ДРАГОМАНОВ МИХАИЛ (псевд. и крипт. - М. Галицкий, М. Толмачев, Г. Петрик, П. Кузьмичевський, Украинец, А-бер, А. А., М. Др-в Ж. и др.; 30.09.1841, м. Гадяч, теперь Полтавской обл. - 02.07.1895, София, Болгария) - публицист, историк, философ, экономист, литературовед, фольклорист и общественный деятель.
Брат Елены Пчилки, дядя Леси Украинки. Происходил из дрібномаєтної дворянской семьи, потомков казацкой старшины. Учился в Гадячском уездном училище (1849 - 1853), в Полтавской гимназии, на историко-филологическом факультете Киевского университета (1859 - 1863). После защиты диссертации на право преподавания назначен приват-доцентам университета (1864), читал курсы древней истории Востока, Греции, Рима. Защитив магистерскую диссертацию на тему «Вопрос об историческом значении Римской империи и Таціт», Г. Драгоманов работает доцентом с правом научной командировки за границу за счет университета. Благодаря этому праву он посетил немало научных центров, университетов Европы, познакомился с многими прогрессивными учеными.
Принимал активное участие в деятельности Юго-Западного отделения Русского географического общества и киевской «Старой громады» (возглавлял ее левое крыло). В российской периодической печати выступал со статьями о политическом состоянии Украины, с демократических позиций полемизировал с русскими и польскими шовинистическими изданиями. Одним из первых отстаивал необходимость введения в народных школах родного языка. Актуальные проблемы развития украинской культуры и литературы нарушал в многочисленных статьях галицких изданий и газете «Киевский телеграф». Вместе с общественниками организовывал воскресные школы для простонародья Киева, готовил популярные книги для народа на родном языке, составлял словари, издавал сборника переводов мировых писателей, украинской этнографии и народного творчества. Совместно с В. Антоновичем издал два тома «Исторических песен малорусского народа» (1874 - 1875) с обширными историко-филологическими комментариями фольклорного наследия от дружинного и княжеского периодов до казацких времен Богдана Хмельницкого.
За политическую благонадежность не М. Драгоманова 1875 г. уволен из университета, и он вынужден был эмигрировать за границу (до конца своей жизни оставался политическим изгнанником). В Швейцарии создал своеобразный очаг политической эмиграции, который стал «центром когда не украинского движения, то украинской мысли на протяжении целых двадцати лет» (И. Франко). По примеру О. Герцена в 1878-1882 гг. основал в Женеве свободную бесцензурную украинскую типографию, где издавал сборник «Громада», журнал «Община» (вместе с С. Подолинским и М. Павликом), а также запрещены царизмом произведения Т. Шевченко, Панаса Мирного и др., эпистолярное наследие О. Герцена, материалы российской народнической эмиграции. Сотрудничал в русской эмигрантской газете «Вольное слово» (1871 - 1883), а затем и редактировал ее орган земельного оппозиции к самодержавию. В 70 - 90-х годах принимал участие в журналах «Друг», «Мир», «Народ», выступал с публицистическими, литературно-критическими, научными статьями в российской либеральной прессе, а также в английских, немецких, французских, итальянских, болгарских и других изданиях.
Общеевропейское признание М. Драгоманов получил докладами на защиту преследуемой российским царизмом украинской литературы на Литературном конгрессе в Париже (1878) и Международном литературном конгрессе в Вене (1881), а также выступлениями на европейских научных форумах, участием в написании многотомного труда Же. Реклю «Земля и люди. Новая всемирная география». 1890 г. он был одним из инициаторов (вместе с И. Франко, М. Павликом и др.) создание Русско-украинской радикальной партии. По приглашению болгарского правительства переехал в Софию, где в 1889 - 1895 гг. работал профессором первого болгарского Высшего училища, впоследствии преобразованного в университет. По свидетельству болгарского литературоведа П. Атанасова, М. Драгоманов «воспитывал болгарскую молодежь в духе свободы и непримиримости к любой тирании, вырастил целую плеяду ученых, преподавателей, учителей, своих последователей».
Мировоззрение и деятельность Драгоманова по общественно-политическим и идейным направлением сложные и противоречивые. Формирование его мировоззренческих позиций проходило под определенным влиянием идей французских рационалистов, декабризма, российского либерализма и демократизма; он был знаком с теориями социалистов - утопистов и марксистов, но его философско-политические взгляды отличались оригинальностью и противостояли субъективизма и волюнтаризма народнической идеологии, с одной стороны, и тенденциям эволюционного объективизма - с другой. Они были значительным завоеванием украинской философской и политической мысли на пути утверждения диалектического исторического мышления. М. Драгоманов воинственно выступал против монархических режимов России и Австро-Венгрии («Турки внутренние и внешние», «Внутреннее рабство и война за освобождение», «Толците и отверзется», «Чтобы болото было, а черти будут» и др.), реакционных теорий и практики галицких «москвофилов» и «народовцев», против различных форм политического, социального и национального гнета, религиозных предрассудков, клерикализма, национальной ограниченности и замкнутости, за общественный прогресс, связанный с освободительным движением народных масс, политическое, духовное единение братских народов. Отрицая революционный путь развития России и Украины, отстаивал эволюционный путь социально-политических преобразований в духе западноевропейского парламентаризма. В решении национального вопроса занимал федералистические позиции.
