70-90-х гг. выступает ряд талантливых украинских писателей, которые помимо литературного творчества ведут большую работу в области фольклористики, истории, языкознания. Развивается прогрессивная украинская драматургия, театр, журналистика.

Одним из характерных признаков развития украинской культуры и литературы в эти десятилетия является появление большого количества переводов на украинский язык произведений мировой литературы, особенно русской и других славянских литератур.

Почти все украинские писатели переводили произведения русской литературы. Наиболее плодотворно работали в этой области Франко, Грабовский, Старицкий. Переводческая деятельность украинских писателей обогащала украинскую культуру. Вместе с тем произведения передовых украинских писателей переводились на русском языке.

Усиление связей Западной Украины с Восточной сыграло большую роль в развитии общественного движения и литературы на западноукраинских землях.

Общественно-политическая борьба в 70-90-х гг. нашла свое широкое проявление в журналистике. Несмотря на тяжелые условия, в это время во Львове выходит ряд прогрессивных журналов, которые своим содержанием, идейным направлением противостояли реакционным притеснениям правительства.

Первые украинские демократические издания появились во второй половине 70-х годов. В 1874-1877 гг. выходит журнал «Друг». Сначала журнал имеет отчетливо «москвофильский» характер, но впоследствии, когда в нем ведущее место заняли Франко, Павлик и их единомышленники, он превратился в демократический орган. На страницах «Друга» были опубликованы ранние произведения Франко - повесть «Петрії и Довбущуки», поэзия «Наемник», некоторые рассказы из цикла «Борислав», несколько литературно-критических статей, рецензия на роман Тургенева «Новь», сделанные Франком переводы (с его предисловиями) произведений Салтыкова-Щедрина, статьи Павлика и т.д.

У1877 г. журнал «Друг» был запрещен, а его руководители, в том числе Франко, арестованы. После освобождения из тюрьмы Франко взялся за издание нового журнала - «Общественный друг». У1878 г. вышел первый номер этого журнала. Второй номер был запрещен, а тираж конфискован. Того же года Франко дважды восстанавливал это издание под названиями «Колокол» и «Молот». Но и они, уже после выхода первых номеров, были запрещены. «Общественный друг», «Колокол», а особенно «Молот» -первые украинские периодические издания национально-демократического направления. Хотя вышло только четыре книги упомянутых журналов, все же они сыграли важную роль в распространении революционных идей, в борьбе против реакционной идеологии завоевали популярность среди передовых читателей. В этих журналах печатались статьи Франка и других передовых общественных деятелей о положении рабочих и крестьян в цесарской Австро-Венгрии; произведения украинских и русских писателей.

В «Молоте» были опубликованы ценные статьи Франка - «Критические письма в галицкой интеллигенции», «Литература, ее задачи и важнейшие ціхи» и др. Здесь впервые напечатана повесть Франко «Boa constrictor».

В 1881-1882 гг. издавался демократический журнал «Мир», в нем принимал активное участие Франко.

На страницах журнала уходящих общие вопросы общественной жизни Галичины, вопросы развития рабочего движения. Журнал приобрел большую популярность благодаря опубликованным здесь художественным произведениям и статьям Франко. На страницах журнала «Мир» впервые были напечатаны повесть Франко «Борислав смеется», поэзии «Из галицких образков», цикл «Веснушки», его статьи «Промышленные рабочие в Восточной Галиции», «Кое-что о Борислав», статьи о творчестве российских писателей, в частности о Салтыкова-Щедрина, критическая статья на сборник стихов Кулиша.

В 1894-1897 гг, под руководством Франка выходил крупнейший украинский революционно-демократический журнал «Жизнь и слово». Журнал объединил вокруг себя многих передовых украинских писателей и пользовался популярностью как на Западной так и на Восточной Украине.

В журнале работали, кроме Франко, Леся Украинка, П. Грабовский и другие выдающиеся писатели.

Франко и его единомышленники вложили много сил в дело организации демократических журналов. Журналы, возглавляемые Франком, пропагандировали национал-демократические идеи, произведения передовых писателей, боролись за высокоидейная реалистическое искусство.

Еще одним популярным органом был журнал « Правда», что выходил в Львове с 1867 по 1898 г.

На буржуазно-либеральных позициях стоял журнал «Заря», также издавался во Львове (1880-1897 гг.).

3 1882 г. в течение 25 лет в Киеве выходил на русском и частично на украинском языке ежемесячный либерально-буржуазный журнал «Киевская старина». На страницах этого издания печатались преимущественно художественные произведения и статьи, а также материалы по истории, фольклору, этнографии.

В условиях запрета украинского печатного слова деятели украинской литературы часто сознательно использовали буржуазные издания для распространения прогрессивных идей. Известно, например, что с этой целью Франко некоторое время сотрудничал с журналом «Заря», напечатав там немало произведений.

