Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Фольклорные источники повести Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков"


В том волшебном краю, где грусть еловых лесов спускается с высоких гор до бурного Черемоша, творились настоящие чудеса. Там жили добрые лешие, бродили веселые чугайстыр, водили хоровод нимфы, грелись возле воды русалки, прятался по скалам леший. "Весь мир был как сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная". Сказка не всегда имела счастливый конец. Потому что она тесно переплеталась с человеческой жизнью, где радость и горе, любовь и смерть, добро и зло всегда были рядом. Очарован тем загадочным, поэтическим миром, Михаил Коцюбинский ярко воспроизвел его в своей повести "Тени забытых предков".
Писатель знакомит нас с народным мировоззрением Гуцульщины, с верованиями и обычаями этого живописного края. Произведение имеет глубокое фольклорное корни, питает творческое воображение художника. Повесть излучает свет народной фантазии, к которой всегда были чувствительны украинцы. Фольклорные образы участвуют в событиях, влияющих на жизнь людей. В духе лучших традиций изображено чистое, глубокое чувство любви, которое бывает один раз в жизни. Иван и Маричка имеют родственные, незглибимі души, которые неудержимо тянутся друг к другу, ибо только в единстве находят свою гармонию. Тоскливый голос трембиты сопровождает их любовь от рождения до рокового финала. Это чувство с самого начала обречено на трагедию, потому что оно больше и сильнее по жизни. Песни так и льются из сердца Маши. Иван же воспевает душу игрой на флояре, потому что одних только слов мало, чтобы выразить красоту и силу любви. "Маричка обзивалась на игру флояры, как самочка до дикого голубя - співанком. Она знала их множество. Откуда они появлялись - не могла бы рассказать". То были частушки - любимый поэтический жанр гуцулов, что показал одаренность и духовную красоту этого народа. Иван и Маричка занимаются любовью на лоне одухотворенной природы, слившись с ней в единое целое. I таинство природы, и таинство любви воспринимаются в неразрывном единстве. Но природа вечна, а в человеческой жизни все имеет свое начало и конец. I волшебный окружающий мир полон не только добрых духов, а злых сил, которые вредят человеку, забирают у нее самое дорогое. Иван и Маричка доверили природе свою тайну, а она безжалостно вынесла жестокий приговор их любви, наславши беде наводнение, которое унесло девушку в другой мир, где мрачными призраками блуждают тени предков. А может, тот мир лучше этого? И все равно там нет милого... И с того момента жизнь теряет для Ивана всякий смысл. Он еще держится за него, даже женится и находит утешение в хозяйстве, но уже не жизнь, а его жалкое подобие. Повседневные заботы о животных заменяют Ивану песни и любви. Поэтому не удивительно, что он становится легкой добычей нечистой силы. Человек, которая отреклась от духовной жизни, перетворюєть ся на игрушку в руках жестокой судьбы. Писатель широко использует поверье и образы украинской народной демонологии. Видимо, не случайно Иван не может разминуться с демонскими существами: одна его соседка - ведьма, что постоянно вредит скоту, другой сосед - злой колдун, который соблазняет Палагну, а Ивана лишает здоровья, воли, интереса к жизни и, в конце сводит его со света. Кажется, несчастный человек с готовностью идет навстречу смерти, ибо она является ему в дорогом образе далекой возлюбленной. В глубине души Иван осознает, что то не Маричка, а нявка водит его лесом. По народным поверьям, мавками становились некрещеные дети или молодые утопленницы. И Иван забывает об осторожности. Он так счастлив слышать милый голос Марички, чувствовать тепло ее тела, видеть милое лицо, что не боится уже ничего: "Все его хлопоты и заботы, страх смерти, Палагна i вражеский мольфар - все куда-то исчезло, все одлетіло, как будто никогда ничего такого не было. Неунывающая молодость и радость снова водили его по сих безлюдных водах..." Иван даже спасает русалку от чугайстра, пускаясь с ним в такой неистовый танец, который может быть только передсмерт ним... Голос Марички сводит его к бездне, где заканчивается мученическую жизнь на этом свете, чтобы продолжиться в другом, где уже не будет разлуки с любимым, где их души соединятся навечно...
В духе фольклорной традиции Коцюбинский мастерски сочетает реальные картины с народными выдумками. Героям повести не суждено было счастье, однако их любовь бессмертно и сильнее смерти. Поэтому в трагической развязке произведения звучит оптимистическая нота. Писатель не только вводит читателя в поэтический, таинственный мир верований наших предков, но и побуждает к философским размышлениям о любовь и ненависть, окрыленность и бездуховность, добро и зло, прекрасное и презренное в человеке. Это произведение глубоко национальный, полон яркого народного колорита, высокой поэзии чувств, которая объединяет современных украинцев с их далекими, незабываемыми предками.