3.1. Урок-путешествие
Тема урока. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАТАЛЕНЫ КОРОЛЕВЫ
Цель урока: ознакомить учащихся с талантливой, оригинальной украинской писательницей, заинтересовать школьников удивительным миром его произведений; способствовать расширению кругозора учащихся, развитию связной речи, формированию у них стремления к познанию истории и культуры родного народа, патриотических чувств.
Оборудование. Портрет Наталены Королевы, высказывания известных литературоведов о писательнице и ее произведения, карточки со сведениями о Наталену Королеву, плакаты с названиями станций, репродукции картин, фотографии с видами Днепра, запись лирических мелодий и органной музыки.
Ход урока
(Звучит нежная лирическая мелодия.)
Учитель. Падают на землю кленовые листья - медленно, печально... Они - как последняя вспышка жизни, как желтые слезы осени, лежат на пожухлій траве. Ветер качает ветвями клена, стряхивая на землю осенний сумм... Такой поры мы отправляемся с вами в путешествие - необычное, немного загадочную. Это - путешествие в мир Наталены Королевы. Вы узнаете много интересного про эту удивительную женщину. Вам понадобятся ручки, тетради по литературе, в которых вы запишете название путешествия и то, что вас заинтересует во время нее.
Вы все готовы путешествовать? Так вот - отправляемся. По дороге до первой станции мне хотелось бы сказать вам о том, что Наталена Королева, пожалуй, самая экзотическая фигура в украинской литературе. Но лишь в конце 80-х годов (а именно в 1988 году) ее имя вернулось в нашу литературу. На 100-летие со дня рождения писательницы откликнулись журналы "Октябрь", "Украинский язык и литература в школе", газета "Литературная Украина". В Союзе писателей Украины состоялся вечер "Наталена Королева - украинский исторический беллетрист". Но ее жизненный путь, творческая деятельность еще и до сих пор как следует не изучены. Писательница еще не заняла того места в литературе, которое ей по праву принадлежит: она сумела создать свой микромир, неподобный до других, особенный, оригинальный, удивительный. Сегодня мы заглянем в этот мир. А вот и первая станция - "Північноіспанська".
(Возле таблички с названием станции стоят двое рассказчиков. Дети здороваются с ними, спрашивают, кто они.)
Первый рассказчик. Мы - из далекого девятнадцатого века. Из деревни Сан-Педро де Карденья, расположенного неподалеку от городка Бургос в Северной Испании.
- А чем интересно ваше село?
Второй рассказчик. Тем, что в нем 3 марта 1888 года родилась девочка. Ее назвали Кармен-Альфонса-Фернанда-Эстрелья-Наталена. Мама Наталены умерла при родах. Происходила она из старинного испанского рода.
Первый рассказчик. А отец, граф Юрий Дунин-Борковский, ученый-естествоиспытатель, - с давней украинской семьи, одна ветвь которой сполонизувалася. Жил преимущественно во Франции.
- А что же случилось с Наталеной?
Один из рассказчиков. А об этом вы узнаете на следующей станции.
Вторая остановка называется "Волынская", - говорит учитель. - Вот видите, нас ждет станционный смотритель. Давайте спросим его, почему так называется станция.
Станционный смотритель. Потому, что именно сюда, на Волынь, привезли Наталену после рождения - к бабушке Теофілі (отцовой матери) в село Борки Большие. Здесь, на Украине, девочка получила первые впечатления от мира. Волынь стала для нее одной из приятных воспоминаний, сказкой, а и легендой. И она оборвалась через пять лет, когда умерла бабушка. Наталену забрал в Испанию брат ее матери.
Учитель. Чтобы узнать, как сложилась судьба девочки позже, продолжаем путешествие.
(Звучит органная музыка. Сначала громче, а потом тихо.)
Учитель. Мы прибыли на станцию "Монастырская". Ждут ли нас здесь?
