Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская словесность 5 класс конспекты уроков

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №3

 

КАРТЫ для итогового контроля к разделу

"МИР ФАНТАЗИИ, МУДРОСТИ"

(комплексные задания, которые содержат литературоведческий и речевой компоненты)

 

Методический комментарий. Этот вид контроля проводится в конце первого полугодия как итоговый. Задания к карточкам носят комплексный трехуровневый характер: 1, 2 - это тесты по видам речевой деятельности, 3, 4 - тесты на выявление знаний основных литературоведческих понятий (репродуктивный уровень), оценивается каждый одним баллом; 5 - конструктивное с элементами лингвистического анализа (2 балла); 6 - конструктивно-творческое, направленное на применение знаний по теории литературы на практике, выявление умений мотивировано доказывать свое мнение (2 балла): 7 - творческое. Его цель заключается в проверке сформированности умений строить собственные монологические и диалогические высказывания на литературной основе (4 балла).

 

Виды задач

1

2

3

4

5

6

7

Тесты

1

1

1

1

 

 

 

Конструктивные

 

 

 

 

2

2

 

Творческое

 

 

 

 

 

4

 

 

№1

1. Коротний образное народное изречение, в котором на вывод лишь намекается - это ...

A) загадка;

Б) пословица;

B) поговорка;

Г) акровірш.

2. Устный рассказ о жизненных фактах, драматические ситуации, связанные с конкретными историческими событиями, информация о которых передается не очевидцами, а путем пересказывание услышанного - это ...

A) миф;

Б) перевод;

B) легенда;

Г) сказка.

3. Какие виды речевой деятельности присущи человеку:

A) слушание, чтение, говорение, письмо:

Б) говорение, переводы, сочинения, письмо;

B) слушание, говорение, подслушивания, молчание;

Г) чтение, письмо, монолог, диалог.

4. Какие основные особенности письменной речи:

A) контактность, вторичность, фонетическая оформленность, спланированности, логичность;

Б) вторичность, монологічність, графическая оформленность, спланированности, логичность, полнота, развернутость, нормативность (литературный язык);

B) спонтанность, адресованість, неполнота, нормативность, диалогичность, обстоятельное изложение мыслей, логичность;

Г) первичность, монологічність, зрительное восприятие, графическое оформление, неполнота, экспрессивность.

5. Дополните пословицы: "Ученье свет, а ...". К какой тематической группе оно относится, какова его главная мысль? Подчеркните антонимы. Какова их роль в создании пословица?

6. К какому жанру относится произведение "Неопалимая купина"? Свое мнение обоснуй, определив характерные жанровые особенности.

7. Составь словесный (литературный) портрет своего любимого сказочного героя так, чтобы его можно было бы опознать.

 

№2

1. Высказывания персонажей в художественных произведениях называется ...

A) языком художественного произведения;

Б) языком действующих лиц;

B) языке автора;

Г) прозаической языке.

2. Образное определение, что выделяет характерную черту изображаемого (явления, существа и т.п.) или передает эмоциональное отношение к ним. Выражается преимущественно прилагательным Это - ...

A) сравнение;

Б) эпитет;

B) персонификация;

Г) гипербола.

3. Какие формы речи вам известны:

A) гласная, внутренняя, молчаливая;

Б) устное, письменное;

B) сказочная, прозаическая, стихотворная;

Г) диалогическая, полілогічна, прозаическая.

4. Наиболее распространенные виды письменной речи:

A) изложения, сочинения;

Б) сочинения-миниатюры, диалоги;

B) переводы, диалоги;

Г) стихи, легенды, предания.

5. Дополните пословицы: "Наука в лес не ведет, а ...". К какой тематической группе оно относится, какова его главная мысль? Подчеркните антонимы. Какова их роль в создании пословица?

6. Чем литературная сказка отличается от народной? Обоснуй свою точку зрения, проілюструй примерами.

7. Что мог рассказать Домовой из сказки "Потерчата" о своих хозяевах? Составь небольшой рассказ от его имени.

 

№3

1. Действующее лицо в художественном произведении - это ...

A) герой сказки;

Б) персонаж;

B) человек;

Г) животное.

2. Художественный прием, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-либо свойств изображаемого предмета, явления, черты человека. Употребляется с целью подчеркивание их и проявления эмоционально-эстетического отношения автора к изображенного в произведении. Это - ...