С начала 80-х гг. на Восточной Украине издается ряд альманахов. Крупнейшим среди них своим прогрессивным содержанием, общественным направлением был альманах «Рада», изданный М. Старицким в двух выпусках. Здесь впервые было напечатано две части романа Панаса Мирного «Гулящая», повесть Нечуя-Левицкого «Николай Джеря», произведения И. Карпенко-Карого и М. Старицкого.

Кроме того, в этот период издавались альманахи «Луна» (1881 г.), «Нива» (1885 г.) и другие.

Важным фактором прогресса украинской культуры этих времен становится театр, который в условиях Российской империи один мог, противодействуя русификации, открыто влиять на широкие массы, прививать им любовь к украинского языка, уважение национальных культурных достижений. В пореформенный время усложнялись общественные отношения, возникали новые конфликты между основными слоями населения.

В этот период выступила группа знаменитых режиссеров и артистов, которые начали свою деятельность еще в любительских кружках, - М. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, М. Садовский, А. Саксаганский, М. Заньковецкая и др. Славные мастера национального театра всю свою жизнь посвятили великому делу народного реалистического искусства.

Первая профессиональная труппа возникла в начале 80-х pp. Создана она была из нескольких разрозненных любительских кружков. Организатором ее был выдающийся драматург, режиссер и актер М. Л. Кропивницкий. В 1883 г. во время гастролей в Киеве в труппу Кропивницкого присоединился любительский кружок, которым руководил выдающийся писатель и театральный деятель М. П. Старицкий, после чего была создана новая профессиональная труппа, где собрались лучшие артистические и режиссерские силы Украины. Тогда же в некоторых городах возникло несколько новых театральных коллективов. Передовые деятели украинского театра ставили пьесы Котляревского, Шевченко, Грибоедова, Гоголя, Островского, Карпенко-Карого, Кропивницкого, Старицкого, Франко, Панаса Мирного. Лучшие украинские труппы выступали в городах Украины, а также в Москве, Казани, Саратове, Ростове, Тифлисе, Варшаве и других городах. Особенно знаменательными были спектакли украинских трупп в Петербурге в зимний сезон 1886-1887 гг.

В 90-х pp. деятельность украинского театра значительно расширилась. В это время на Украине возникли три выдающиеся украинские театральные коллективы, которыми руководили Кропивницкий, Саксаганский, Садовский.

Значительный вклад в развитие театрального искусства в Украине в этот период принадлежит семье Тобилевичей. Четверо детей Тобилевичей впоследствии стали выдающимися деятелями украинского театра. Иван под псевдонимом Карпенко-Карого выступал не только на сцене, но и в литературе как мастер реалистических драм и комедий. Николай, взяв в честь матери фамилия Садовского, а Панас известный под псевдонимом Саксаганского, были знаменитыми актерами и режиссерами, а сестра Мария Садовская принадлежала до лучших певиц и артисток своего времени. Каждый из них своей деятельностью вписал не одну славную страницу в историю украинского театра, обогатил сокровищницу культурных достижений украинского народа.

Передовые деятели украинского театра страстно боролись за реализм, глубокую народность в театральном искусстве. Мастера украинской сцены сыграли значительную роль в развитии передового театра в Галичине.

Целую эпоху в развитии украинской музыкальной культуры составляет творчество Николая Лысенко

(1842-1912 гг.), талантливого композитора, пианиста, дирижера, музыковеда, педагога и общественного деятеля, создателя национального направления украинской музыки, который вывел ее в круг мирового музыкального искусства. В 70-90-х pp. Лысенко создает наиболее известны оперы «Наталка Полтавка», «Рождественская ночь», «Утопленница», «Тарас Бульба» и другие, проникнутые духом народной песни.

Значительную работу провели представители украинской интеллигенции по сбору и публикации фольклора. Поэт И. Манжура протяжении многих лет собирал образцы народного творчества и публиковал их в различных сборниках, журналах со своими содержательными комментариями.

Николай Лысенко издал известную книгу - «Сборник украинских песен» (с нотами) в трех выпусках (1869-1876 гг.). В этот же период выходят фольклорные сборники, заключенные М. Павликом, В. Гнатюком, И. Рудченко, Я. Головацким.

Большую работу в области фольклора и этнографии, истории, языка проводили участники «общин». В Киеве было основано «Юго-Западный отдел Российского географического общества» (1873-1876), который организовал этнографическую экспедицию по Украине. В результате работы экспедиции было осуществлено издание богатой фактическим материалом работе «Труды этнографическо-статистйческой экепедиции в Западнорусский край» в семи томах под редакцией П. Чубинского. Значительный фольклорно-этнографический материал собрал и опубликовал М. Драгоманов.

Итак, украинская культура XIX века развивалась в сложных социальных, экономических и политических условиях. Но, несмотря на это, она выступала движущей силой в борьбе народа за социальную свободу и национальное освобождение.