Девушка (одета как монахиня). Да, я давно жду посетителей. Вы находитесь во французских Пиренеях, в монастыре Нотр-Дам де Сион. Именно сюда привез Наталену брат ее матери Ауґеніо. Девушка была у нас почти 12 лет. Здесь она изучала языки, философию, историю, археологию, меды-олово, музыку, пение. Училась также ездить на лошадях, стрелять, фехтовать. А еще - училась быть милосердной, доброй, жертвенной. Когда ее отец женился во второй раз, то забрал Наталену на Украину. Они поселились в Киеве.
(Стихает музыка, учитель подходит к таблички с надписью "Киевская". На ней - небольшой рисунок Софии Киевской.)
Учитель. Мы снова на Украине. Четвертая станция, на которой мы остановимся, называется "Киевская". Встречают нас двое киевлян. Их мы и спросим о Наталену.
Мальчик-киевлянин. Знаю, знаю, что вы путешествуете по дорогам Наталены Королевы. К нам, в Киев, она приехала осенью 1904 года. Ей было тогда 17 лет, но была уже высокообразованной девушкой. Знала испанский, французский, латинский, итальянский и арабский языки. С детства немного помнила украинскую и польскую. В семье же разговаривали на французском. Наталена поступила в Институт благородных девиц, который окончила через два года. Позже она напишет об этом в повести "Без корней" (Львов, 1936 p.).
Второй киевлянин: А я знаю о том, что отец и мачеха хотели выдать Наталену замуж, даже жениха ей подыскали - бравого гусара русской армии. Но девушка и слышать об этом не хотела! Поехала учиться. В Петербург. Там, рассказывали мне, окончила археологический институт, получила степень доктора археологии. Впоследствии училась в Петербургской художественной академии, получила диплом "свободного художника". Позже Наталена, правда, ненадолго, связала свою судьбу с театром, побывала в Испании, Франции, Италии, выступала в оперных театрах Парижа и Венеции, приняла участие в археологических раскопках Помпеи и в Египте. А с 1909 года начала систематически заниматься литературной деятельностью. Вот такой была Наталена - энергичной, задорной, беспокойным.
Учитель. Мы благодарим вас за интересный рассказ, а наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к станции "Фронтовая".
Девочка-медсестра. То было тревожное и тяжелое время. Первая мировая война захватила в свой водоворот и Наталену. Она ушла на фронт и стала медицинской сестрой. Принимала участие в военных операциях, боях. Была несколько раз ранена. Почти три года пробыла Наталена на войне. После смерти мачехи она еле добралась до Праги.
Учитель. Мы прибыли на станцию "Пражская". Это - наша предпоследняя остановка.
Ученик-рассказчик. Приехав в Прагу, Наталена начала работать в системе народного образования. Здесь она встретилась с украинским писателем Василием Королівом-Старому, вышла за него замуж. Они поселились на окраине городка Мельник возле Праги. Именно по совету В. Королива-Старого с 1919 года Наталена начала писать произведения на украинском языке. Первое повествование, написанное на украинском языке, называлось "Грех" и было напечатано в венском украинском еженедельнике "Воля" в 1921 году за подписью "Н. Ковалевская-Черная". С того времени более двадцати лет все западноукраинские, буковинские, закарпатские украинские журналы публиковали его произведения.
До конца своих дней Наталена Королева прожила в Мельніку.
Учитель. А могли бы мы побывать в литературной горнице Наталены Королевы?
Ученик-рассказчик. Конечно, но для этого вам нужно пройти к станции "Литературная".
Учитель. Что же, спасибо за рассказ и путешествуем дальше. Вот уже виднеется станция "Литературная". А "Литературная горница Наталены Королевы" - чуть дальше. Здесь уютно и красиво. Правда? Давайте подойдем к этому столику. Что вы здесь видите?
Ответы учащихся.
- Книги (карточки с названиями) Наталены Королевы.
- Публикации о писательнице.
- Рассказ автора.
Учитель. Возьмите эти карты и узнайте, какие произведения написала Наталена Королева.
Карточка № 1.
Ученики. "Во дни оны" (1935). Сборник легенд.
"1313" (1935). Повесть.
"Без корней" (1936). Автобиографическая повесть.
"Другой мир" (1936). Сборник рассказов. "Предок" (1937). Повесть. "Сон тени" (1938). Повесть.