A) сравнение;

Б) эпитет;

B) персонификация;

Г) гипербола.

3. Какие особенности присущи устной форме речи:

A) вторичность, подготовленность, контактность, двусторонний характер;

Б) контактность, графическая оформленность, наличие адресата речи, первичность;

B) первичность, спонтанность, контактность, адресованість, фонетическая оформленность;

Г) спонтанность, контактность, графическая оформленность, вторичность.

4. Что такое диалог:

A) высказывание одного лица (сочинение);

Б) процесс речевого взаимодействия двух или нескольких участников общения;

B) литературный текст, в котором о чем-то рассказывается;

Г) перестройка письменной речи в устную.

5. Дополните присказку: "Лучше иметь сто друзей, чем ...". К какой тематической группе оно принадлежит, какова ЕГО главная мысль? Или это пословица или поговорка? Свое мнение докажите.

6. Чем пословицы отличаются от поговорок? Обоснуй свое мнение, проілюструй примерами.

7. Какой разговор состоялся между дедом и Хухою-Моховинкою в конце сказки "Хуха - Мшанки"? Запиши эту воображаемую беседу как диалог.

 

№4

1. Один из основных тропов, суть которого заключается в уподоблении и переименовании явлений, в переносе признаков одного предмета или явления на другой на основе сходства. Она близка к сравнению, но называет лишь то, с чем сравнивается: зима ватой повисла на деревьях... Это - ...

A) сравнение;

Б) эпитет;

B) персонификация.

Г) метафора.

2. Один из самых распространенных жанров устного народнооповідальної творчества, эпическое повествование волшебно-фантастического, аллегорического и социально-бытового характера с своеобразной системой художественных средств, подчиненных героизации положительных, сатирическому разоблачению отрицательных образов - это ...

A) миф;

Б) перевод;

B) легенда;

Г) сказка.

3. В чем заключается сущность аудирования как вида речевой деятельности:

A) восприятие на слух речи, его понимание;

Б) прием зрением текста, его осознания;

B) построение собственных устных высказываний;

Г) создание собственных письменных высказываний.

4. Какие особенности диалогической речи:

A) контактность, двусторонний характер, неподготовленность, эмоциональная окрашенность, неполнота, ситуативность;

Б) полнота, односторонний характер, подготовленность, эмоциональная окрашенность, дистанционность;

B) контактность, ситуативность, неполнота, подготовленность, односторонний характер;

Г) вторичность, полнота, ситуативность, неподготовленность, двусторонний характер.

5. Дополните пословицу: "Учись смолоду - ...". К какой тематической группе оно относится, какова его главная мысль? Подчеркните антонимы. Какова их роль в создании пословица?

6. Чем миф отличается от сказки? Свое мнение вмотивуй, проілюструй примерами.

7. После своего спасения дед начал убеждать и детей, и взрослых, "что не следует бояться маленьких, добрых и красивых хух..." Составь монолог-убеждение от имени деда, адресованный своим внукам.

 

№5

1. Фольклор - это...

A) устное народное творчество;

Б) произведения, написанные писателями;

B) любые художественные произведения;

Г) мифы и легенды.

2. Один из часто употребляемых образных выражений, в котором один предмет сопоставляется с другим, обладающим определенными свойствами особенно ярко. Это - ...

A) сравнение;

Б) эпитет;

B) персонификация.

Г) метафора.

3. Какие виды аудирования вам известны:

A) ознайомлююче, устная, письменная, критическое;

Б) глобальное, детальное (подробное), критическое;

B) детальное (подробное), творческое, монологическая;

Г) критическое, глобальное, творческая, диалогическая.

4. Какие особенности монологического вещания:

A) подготовленность, полнота высказывания, законченность мыслей, литературная речь, относительная зависимость от адресата речи;

Б) полнота, односторонний характер, подготовленность, эмоциональная окрашенность, дистанционность;

B) контактность, ситуативность, неполнота, подготовленность, односторонний характер;

Г) вторичность, полнота, ситуативность, неподготовленность, двусторонний характер.

5. Дополните пословицу: "Умный учит, а ...". К какой тематической группе оно относится, какова его главная мысль? Подчеркните антонимы. Какова их роль в создании пословица?

