ДРАМА ШКОЛЬНАЯ. Театральные зрелища в Украине были известны еще со времен Киевской Руси. Различные источники зафиксировали упоминания о скоморошие игрища, действа, позорища. Есть следы военных песен-танцев, охотничьих пантомим, впитывали в себя элементы театральности. Это же самое можно сказать и про аграрную, свадебное, похоронную обрядность, а также о праздниках, которые сопровождаются обрядами, заклинаниями, играми и песнями («Коляда», пасхальные «волочебні» обряды, праздник Юрия, Купала и т.д.). Итак, игра и обряд были устоями, на которых позже встанет собственно театр.
Важным источником театральности считается также церковная обрядность. На Западе возникновение духовной драмы тесно связано с обрядом богослужения - там она выполняла вспомогательную роль, то есть унаочнювала обряд. Эти же процессы были характерны и действие Польше. К сожалению, так продолжалось недолго: на рубеже XVI - XVII вв. произошло «изгнание» духовной драмы из храмов. Ее воскрешение связывается с орденом иезуитов, который в середине XVI в. стал на борьбу с протестантами; именно иезуитам понадобилась драма как одно из средств пропаганды. Острие иезуитов было направлено также и против православия. О. И. Белецкий писал: «Иезуитской агитации с театральных подмостков Украина не имела что противопоставить. Но не столько сама реклама, сколько ее реальные последствия разбудили, как мы знаем, национальный гений украинского народа. Вторая половина XVI в. и большая часть XVII - время оживления на Украине национального творчества во всех отраслях. Вместе с тем это эпоха зачатков и развития нашего старинного театра» (статья «Зарождение драматической литературы на Украине»). Имеем известия и о протестантский театр, театр рибалтівський («Русская Трагедия», 20-е годы XVII в. ).
Первым коном, на котором могла состояться театральное представление, стал, очевидно, двор школы при Львовском братстве (возможно, именно на одной из них был Иван Вышенский, которого это зрелище возмутило). А одной из первых спектаклей стала драма Андрея Скульского «Bиpии из трагедий «Христос Пасхон» Григория Богослова» (Л., 1630). Показательно, что образцом для подражания Андрею Скульскому стала одна-единственная византийская драма «Иисус христос-страстотерпец», которую приписывают Григорию Назіанзину, или Григорию Богослову. В. Щурат отмечал в связи с этим, что Андрея Скульского побудила к этому «конкуренция с подобными польскими писаниями, читаемыми и декламованими».
«Розмьшшян[н]есть в муцє Христа Спасителя нашего» Йоаникія Волковича (1631) утвердило на сцене духовную драму. Она стала составляющей учебного процесса: преподаватель поэтики должен был написать драму и поставить ее силами студентов. Теоретической основой для составителей драматических произведений были трактаты Аристотеля, Горация, Веды, Скалигера, Понтана, Масена и др. Поскольку выставлять на сцене Бога, Иисуса Христа,
Матерь Божию запрещалось, драму населявших их аллегории - Милость Божья, Плачь, Вера, Надежда, Любовь, Гнев и др.
Важными составляющими спектакля были интермедии, хоровое и сольное пение, танцы.
По смыслу драмы делились на рождественские («Комедия на Рождество Христово» Димитрия Туптало, «Комическоє дійствіє» Митрофана Довгалевського и др.), пасхальные («Царство Натуры Людской», «Властотворный образ Митрофана Довгалевського и др.), житийные («Драма про Алексея, человека Божия»), поучительные («Воскресеніє мертвых» Георгия Конисского), исторические («Владимир» Феофана Прокоповича, «Милость Божья» Иннокентия Неруновича (?), «Иосиф-патриарха» Лаврентия Горки и др. ).
Близкой к рождественской есть вертепная драма.
Украинская школьная драма подготовила почву для зарождения бытовой драмы, комедии, драмы исторической. Следы ее влияния слышатся в творчестве И. ГИ. Котляревского, Г. В. Гоголя, Леси Украинки и др.
Лит.: Петров II. Ы. Очерки из истории украинской литературы XVII и XVIII веков. Киевская искусственная литература XVII - XVIII вв., преимущественно драматическая. К., 1911; Резанов В. И. Драма украинская. 1. Старинный украинский театр: В 6 вып. К., 1925 - 1929. Вып. 1 - 6; Софронова Л. А. Позіика славянского театра XVII - первой половины XVIII в.: Польша, Украйна, Россия. М., 1981; Софронова Л. А. Старинный украинский театр. М., 1996.
М. Сулима