Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ

Барвопис в «портрете города в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

О. Пушкин. «Медный всадник»

Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, который дерзнув бросить вызов самой природе. Так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою ужасную идею.

Действие романа «Преступление и наказание» разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода

символом достатка, положения в обществе, пышности и величия. Петербург Достоевского - это отвратительные трущобы, грязные трактиры и дома терпимости, узкие улочки и мрачные проулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нечем дышать от смердоти и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, голодранцы, продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами чепурной барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которую «где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу». Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, которых достала болезнь, есть роздратовуючий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук» комнатка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, становятся предвестниками недобрых событий.

Глаза не только Раскольникова уже привыкли «к городской пыли, к извести и до огромных, теснят и давят, домов». Отвратительные улицы, мосты и дворы, но и жилье героев романа - нищее, униженное и оскорбленное. Удручающее впечатление производят многочисленные и подробные описания кривых ступеней, низких лестничных клеток и серых комнат-клеток. В такой темной каморке, больше похожей на «гроб» или «шкаф», где «вот-вот столкнешься головой о потолок», нищенствует главный герой. Не удивительно, что здесь он чувствует себя задавленным, забитым и больным, «тварью дрожащей».

В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, приобретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он - типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдания людей. Он, не задумываясь, отдает последнюю копейку Сони и Екатерине Ивановне, что попали в беду, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой проститутки на улице. Однако раскол в его душе слишком глубокий, и он переступает черту, отделяющую его от других людей ради того, чтобы «сделать первый шаг» во имя «всеобщего счастья». Раскольников, вообразив себя сверхчеловеком, становится убийцей, как некогда стал убийцей и палачом же это город. Его великолепные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре.

Традиции изображения Петербурга были продолжены такими замечательными поэтами, как Ахматова и Мандельштам. Но у каждого из нихсвоє город. В произведениях Ахматовой ее любимый город поданное красивым и величественным, как у Пушкина. Петербург Мандельштама - жутковато - черный, ближе к тому, каким его изобразил Достоевский:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.