6. Какие виды народных сказок ты знаешь? Что лежит в основе их выделения? Названия сказки каждого вида свой выбор обоснуй.

7. Разговор мог состояться между Лисом и другими обитателями леса (сказка 1.Франка "Крашеный Лис") при условии, что Лис остался бы живым? Запиши ее как диалог.

 

 

 

 

№6

1. Самый древний вид сказок, в которых поступки зверей уподобляются человеческим. Чаще всего в них действуют хитрая лисичка-сестричка, волк-братик, медведь, заяц, собака, кошка и другие домашние и дикие животные. Это - ...

A) героико-фантастические сказки;

Б) бытовые сказки;

B) сказки о животных;

Г) литературные сказки.

2. Основная мысль о изображенные в произведении жизненные явления, освещению которой подчинен весь текст - это ...

A) тема произведения;

Б) главная мысль (идея) произведения;

B) художественно-выразительные средства;

Г) композиция произведения.

3. Глобальное аудирование - это ...

A) выражение своего собственного отношения к услышанному, критическое обобщение информации, содержащейся в тексте;

Б) осознание только общего содержания, определение темы, основной мысли услышанного, отделение главного от второстепенного;

B) полное осознание всех элементов услышанного.

4. Письмо как вид речевой деятельности - это ...

A) построение собственных высказываний в фиксированной графической форме;

Б) восприятие на слух речи, его понимание;

B) восприятия зрением текста, его осознания;

Г) построение собственных устных высказываний (диалогов и монологов)

5. Дополните пословицы: "Добрые дети доброго слова послушают, а ...". К какой тематической группе оно относится, какова его главная мысль? Подчеркните антонимы. Какова их роль в создании пословица?

6. Что общего и что отличного между мифом и легендой как жанрами устного народного творчества? Докажи свое мнение, проілюструй ее примерами.

7. Как ты понимаешь выражение. "Сказка учит, как на свете жить"? Напиши небольшое сочинение-рассуждение, заголовком к которому выступал бы это высказывание.

 

№7

1. В литературном произведении изображение внешности персонажа: выражения лица, фигуры, походки, одежды, манеры держаться, характерных жестов и т.д. Основное его назначение - дать читателю зрительное представление о действующих осіб.Це - ...

A) картина-иллюстрация;

Б) литературный портрет;

B) сказка;

Г) эпизод произведения.

2. Жанр фольклора, краткое меткое образное изречение с поучительным выводом - это ...

A) загадка;

Б) пословица;

B) поговорка;

Г) акровірш.

3. Подробное (детальное) аудирование - это ...

A) выражение своего собственного отношения к услышанному, критическое обобщение информации, содержащейся в тексте;

Б) осознание только общего содержания, определение темы, основной мысли услышанного, отделение главного от второстепенного;

B) полное осознание всех элементов услышанного.

4. Говорение как вид речевой деятельности - это ...

A) построение собственных діаюгічних и монологических высказываний, направленное до адресата (ов), предмет мысли того, кто говорит;

Б) восприятие устной речи, его понимание;

B) фиксация слов и текста с помощью графических знаков;

Г) зрительное восприятие графических знаков, логическое понимание их значения.

5. Дополните пословицы: "Как не будешь иметь друга, то ...". К какой тематической группе оно относится, какова его главная мысль? Подчеркните антонимы. Какова их роль в создании пословица?

6. Докажи правильность утверждения, что произведение "О правде и кривде" - народная сказка. Свое мнение проілюструй примерами.

7. Какой ты представляешь нашу древнюю Украину за мифами и легендами? Напиши сочинение-фантазию, используя образы и действующие лица известных тебе мифов и легенд.

 

№8

1. Речь благоустроенная, ритмичная, строки - короткие, объединенных в строфы, является рифма. Это - ...

A) прозаическая речь;

Б) диалог;

B) монолог;

Г) стихотворная речь.

2 Предмет речи, то, о чем идет речь (говорится) в произведении; вопрос, требующий ответа, раскрытие в высказывании. Это - ...

A) тема произведения;

Б) главная мысль (идея) произведения;

B) художественно-выразительные средства;

Г) композиция произведения.

