Украинская литература подготовка к ВНО
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Песни о борьбе с польско-шляхетскими захватчиками
В период освободительной войны историческая песня как жанр достигает своего расцвета. Она неотступно сопровождает исторические события, рассказывает о деятельности конкретных исторических героев, передает настроения и стремления широких народных масс, отражает массовый героизм, общенародный подъем в борьбе против социального и национального гнета. Нельзя без гордости и восторга читать строки:
От нас, казаков, от нас, юношей,
Ни один хозяин не покрылся.
Ой ли ишь, ляше, как казак пляше
На сивім лошади горой.
С мушкетом станет, аж сердце вянет,
А господин от ужаса умирает.
Академик М. Т. Рыльский, указывая на характерные черты исторических песен и дум периода Освободительной войны 1648-1654 гг., замечал, что они «обозначены особым подъемом патриотического чувства и национального самосознания украинского народа, его героизмом в борьбе за свое освобождение от порабощения и гнета».
Народные массы поднялись на борьбу за свое освобождение из ига социального и национального угнетения, - это главный герой многих исторических песен периода Освободительной войны 1648-1654 pp. Настроения, стремления и чувства, окутавшие массы в начале войны, с большой силой поэтического изображения переданы в песне «Разлились крутые бережечки». В ней речь идет о повстанцах, о народные массы, которым предстоит освободить Родину от поработителей.
Поэтически это воспроизводится в образе наводнения - «разлились крутые бережечки». С помощью образа красной калины, наклонилась, символически раскрывается положение порабощенной Украины. Песня призывает к бою, вселяет веру в неминуемую победу:
А мы тую красную калину,
Гей, гей, и поднимем:
А мы же свою славную Украину
Гей, гей, развеселим!
Украинский героический эпос знакомит нас со многими бессмертными фигурами защитников народа. Могучая энергия восставших масс ощутима и в песнях, посвященных отдельным героям Освободительной войны 1648-1654 pp. Такими героями являются в основном известные исторические личности, возглавившие борьбу, - Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос (Перебейнос), Нечай, Богун. Народное хотел мириться со смертью своих любимых героев, они оставались всегда живыми, продолжая борьбу в фольклорных произведениях. Народ воспевал Богдана Хмельницкого как блестящего полководца, умного, дальновидного государственного деятеля, который, идя за многовековыми стремлениями своего народа, возглавил борьбу против угнетения Украины польской шляхтой.
В песнях «Или не тот то хмель», «Ой Богдане, Богданочку», «Ой Богдане, батьку Хмелю» и др. Хмельницкий вызывает восхищение своей преданностью родине, героизмом в борьбе за ее освобождение от шляхетско-польского гнета. В песне «Или не тот то хмель» воспето победу украинского народа над польско-шляхетским войском 6 мая 1648 г. ее героями являются Максим Кривонос, Отец Зиновий и запорожские казаки, которые принимали участие в битвах под Желтыми Водами и Корсунем.
Богдан Хмельницкий показан непобедимым воином. Сила его - в тесной связи с восставшим народом:
А я ляхов не боюсь
Понятия не имею -
За собой великую
Мощь я знаю.
Богдан Хмельницкий в народных песнях несколько идеализированный, особенно там, где он выступает последовательным защитником широчайших народных масс. Это объясняется не только желанием трудящихся видеть своего гетмана именно таким, а еще и тем, что народ одобрял его политику, направленную на ликвидацию на Украине иностранного гнета.
Строение песни «Или не тот то хмель» отмечается двоплановістю. Первым планом идет изображение восставшего народа, его героической борьбы, возглавляемой Богданом Хмельницким. Образ хмеля, который «круг тычины вьется», «в пиве играет», проходит через всю песню и еще отчетливее отражает подъем, энергию народных масс:
Или не тот то хмель
Что круг тычин вьется?
Ой то то Хмельницкий,
С ляхами бьется.
Или не тот то хмель,
Что по пиве играет?
Ой то то Хмельницкий,
Что ляхов рубит.
Второй план песни - сатирически-обличительное описание разгрома польско-шляхетского войска и упаднического настроения польской шляхты. Для многих исторических песен характерные элементы острой сатиры, обращенные против внешних и внутренних врагов отечества и народа.
Радость победителей, вызванную разгромом шляхетских войск Вишневецкого под Пилявцами, воспроизводит песня «Эй, не удивляйтесь, добрые люди». В этом бою часть войск возглавлял Богдан Хмельницкий, а часть - Максим Кривонос, который в народных песнях почти всегда называется Перебийносом. Он «бравый казак», «храбрый», «водит немного - семьсот казаков с собой». Перебейнос, как и Хмельницкий, Нечай, Бо-гун, воспевается в песнях в неразрывном единстве с народом. Его действия слиты с волей, действиями восставших масс. Такое изображение героя стало распространенным в песнях периода Освободительной войны 1648-1654 pp. В них отразилось осознание народом своей силы и роли в общественной жизни и освободительной борьбе. По силе героя всегда ощутимая сила масс. Когда в песне «Эй, не удивляйтесь, добрые люди» говорится, что Россия «ляцькую славу загнал под лавку», то вместе с ним выступают и задорные казацкие полки, полные веры в свои силы:
Нуте, казаки, в пляски,
Заберімося под бока,
Заженем ляшко, вражьего сына,
Аж за Дунай глубокий. ,
Хмельницкий выступил на историческом поприще, чтобы защитить уярмлений и обездоленный украинский народ. Он правил Украиной так, как самостоятельный, независимый властитель. За это народ и прославил мудрого гетмана и его сподвижников в песнях «Ой Богдане, батьку Хмелю», «Эй, не удивляйте, добрые люди», «Ой из-за горы черная туча» и многих других.
Эй, ну, казаки!
Эй, ну в пляски
И заберімося в бока!
Загнали господ вон аж за Вислу,
Не возвратятся и в три года.
И на защиту становятся казаки, которые обороняют родную землю и свободу своего народа; среди них на почетном месте Богдан Хмельницкий, которому посвящено много дум и песен. Он воспевается народом как опытный полководец, мудрый военачальник, который не боится того, что «идет ляхов сорок тысяч хорошей красоты». Ведь за ним «великая мощь» - народ, что доверяет ему:
А я ляхов не боюсь и понятия не имею,
За собой большой потугу я знаю,
Еще и орду за собой веду:
А все, вражьи ляхи, на вашу беду.
|
|