ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Краткий терминологический словарь к урокам словесности
Абзац - часть текста, печатного или рукописного, в которой первая строка начинается отступом вправо, а последний предшествует новому отступлению. Абзац представляет собой определенную тематическую и смысловую законченность, то есть раскрывает одну из мікротем текста. Умелое пользование абзацами - непременное условие культуры изложения мыслей на письме.
Выборочное чтение - просмотр с целью поиска ответа на заданный вопрос, быстрое чтение заголовков, содержания, отдельных фрагментов текста; медленное чтение нужных частей с целью получения новой информации; ориентация в логически-смысловой структуре текста.
Аллегория - художественно-изобразительный средство, в котором абстрактное понятие ярко передается с помощью конкретного образа. Аллегоричность в первую очередь проявилась в сказках о животных, а затем - в пословицах, поговорках, загадках. Аллегорию можно рассматривать как разновидность метафоры, потому что она тоже строится на переносе значений на основе сходства.
Аллегория - будто распространенная метафора, охватывает целую басню, сказку, притчу.
Антитеза - художественно-изобразительный средство, особенно подчеркнутое противопоставление противоположных жизненных явлений, понятий, чувств, мыслей, человеческих характеров и т.д. Антитеза часто используется в народном творчестве. Для создания антитезы используются антонимы.
Антонимы - (в литературе) - контрастные пары слов, противоположные по своему значению, которые используются в народных и литературных произведениях как лексическая антитеза.
Аудирование - один из четырех видов речевой деятельности, сущность которого заключается в восприятии на слух речи, его понимании. Это основной источник получения знаний, основа общения, средство получения информации.
Вивчальне (детальное, подробное чтение - медленное чтение всего текста или отдельных его частей; глубокое проникновение в его содержание, осознание взаимосвязи, последовательности всех частей текста; максимально медленное охват новой информации.
Выразительность - искусство чтения вслух. Ее компонентами являются техника чтения, понимание авторского подтекста, логика речи, эмоциональная образность чтения.
Говорение - многоаспектное и сложное явление, которое: 1) выполняет в жизни человека функцию общения; 2) является одним из видов человеческой деятельности; 3) порождает вещания.
Героико-фантастические сказки - были в давние времена магическое значение, которое со временем было утрачено. Основной особенностью этого вида сказок является воплощение своих мечтаний, торжество добра над злом. Герои этих сказок - смелые, сообразительные богатыри, которые побеждают фантастических сил зла - ведьм, змеев-людоедов, помогают обездоленным, защищают их интересы, используя волшебные предметы и силы.
Гипербола - художественный прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-либо свойств изображаемого предмета, явления, черты человека. Употребляется с целью подчеркивание их и проявления эмоционально-эстетического отношения автора к изображенного в произведении.
Глобальное аудирование - это лишь осознание общего смысла сообщения, требует умений определять тему, основную мысль услышанного, делить текст на смысловые части, отделять главное от второстепенного. Сфера использования - краткий пересказ услышанного, прослушивания радиопередач и т.п.
Чтение - один из видов речевой деятельности, который опирается на зрительное восприятие графических знаков и на логическое понимание их значения. Читать можно по-разному в зависимости от цели, которую перед собой ставит читатель.
Диалог - разновидность разговорной речи, процесс речевого взаимодействия двух или нескольких участников общения, форма устной речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих, непосредственной связью высказываний с ситуацией.
Диалог (в литературоведении) - разговор действующих лиц, которая широко используется в художественной литературе как средство более глубокого раскрытия персонажей и развертывания сюжета произведения.
Подробное (детальное) аудирование - это полное осознание всех элементов сообщения, требует сформированности умений делить текст на смысловые части, определять смысл каждого из элементов текста, запоминание опорных слов и словосочетаний. Сфера использования - подробный пересказ текста; запоминание заданий, записанных на доске, с целью выполнения их в определенной последовательности.
Эпитет - образное определение, что выделяет характерную черту изображаемого (явления, существа и т.п.) или передает эмоциональное отношение к ним. Выражается преимущественно прилагательным (золотоволосая осень; тихие воды, ясные зори).
Сачин - вступление, начало в эпических фольклорных произведениях. Он имеет традиционную форму, указывает на место или время события, знакомит с главными героями, готовит слушателей к восприятию дальнейшего повествования.
Содержательные особенности текста: наличие темы, основной мысли, возможность подобрать соответствующий заголовок, связь между составными частями.
Идея произведения - объединяет всю совокупность мыслей и чувств, высказанных в нем в образной форме, и отражает отношение автора к действительности (то, к чему призывает автор).
Идея художественного произведения - главная мысль о изображенные в произведении жизненные явления, освещению которой подчинен весь текст.
Иллюстрация - разновидность искусства, назначение которого - образное объяснение и раскрытие содержания литературного произведения.
