Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Эпилог (греч. epilogos - послесловие, итог), или Постпозиція - в античной трагедии и комедии - обращение к зрителю хора (или актера) в конце пьесы (в ексоді, то есть заключительном эпизоде), в котором объясняется замысел автора, характер произведения, значение произошедших событий; в драме-эпохи Возрождения (Шекспир, Д.Джонсон) - заключительное обращение-монолог (иногда песня), истолковывает идею произведения; в эпосе и драме XIX-ХХ вв. - финал, удаленный от основного действия текста, итоговая часть его, в которой кратко после завершения развязки и исчерпанного основного конфликта сообщается читателю о судьбе героев произведения. Е. - компонент композиции, призванный оттенить доминанту в характерах, добавить новую информацию, авторскую оценку изображаемого модели жизни ("Гайдамаки" Т.шевченко, "Похороны" И.франко, "Гуляйпільський батько" К.Поліщука, "Дворянское гнездо" І.Тургенева, "Три мушкетера" Дюма, "Спартак" Р.Джованьйолі, "Огнем и мечом" Г.Сенкевича). В некоторых авторов Е. играет концептуальную роль, очерчивая полностью человеческий характер, что неожиданно довершает в необычном ракурсе идею произведения (м. Коцюбинский ^Дорогой ценой", І.Тургенев "Рудин", Ч.Діккенс "Приключения Оливера Твиста", М.Стельмах "Правда и кривда", Ж.-П:Сартр "Комната"). По форме Э. бывает сообщению от автора ("Кармелюк" Марка Вовчка, "Венера Ілльська" П.мериме), письмом, диалогом, сценой ("Консуэло" Жорж Санд, "Солнечный луч" Б.гринченко, "Роман о человеческом назначения" Эммы Андиевской), резюме, разделу или нескольким разделам ("Середземної ночи" Б.гринченко, "Преступление и наказание" Ф.достоевского, "Лунный камень" В.Коллінза). Такие Э. называют развернутыми, "двойными". Они воспроизводят судьбу героев и их отношения через определенный промежуток времени после того, как события произошли и завершилась действие ("Горы говорят" У.Самчука). Некоторые авторы в 1. нарушают морально-этические, философские и эстетические аспекты изображаемой действительности ("Война и мир" Л.Толстого, "Доктор Фаустус" Т.Манна), освещают личность автора ("Очаг" д. павлычко).