Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

II. Давняя украинская литература

 

Тема 5. «Повесть временных лет»

 

В начале XII в. в княжение Владимира Мономаха на основе предыдущих сводок монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал «Повесть временных лет», доведя записи до 1113 года. Оригинал этой летописи не сохранился, но до нашего времени он дошел в списках XIV - XV вв. Древнейшими считают список Лаврентьевская (1377) и Ипатьевская (XV ст.). Первый получил свое название от имени монаха переписчика Лаврентия, а другой был найден в костромском Ипатьевском монастыре. Летопись создавался на протяжении длительного времени многими художниками, но в начале XII в. завершил, упорядочил и дал название летописи киевский монах - монах Нестор. Существуют также еще две редакции «Повести...»: одну из них сделал игумен Сильвестр на заказ Владимира Мономаха, другую редакцию было осуществлено для сына Владимира Мономаха Мстислава. Самой удачной принято считать именно редакцию Нестора Летописца. «Повесть временных лет» называют еще «Начальной летописью».

Тема: освещение истории восточных славян и княжеской власти, утверждение христианства на Руси, рассказ о возникновение славянской письменности.

Идея: восхваления давности славянского рода, прославление общерусского патриотизма.

«О основания Киева»

«...Поляне жили особно и владели своими родами... И было между них три брата; одному имя Кий, а другому - Щек, а третий - Хорив, и сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, прозвалась по имени его Хоривицей. Сделали они городок и в честь брата старшего назвали его Киевом. И был вокруг города лес и бор велик, и ловили они здесь зверье. Были же они мутами мудрыми и понятливыми и назывались полянами. От них вот есть поляне в Киеве и до сегодня.

Другие же, не зная, говорили, будто Кий был перевозчиком, ибо тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра. Поэтому и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А этот Кий княжил в роде своем и ходил он к царю. Не знаем, правда, до какого, а только о том ведаем, что большую честь, как вот рассказывают, принял он от того царю...

А по сих братьях стал род их держать княжение у полян».

«О мести Ольги»

В год 6453 (945) князь Игорь «пошел в Древляне по дань... А взяв дань, он пошел в свой город Киев. И когда вере возвращался обратно, он раздумал и вернулся к древлянам с небольшой дружиной, «требуя больше имущества». Древляне предупредили его, что дани больше не дадут, но Игорь не послушал их. Тогда древляне со своим князем Малом, «выйдя напротив из города Искоростеня, убили Игоря...»

«И сказали древляне: „Осе князя русского мы убили. Возьмем жену его Ольгу за князя своего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, как вот схочем”. И послали

древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали они под Боричевым спуском в лодке, потому что тогда вода текла возле киевской Горы и на Подоллі не сидели люди, а на Горе».

Рассказали древляне Ольге, зачем они приехали. «Сказала тогда им Ольга: „Люба мне есть дело ваше. Мужа своего мне уже не воскресить, вас хочу я завтра почтить перед людьми своими. Поэтому сейчас идите в ладью свою и лягте в лодке, величаючись. Завтра я почилю по вас, а вы скажіте: „Не едем ни на конях, ни пешком не пойдем, а понесіте нас в лодке”. И вознесуть вас в лодке». И отпустила она их в лодку.

Ольга тем временем велела выкопать яму великую и глубокую на тюремном дворе, за огородом. И назавтра Ольга, сидя в тереме, послала за гостей. Когда древлян несли в лодке, они сидели, взявшись в стороны, величаючись и вигороджуючись». «И принесли их на двор к Ольге, и бросили с ладьей в яму. И, приникнувши до ямы, Ольга сказала им: «хороша Ли вам честь?» Они же сказали: „Хуже нам смерть, чем Игореве”». И повелела она засыпать их живыми, и засыпали их.

И послав Ольга к древлян, сказала: «Если же вы меня искренне просите, то пришлите ко мне знатных мужей, пусть в большой чести пойду я за вашего князя. А то не пустят меня люди киевские».

Когда же древляне пришли, велела Ольга приготовить мийню, говоря так: «Умывшись, придите ко мне». Они (слуги) тогда разожгли мийню, и пришли древляне, и стали мыться. И заперли мийню за ними, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели они все.

А еще дважды Ольга отомстила древлянам на их земли. Первый раз с небольшой дружиной пошла Ольга произвести тризну на могиле мужа, угостила древлян, а коды те впившимися, велела их убить. «И иссекли их пять тысяч». В следующем году (в год 946), собрав войско, пошла войной на древлян, победил и осадила Искоростень.

Но целое лето не могла она взять города». Тогда, якобы в знак примирения, Ольга предложила, чтобы вместо обычной дани, ей от каждого двора дали по три голуби и по три воробья. Древляне с радостью согласились. «Ольга тем временем, раздав воинам кому вот по голубю, а вторым по воробью, приказала им каждому голубю и воробью привязать трут... . И повелела Ольга, когда смеркалось, воям своим пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в гнезда свои - и тогда загорались голубятни, а от них хищные и сарай. И не было двора, где бы не горело...».

Так Ольга отомстила за убийство своего мужа - князя Игоря.