Сказка - один из самых распространенных жанров устного народнооповідальної творчества. Это эпическое повествование волшебно-фантастического, аллегорического и социально-бытового характера с своеобразной системой художественных средств, подчиненных героизации положительных, сатирическому разоблачению отрицательных образов. Найвизначальнішою чертой сказки является выдумка, творческая мечта, фантазия, которой окрашено каждое повествование.
Сказки о животных - самый древний вид сказки, в которой поступки зверей уподобляются человеческим. Чаще всего в них действуют хитрая лисичка-сестричка, волк-братик, медведь, заяц, собака, кошка и другие домашние и дикие животные.
Концовка - заключительная часть художественного произведения (сказки). Как правило, в концовках сказок содержится вывод, поучительный смысл всего повествования.
Критическое аудирование - это выражение своего собственного отношения к услышанному, критическое обобщение информации, содержащейся в тексте, требует умений высказать свое мотивированное согласие или несогласие с определенными утверждениями текста, критического осмысления воспринятого на слух. Сфера использования - перевод с творческим заданием, изложение мнения о прослушанном.
Критическое чтение имеет целью выражения своего отношения к описываемых событий, явлений, персонажей произведения, а следовательно, требует осознания содержания, авторского замысла и путей его реализации.
Легенда - жанр устного народного творчества и художественной литературы. Это окутан сказочностью и фантазией предание о какое-то особое событие или любимую народом личность.
Литературная сказка - повествование, написанная мастером слова - писателем.
Метафора - один из основных тропов, суть которого заключается в уподоблении и переименовании явлений, в переносе признаков одного предмета или явления на другой на основе сходства. Она близка к сравнению, но называет лишь то, с чем сравнивается: зима ватой повисла на деревьях...
Микротема - часть общей темы текста.
Миф - вид фольклора, древние по происхождению сказания о богах, различных фантастических существ, природные явления, чудеса. Мифы отражают представления и верования людей глубокого прошлого и были ранним видом народного творчества.
Монолог - это устное (письменное) высказывание одного человека с целью сообщения информации, влияния или побуждения к действию, которое преимущественно предварительно обдумывает. Монолог предполагает самостоятельное развертывание высказывания, что характеризуется завершенностью мыслей, полнотой выражения, литературным языком.
Монолог (в литературоведении) - размышления персонажа вслух, разговор с самим собой или слушателями. В этом случае автор монолога раскрывает переживания персонажа, сложность и противоречивость его взглядов. Иногда монологом называют большое по размеру обращение одного персонажа к другим (тогда монолог - составная часть диалога).
Монологические высказывания делятся на:
- монологи-описания;
- монологи-рассказы;
- монологи-размышления (рассуждения);
- монологи-убеждение.
Ознакомительное - быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста, просмотр рисунков или иллюстраций, чтение аннотации; содержания с целью получения общего представления о содержании, героях, привлекательность текста. Используется, когда нужно выбрать книгу в библиотеке, книжном магазине.
Особенности диалогической речи: эмоциональная забарвленність; ситуативность; спонтанность; двусторонний характер.
Предание - устный рассказ о жизненных фактах, драматические ситуации, связанные с конкретными историческими событиями, информация о которых передается не очевидцами, а путем пересказывание услышанного (отсюда и название - перевод).
Персонаж - действующее лицо в художественном произведении.
Персонификация )- вид метафоры: оказание предметам, явлениям природы и понятием свойств человека, очеловечивания их.
Переносное значение слова - это одно из значений многозначного слова, что связано с прямым значением и возникло в результате переноса названия на другой предмет или явление по сходству, смежностью или функцией. Переносное значение всегда вторичное, производное, оно противопоставляется прямом.
Письмо - процесс фиксации слов и текста с помощью графических знаков - букв.
Основными признаками письма как вида речевой деятельности являются:
- Вторичность (возникло позже устной формы);
- В основном монологічність;
- Графическая оформленность;
- Предварительная спланированности, продуманность;
- Полный и обстоятельный изложение мыслей;
- Зрительное восприятие;
- Возможность вернуться к осмыслению несколько раз;
- Отсутствие позамовних средств общения (мимики, жестов, интонации);
- Отбор языковых средств, четко подчинен типа и стиля речи;
- Логичность;
- Развернутость;
- Литературный язык, нормативность.
Специальные умения и навыки, обязательные для овладения письмом:
- навыки изображение знаков письма (каллиграфические навыки);
- навыки правильного перекодирования звуков речи в знаки письма (орфография);
- умение построения письменного высказывания (перевода, произведения): содержательные, композиционные, языкового оформления, стилистические и т.д.
Полилог - (многоголосие) - беседа, в которой одновременно участвует много людей; ливень реплик, междометий, замечаний, которые подаются в тексте без указания на имена тех персонажей, которым они принадлежат.
Прозаическая речь - (от латинского prosus - свободный, прямой) - так называют язык произведений, написанных не стихом, а в соответствии с нормами разговорной речи. В языке прозаического произведения имеющиеся частые переходы от одного порядка расположения слов, типа фразы к другой, отсутствует подчеркнутая ритмізація, деление на стихотворные строки.