3. В чем заключается сущность чтения как вида речевой деятельности:

A) восприятие на слух речи, его понимание;

Б) восприятия зрением графических знаков, их осознание и понимание;

B) построение собственных устных высказываний;

Г) создание собственных письменных высказываний.

4. Критическое аудирование - это ...

A) выражение своего собственного отношения к услышанному, критическое обобщение информации, содержащейся в тексте;

Б) осознание только общего содержания, определение темы, основной мысли услышанного, отделение главного от второстепенного;

B) полное осознание всех элементов услышанного.

5. Дополните пословицы: "Зима без снега, а ...". К какой тематической группе оно относится, какова его главная мысль? Подчеркните антонимы. Какова их роль в создании пословица?

6. Докажи правильность утверждения, что произведение "Хуха-Мшанки" - литературная сказка. Свое мнение проілюструй примерами.

7. Мог бы ты назвать свою маму или бабушку Хранительницей? Если да, то запиши монолог-обращение к ней, используя эмоциональные слова, эпитеты, сравнения.


 

№9

1. Олицетворение - это синоним слова ...

A) эпитет;

Б) сравнение;

B) персонификация.

Г) метафора.

2. Действующими лицами сказок могут быть:

A) вымышленные существа;

Б) только люди;

B) животные, растения;

Г) не только люди, животные, растения, но и вымышленные существа.

3. Критическое чтение - это ...

A) быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста с целью получения общего представления о содержании, героях, привлекательность текста;

Б) высказывание своего отношения к описываемым в произведении явлений на основе осознания содержания, авторского замысла и путей его реализации;

B) медленное чтение текста или отдельных его частей, глубокое проникновение в его содержание;

Г) просмотр с целью поиска ответа на заданный вопрос, быстрое чтение отдельных фрагментов текста на заданную тему.

4. Какие особенности присущи устной форме речи?

A) вторичность, подготовленность, контактность, двусторонний характер;

Б) контактность, графическая оформленность, наличие адресата речи, первичность;

B) первичность, спонтанность, контактность, адресованість, фонетическая оформленность;

Г) спонтанность, контактность, графическая оформленность, вторичность.

5. Дополните пословицы: "Где тот Пасху, а он ...". К какой тематической группе оно относится, какова его главная мысль? Подчеркните антонимы. Какова их роль в создании пословица?

6. Определите жанровую принадлежность произведения "Мудрая девушка". Свое мнение обоснуй, проілюструй примерами.

7. Какой бы подарок ты хотел получить от Судьбы? Почему именно его? Как бы ты им воспользовался? Напиши сочинение-рассуждение, в котором дай ответы на эти вопросы.

 

№10

1. Как называют язык произведений, написанных не стихом, а в соответствии с нормами разговорной речи. В ней имеются частые переходы от одного порядка расположения слов, типа фразы к другой, отсутствует подчеркнутая ритмізація, деление на стихотворные строки. Это ...

A) стихотворная речь;

Б) монолог;

B) диалог;

Г) прозаическая речь.

2. Древнейший вид фольклора, в котором рассказывается о богах, фантастических существ, а также объясняются различные природные явления, называется...

A) мифом;

Б) легенде;

B) сказкой;

Г) поговоркой.

3. Наиболее распространенные виды письменной речи:

A) изложения, сочинения;

Б) сочинения-миниатюры, диалоги;

B) переводы, диалоги;

Г) стихи, легенды, предания.

4. Выборочное чтение - это ...

A) быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста с целью получения общего представления о содержании, героях, привлекательность текста;

Б) высказывание своего отношения к описываемым в произведении явлений на основе осознания содержания, авторского замысла и путей его реализации;

B) медленное чтение текста или отдельных его частей, глубокое проникновение в его содержание;

Г) просмотр с целью поиска ответа на заданный вопрос, быстрое чтение отдельных фрагментов текста на заданную тему.

5. Дополните пословицу: "Из моря воды не выпить, а из песни ...". К какой тематической группе оно относится, какова его главная мысль? Подчеркните антонимы. Какова их роль в создании пословица?

6. В чем заключается отличие стихотворной речи от прозаической? Проілюструй свое мнение примерами.

7. Могли бы царь Плаксий и дядя Лоскотон дойти согласия и просто поболтать, жить по-соседски в одном царстве? Почему? Свои соображения запиши в виде монолога-рассуждения.