М. Драгоманову принадлежат основательные научные труды по истории, фольклору и этнографии (кроме уже упомянутых, «Малороссийские народные предания и рассказы» (1876); «Новые украинские песни об общественных делах. 1764 - 1880» (1881); «Политические песни украинского народа XVIII - XIX вв.» (1883 - 1885) и др.). Ценность представляют его публикации эпистолярного наследия И. Тургенева, М. Костомарова, М. Бакунина, К. Кавеліна, ряда произведений украинских писателей и исследований о них. Представитель культурно-исторической школы в литературоведении, он был одним из виднейших в Украине сторонников сравнительно-исторического метода, опираясь на который стремился обосновать приоритетность общечеловеческих гуманистических и эстетических ценностей в национально-культурном развитии («Чудацькі мысли об украинском национальном деле» и др.). Глубокие знания мировой литературы сочетались у него с прогрессивными взглядами на место и роль литературы в общественной жизни. Ученый был одним из первых украинских профессиональных литературных критиков, он систематически анализировал тенденции и явления литературной жизни в Украине, способствовал сотрудничеству и взаимодействию с культурами других народов, боролся против вульгарно-социологических догм и формальной эстетики. («Литература русская, великорусская, украинская и галицкая», 1873-1874; «Письма на Надднепрянскую Украину», 1893-1894 и др.).
Защищая украинскую литературу от разномастных врагов, ученый считал, что она должна быть «по идеям демократическая, по манерам критическая и реалистичная, по языку живонародна». Именно поэтому он бескомпромиссно выступал против политической инертности, патриархально-хуторянского етнографізму в литературе, примитивного дидактического морализаторства, захват вузьконаціональними проблемами вместо разработки актуальных социальных вопросов. Прекрасный аналитик и полемист, М. Драгоманов значительно усовершенствовал формы и средства украинской литературной критики, поднял ее авторитет и действенность. Его выступления имели положительное влияние на развитие украинской литературы и передовой литературно-эстетической мысли, на творчество И. Франка, М. Павлика, О. Терлецкого, Панаса Мирного, Леси Украинки, В. Стефаника, М. Коцюбинского и др.
Особое место в трудах Драгоманова отводилось творчеству Т. Шевченко, популяризации его среди народов Европы, опровержению всевозможных фальсификаций литературного наследия поэта. Однако и в области литературоведения и литературной критики была определенная непоследовательность. Стремясь поднять украинскую литературу до уровня высокоразвитых литератур мира, выступая против узких утилитарно-национальных критериев в анализе литературной процесса, он не всегда учитывал национальную специфику источников и отдельных явлений украинской литературы, порой был слишком суровым и несправедливым в оценке некоторых произведений марко Вовчок, И. Франко, И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, Бы. Гринченко. Осуждая слепое епігонське подражания Т. Шевченко, иногда и сам высказывал неправильные мысли о поэте, политическое и эстетическое значение которого в целом высоко оценивал («Шевченко, украинофилы и социализм», 1879). Выдвинутая М. Драгомановым концепция «постепенности», эволюционного развития украинской литературы «снизу вверх», ряд других противоречивых теоретических основ приводили к ограниченному пониманию тематически-стилевого характера литературы и ее назначения. Однако в последние годы своей жизни отказался от этих теорий и вместе с И. Франком много сделал для популяризации достижений родной литературы, утверждении ее достойного места в славянских и западноевропейских литературах. Лучшие произведения Драгоманова «заверили ему место между выдающимися публицистами XIX века» (И. Франко).
Лит.: Михаил Петрович Драгоманов. 1841 - 1895. Его юбилей, смерть, автобиография и копье произведений. Л., 1896; Франко И. Общественно-политические взгляды М. Драгоманова // Лит. наук, вісн. 1906. Кн. 8; Луначарский А. Шевченко и Драгоманов // Памяти Михаила Драгоманова. X., 1920; Груиіевський М. Михаил Драгоманов и женевский социалистический кружок. Вена, 1922; Атанасов П. Михаил Драгоманов и Софиевский университет // Вселенная. 1962. № 12; Белецкий А. И. Пути развития дооктябрьского украинского литературоведения // Собр. трудов: В 5 т. К., 1965. Т. 2; Заславский Д., Романченко И. Михаил Драгоманов. К., 1965; Лукеренко В. Л. Мировоззрение М. П. Драгоманова. К., 1965; Иванова Г. П. Михаил Драгоманов в общественно - политическом движении России и Ураины (II половина XIX ст.). К., 1971; Новиченко Л. М. Т. Шевченко в социально-культурной концепции М. Драгоманова // Слово и время. 1990. № 2; Федченко П. М. Михаил Драгоманов. К., 1991; Штрихи к научному портрету Михаила Драгоманова. К., 1991; Скакун О. Ф. М. П. Драгоманов как политический мыслитель. X., 1993.
П. Федченко