Сравнение - часто употребляемое в художественной литературе и фольклоре средство создания образности: объяснение одного предмета или явления с помощью другого, подобного ему, в котором нужна автору черта выступает очень ярко. Чаще всего сравнение выражается с помощью союзов как, будто, словно, словно, словно, словно.
Поговорка - краткое крылатое народное выражение, близкий к пословице, иногда же это укороченный пословица, но без присущего ему поучительного значения. Когда пословица имеет две части, то поговорка состоит из одной.
Присказка - так в Западных областях Украины называли пословицы, поговорки и другие короткие и мудрые, образные выражения и т.д. Франко называл присказки "сокровищем нашего языка и народного опыта" и широко их использовал их в своем творчестве.
Пословица - краткое крылатое народное выражение, в котором в высокохудожественный форме выражено поучительный жизненный опыт и мудрость масс. Это насыщенное глубоким смыслом художественное обобщение, в котором объединены по каким-то характерным признаком много разных явлений и которое сформулировано в легкой для запоминания форме. Строение пословиц отличается симметричностью, разделением на части, которые рифмуются между собой. Часто пословицы строятся на противопоставлении или паралелізмі. Чаще всего в основе пословицы лежит метафора, гипербола или сравнения.
Прямое значение слова - заложен в слове смысл, который определяется співвіднесеністю слова с соответствующим понятием. Оно первичное, поскольку связь слова с понятием является непосредственным и мотивированным, выступает основной названием предмета.
Письмо как вид речевой деятельности направлено на построение собственных высказываний (изложений и сочинений) в фиксированной графической форме.
Бытовые сказки - отражают классовое расслоение общества. Бедняки, батраки, бурлаки борются против угнетателей. Часто в этих сказках выступают персонифицированные образы Судьбы, Горя, Счастья, Правды и Кривды. Сказки превозносят трудолюбие, искренность, благоразумие, а высмеивают праздность, эгоизм, зазнайство, жадность, лживость.
Сравнение - один из часто употребляемых образных выражений, в котором один предмет сопоставляется с другим, обладающим определенными свойствами особенно ярко. В сравнении выделяют три элемента: 1) то, что сравнивается (предмет), 2) то, с чем сравнивается (образ), 3) то, на основе чего одно явление сравнивается с другим (признак): лицо белое, будто снег.
Портрет - (от фр. Portrait - изображение) - в литературном произведении изображение внешности персонажа: выражения лица, фигуры, походки, одежды, манеры держаться, характерных жестов и т.д. Основное его назначение - дать читателю зрительное представление о действующих лицах.
Правильность чтения - характеристика безошибочного чтения, без искажения, повторов слов, пропусков, замены или доставки букв, с соблюдением литературного произношения.
Реальное - которое существует в объективной действительности, действительное, обратное к мнимого, вымышленного, фантастического.
Структурные особенности текста: наличие зачина, развития событий, конечности, последовательность изложения содержания, использование языковых средств связи между составными частями, возможность составить план и т.д.
Сюжет - в художественных произведениях описываются события из жизни персонажей, их поступки, происходящие в пространстве и времени. Этот аспект художественного творчества (ход событий, поступки героев) обозначается термином "сюжет".
Это форма воплощения жизни, своеобразная концепция действительности.
Текст - (лат. textum ткань, сочетание) - совокупность взаимосвязанных самостоятельных предложений, объединенных общей темой или главной мыслью высказывания с помощью лексических, грамматических средств и интонационно
Тема - не предмет речи, то, о чем идет речь (говорится) ; произведении; вопрос требующий ответа, раскрытие в высказывании.
Тема произведения - предмет познания, те жизненные явления, которые отобраны художником для художественного воспроизведения. В то же время - это также и основной вопрос, поставленный автором, то есть то, о чем рассказывается.
Устная речь имеет свои особенности, оно характеризуется обращенностью до слушателя или слушателей; контактністю с собеседником тот, кто говорит, непосредственно обращается к слушателю, чувствует его реакцию и может, в зависимости от этой реакции, изменять высказывания); богатством интонационного оформления; использованием большого количества позамовних средств (мимика, жесты, взгляд и т.п.); определенным темпом; специфическим набором языковых, речевых средств, своей структурой; линейностью во времени (одномоментністю), поскольку возврат к какому-либо отрезка речи невозможно.
Фантазия - творческое воображение, способность человека создавать новые образы, часто весьма отличные от реальных.
Фантастическое - что-то нереальное, выдуманное, маловероятно, созданное воображением.
Функции диалогической речи: а)сообщение информации; б) принятие/непринятие информации; в) обмен суждениями; г) обоснования своей точки зрения; г) взаємопереконання. В зависимости от функций выделяют следующие типы диалогов: диалог-расспрос; диалог-договоренность; диалог-обмен мнениями; диалог-обсуждение.
Чтение один из видов речевой деятельности, который опирается на зрительное восприятие.