Учитель. Что вы еще узнали о Наталену Королеву?
(Ученики читают то, что написано на карточках.)
Карточка № 2.
"Автора привлекают необычные, волнующие ситуации, ей близка сфера бред, веры, больших поступков, в эмоциональном фоне ее рассказов частые конфликты между одиночеством и холодом ночи и яркой гармонией солнечного дня, что никогда не гаснет для человека, которая нашла свой внутренний покой".
Орест Зилинский
Карточка № 3.
"Наталену Королеву влекли экзотические сюжеты, она бродила вместе со своими героями по пустынных горах Армении... Она посылает своих персонажей в Пиренеи, в монастырь и т.д."
Валерий Шевчук
Карточка № 4.
"В центре ее внимания - человек, его духовный мир. Герои произведений писательницы - люди незаурядные, библейские, античные и мифологические фигуры, рыцари, изобретатели, которых объединяет жажда знаний, поиск истины, утверждение высоких идеалов всеобщего добра, братства и любви".
Олег Мишанич
Учитель. "Легенды старокиевские"... 1942-1943 гг. Давайте полистаем страницы "Легенд..." О чем они рассказывают? Об основании Киева, о истории Киевской Руси. "Аскольдова могила", "Нерушимая стена", "Перунове проклятие". А какие легенды вы читали? Понравились ли они вам? (Ответы учащихся.)
Учитель. А теперь вмощуйтеся удобнее в "Литературной горнице Наталены Королевы" - поговорим о легенде "Скитский сокровище".
Беседа по содержанию.
1. Прочитайте начало легенды. Как вы понимаете выражение "Узы тайные золото со злом вяжут"?
2. Как автор описывает Ларту-Деву, "стражкиню" клада?
3. Найдите и зачитайте портрет Зевса. О чем он свидетельствует?
4. От кого начался род человеческий на берегах Бористенських?
5. Как изменилась жизнь Ларти после свадьбы с Зевсом?
6. Чему научила Лартен своего сына Таргітаоса?
7. Как вы оцениваете Лартину заботу о семье?
8. Что побудило ее вынести из-под земли часть золота?
9. За что Бористен-старец упрекает Ларті?
10. Прочитайте окончание легенды (от слов "Бросилась Лартен...").
(Ученик читает на фоне мелодии песни "Ревет и стонет Днепр широкий ".)
11. Объясните, почему автор называет сокровище "заклятым".
12. А как думаете вы? Является ли золото самым большим сокровищем в жизни?
13. Обратили ли вы внимание на язык произведения? Которая лексика употреблена в нем? Какие художественные средства использует автор? С какой целью?
14. Понравился ли вам произведение? Почему Наталена Королева назвала его легендой?
Учитель. Конечно, мы могли бы еще много говорить о произведениях Наталены Королевы, но наше путешествие завершается. Время возвращаться. Я думаю, что сказка писательницы не оставил вас равнодушными. Надеюсь, что вы еще не раз обратитесь к ее творчеству, а о впечатлениях от сегодняшней поездки я узнаю из ваших сочинений-отзывов, которые вы напишете дома.
Учитель подводит итоги урока-путешествия, оценивает знания учеников, которые рассказывали о жизненный и творческий путь Наталены Королевы принимали участие в обсуждении легенды, и предлагает подготовиться к следующему уроку внеклассного чтения.
Примечание. При необходимости учитель может дать до урока краткий толковый словарик.
Бористен - древнегреческое название Днепра.
Велис (Волос) - древнеславянское языческое божество, покровитель скотоводства, богатства и торговли. Фойбос (Фобос) - дословно "блестящий", второе имя Аполлона, бога света, солнца, поэзии и музыки.
Литература.
1. Дивослово. - 2003. - №3 (портрет Наталены Королевы).
2. Королева Н. Предок: Ист. повести; Легенды старокиевские/ Составитель, автор послесловия и примечаний А.В. Мишанич. - К.: Днепр, 1991. - 670 с.
3. Украинское слово: Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX в./ Упор. Есть. Федоренко, В. Яременко. - К.: Рось, 1994. - С. 429-458.