Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Заговоры (диалектное "заговоры", "заклинание", "призвания") - жанр словесного фольклора, устоявшиеся выражения, речитативные, преимущественно стихотворные тирады, сопровождающих магические действия, движения их исполнителей - знахарей (от "знать"), ведьм или ведьмаков (от древнего "ведать" - знать), волшебников, колдунов, шептухам, и т.д и выражают их желание повлиять на природу, на человека и его отношения с окружением в соответствующем направлении (доброму или злому). Первоначально основой 3. были обрядовые, магические действия, имитационные движения, возможно, без слов. Позже словесное сопровождение становится главным, приобретает самостоятельное значение. 3. компонуются в основном по принципу ассоциирования идеи (понятия) параллельных рядов: причина и следствие, предмет и его образ (название, изображение, человек и его имя или какая-то ее вещь). 3. отражают языческое мировоззрение, в них часто фигурируют небесные светила, природные стихии, фантастические местности, предметы, существа и т.д., но в эпоху христианства "в заговірні формулы вошло очень много книжных христианских апокрифических элементов, целые части и еретических христианских молитв и призывов, без которых нынешние заговоры редко когда обходятся" (Ф.Колеоса). Основное содержание 3. составляет обращение к некой высшей силы, которая бы дарила что-то желаемое, перечень различных причин болезни и частей тела, через которые она вошла к больному и через которые из приказа знахаря должна выйти. Болезнь трактуется исключительно как наваждение злой демонической силы, что ее в императивной форме изгоняет волшебник (наказова форма - существенное отличие 3. от молитвы): "Я тебя візиваю, я тебя вікликаю: розїйдиси, розтечиси, ек пена по воде, ек роса по траве, ек мла делами, ек дух губами!" В 3. богатая, разнообразная поэтика, ритмика, поэтический синтаксис (анафора, риторические обращения и вопросы, различные виды художественного параллелизма и т.п.). Поражают яркостью образов и даже лиризмом, особенно поэтические девичьи 3.:

Добрый день тебе, солнышко яснеє,

Ты святое, ты ясное прекраснеє,

ты чистое, возвышенное и уважительное;

ты освіщаєш горы и долины и високії могилы,

освети меня, рабу Божью, перед всем миром:

перед господами, перед царями, перед всем миром христианским добротой, красотой, любовной и милощами;

чтобы не было ни любішоі, ни милішої

от рабы Божьей рожденного, хрищеної (Марии).

Как ты ясное, величественное, прекрасное,

чтобы и я такая была ясная, величественная, прекрасная

перед всем христианским миром на века віков, аминь .

Отголосок языково-стилевых особенностей, ритмомелодики 3., в частности проклятий и причитаний, явственно ощутимый в каскадах инвектив Ивана Вышенского, в антивоенных новеллах Марка Черемшины, произведениях М.коцюбинского, А.довженко, произведениях-молитвах Екатерины Мотрич. В эпоху христианства 3. имели особый статус - "от нечистого", их создателей и исполнителей преследовали. Ведь 3. возникли раньше от этой религии и, как отметил О.Потебня, "стоят вне сферы богопочитания". Сбор и изучение 3. осложняло еще и то, что профессиональные знахари и ворожеи хранили их в тайне. Первое собрание 3. поместил в своем корпусе п. чубинский ("Труды этнографическо-статистическойэкспедиции..." -- СПб., 1872. - T.I, вып.І). Независимо от Чубинского первый отдельный сборник 3. собрал и издал этнограф П.Єфименко ("Сборник малороссийских заклинаний". - М., 1874, 212 образцов). Ценные подборки и сведения о 3. есть в трудах М. Драгоманова "Малорусские народные предания и рассказы" (К., 1876), Антоновича "Волшебство на Украине" (перевел в. Гнатюк. - Львов, 1906), в. Шухевича "Гуцулыцина" (ч.Ш, Львов, 1902), Я.П.Новицького "Малорусские народные заговоры, заклинания, молитвы и рецепты, собранные в Екатеринославщине" (Екатеринослав, 1913). Первую библиографию 3. заключил М.Сумцов ("Заговоры". - Харьков, 1892).