Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНТОН ЧЕХОВ

«Маленький человек» в рассказах и пьесах А. П. Чехова

В человеке должно

быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и

душа, и мысли.

А. Чехов

Маленький и большой человек. Как сравнить, можно ли вообще сравнивать людей? Как определить размер одного и другого в этом «бушующем мире?» И не вниманием к «маленькому человеку», к обычному человеку обделено нашу сегодняшнюю жизнь? И не об этом твердит нам на протяжении уже многих лет слово Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова?..

Гоголь призывал полюбить и пожалеть «маленького человека» такой, какая она есть. Достоевский - увидеть в ней личность. А Чехов... Чехов все ставит с ног на голову, он ищет виноватого не в государстве, а в самом человеке. Такой совершенно новый подход дает совершенно неожиданные результаты: причина унижения маленького человека - она сама. Новый поворот старой темы дан в рассказе «Смерть чиновника». Об этом говорят немало деталей повествования. Во-первых, это рассказ комическое, и высмеивается в нем именно чиновник. Впервые Чехов предлагает посмеяться над «маленьким человеком», но не над ее бедностью, нищетой, трусостью. Смех оборачивается трагедией, когда мы, наконец, понимаем, какая натура и какие жизненные принципы у этого чиновника. Чехов говорит нам о том, что истинное наслаждение Червяков находит в унижении. В конце рассказа обиженным оказывается сам генерал, а умирающего Червячная совсем не жаль.

Исследуя жизненный случай, который произошел с его героем, Чехов пришел к выводу: Червяков - это холопская натура. А мне так и хочется добавить к этим словам: не человек, а пресмыкающееся. Именно в этой черте, как мне кажется, Чехов и видит действительное зло. Где смерть не человека, а какого-то червяка. Червяков умирает не от страха и не от того, что его могли бы заподозрить в нежелании пресмыкаться (генерал же простил его), а от того, что его лишили этого наслаждения пресмыкательства, вроде бы лишили любимого дела.

Опустился, превратился в ограниченного мещанина и Беликов, герой рассказа «Человек в футляре». Беликов боится настоящей жизни и пытается спрятаться от него. По-моему, он - найнещасливіша человек, который отказывает себе во всех радостях. Однако он отравляет жизнь не только себе, но и окружающим. Ему ясны только циркуляры, которые запрещали что, а всяческие разрешения вызывают у него сомнения и страх: «Как бы чего не вышло». Он угнетает всех учителей своими «футлярними соображениями», под его влиянием в городе стали бояться всего: говорить, знакомиться, читать книги, помогать бедным, учить грамоте.

И в этом опасность Бєлікових для общества: они душат все живое. В бєліковщині воплотились косность, стремление остановить жизнь, окутать все паутиной мещанства.

Свой идеал Беликов мог найти, только уйдя из жизни. И он идет, и только лишь в гробу его лицо приобретает приятный, ласковый, даже веселое выражение, будто Беликов радуется, что попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

Беликов хоть и умер, но его смерть не избавила город от бєліковщини. Жизни осталось таким же, как было, - «не запрещенная циркулярно, но и не разрешено вполне».

А если вспомнить доктора Старцева? В начале жизненного пути у молодого доктора разнообразные интересы, присущие интеллигентному молодому человеку. Он чувствует красоту природы, интересуется искусством, литературой, ищет сближения с людьми, он может любить, переживать, мечтать. Но постепенно Старцев теряет все человеческое, духовно опускается и замыкается в своем мире, в котором теперь важны лишь деньги, карты и сытый ужин.

Что привело Старцева до этого? Чехов подтверждает: обывательскую среду, пошлое и ничтожное, губит лучшее, что есть в человеке, если в самом человеке нет хоть какой-нибудь «противоядия» и внутреннего осознанного протеста. История Старцева заставляет нас задуматься над тем, что превращает человека в духовную чудовище. По-моему, страшнее всего в жизни - падение личности в трясину обывательщины и пошлого мещанства.

Чехов увидел в своих героях зло, которое невозможно вырвать с корнем, и оно порождает новое зло: холопы родят господ.

Тем временем у Чехова зреет потребность в широких социальных обобщениях, он пытается отразить настроение, быт целых классов, слоев общества. Нужен был жанр, который давал бы такую возможность. Этим жанром явилась для Чехова драма. В первой пьесе «Иванов» писатель все-таки обращается к теме «маленького человека». В центре пьесы - трагический надлом интеллигента, который строил большие жизненные планы и в бессилии склонился перед препятствиями, которые ставил перед ним уклад жизни. Иванов - это «маленький человек», которая в мире «надорвалась», и из пылкого, деятельного работника превратилась в больного, внутрь сломанного неудачника.

И далее, в пьесах «Дядя Ваня», «Три сестры», основной конфликт развивается в схватке морально чистых, светлых личностей с миром обывателей, их жадностью, пошлостью, грубым цинизмом. И вроде непристойность, олицетворенная в Наталье Ивановне и штабс-капитане Соленом, одерживает победу над чистыми, отзывчивыми людьми...

А есть ли люди, идущие на смену этим, кто погряз в нечистых житейских делах? Есть! Это Аня Раневская и Петя Трофимов из пьесы «Вишневый сад» Антона Чехова. Ведь не все «маленькие люди» превращаются в ограниченных и мелких людишек, выходили из среды «маленьких людей» и разночинцы-демократы, дети которых становились революционерами. Как можно догадаться, Петя Трофимов, «вечный студент», относится к студенческого движения, который вступил в те годы большого размаха. Петя неслучайно несколько месяцев скрывался в Раневской. Этот молодой человек умная, гордая, честная. Он знает, в каком тяжелом положении живет народ, и думает, что его можно исправить только непрерывной работой. Трофимов живет верой в светлое будущее родины, но четких путей изменения жизни общества Петя пока не видит. Образ этого героя довольно противоречивый, впрочем, как и большинство чеховских образов. Трофимов считает любовь ненужной в данный момент занятием. «Я выше любви», - говорит он Ни. Петя гордится своим пренебрежением к деньгам, его не обижает прозвище «облезлый барин». Петр Трофимов очень влияет на формирование жизненных взглядов Ани, дочери Раневской. Она непосредственная, искренняя и добрая в своих чувствах и настроениях. Мы воспринимаем Петю и Аню как новых, прогрессивных людей.

И с этой верой в новое и лучшее так хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. И зоркий глаз художника Чехова, замечая лицемерие, тупость, ограниченность людей, видит и другое - красоту хорошего человека: «Боже мой, как много в России хороших людей!» Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, врятовуючи от болезни чужого ребенка.

И мне остается только пожелать: пусть стремление называться хорошим человеком никогда не иссякает в каждом из нас. Разве не этого так хотел великий и бессмертный Чехов? И разве не об этом, признаемся себе откровенно, мечтаем и мы, люди современности?