Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МАРКО ВОВЧОК
Мое отношение к панночки из повести Марка Вовчка «Институтка»

Марко Вовчок изображала в своих произведениях непростой жизни крестьян времен крепостничества. Отдельное место в ее рассказах и повестях занимает тема женской судьбы, потому что женщины больше всего страдали от несправедливости и жестокости окружающего мира. Героини рассказов Марка Вовчка предстают перед нами многострадальными, чувствительными и часто грустными, но всегда искренними и чуткими, сильными духом. Писательница мастерски проникает в самую сущность души человека, указывая нам на те часто ужасные превращения, которые происходят в человеке под давлением социальной несправедливости и личного горя.
Но Марко Вовчок, создавая яркие женские образы, изображает не только крепостных, но и господ и барышень. Характерным образом является панночка из повести «Институтка». Прочитав эту повесть, я услышал от своего учителя очень интересный вопрос: «Как ты относишься к барышне?» Сначала я, конечно, полон негодования от ее выходок, начал критиковать и осуждать ее, но вовремя вспомнил, что нет ничего однозначно хорошего или плохого, и решил серьезно поразмыслить над этим вопросом.
Молодая барышня появляется в повести после возвращения с учебы. Но научилась она чего? Она сама пренебрежительно и почти презрительно говорит об образовании. Она считает ее ненужной, ибо на уме у нее только развлечения и удачное будущее замужество. Такое отношение к знаниям, которые, собственно, и делают человека человеком, которые формируют личность и духовность в человеке, заслуживает осуждения, но чем было обусловлено такое отношение? Во-первых, ее собственной натуре. А во-вторых, тем самым строем, социальной моралью, согласно которой женщине не нужно образование, если она умеет готовить, растить детей и является привлекательной внешне. Получается, что барышня большую часть своих негативных черт унаследовала с воспитанием...
Жестокое отношение к крепостным, ее презрение к людям во многом, как мне кажется, обусловлено тем, что она видела вокруг. Она просто подражала поведению тех барчуков, которых видела, которых имела себе авторитет. Замечу, что она была способна любить, пусть чувство любви часто боролись в ней с желанием выйти замуж за богатого мужчину.
Кроме того, барышня, насколько я понимаю из других литературных произведений и истории, - человек-тип, то есть таких, как она, было много. Даже большинство. Получается, несправедливое общество само воспитывало таких людей? В любом случае, вряд ли такое поведение большинства господ была обусловлена только их личными недостатками.
Образ барышни есть на самом деле довольно противоречивым. Безусловно, большинство ее поступков и черт заслуживают осуждения, но стоит с пониманием отнестись к тому, что жестокий строй общества уродовал души людей всех слоев населения, не только ломал жизнь крепостных, но и викривлював души господ. Ибо власть, как известно, меняет человека и часто не к лучшему. Тем более - власть над людьми - несправедливая, абсолютная власть. Один из мыслителей сказал, что власть уродует человека, а абсолютная власть искажает абсолютно...
Я пришел к выводу, что одновременно и осуждаю барышню, и сочувствую ей, потому что вряд ли она была счастлива, имея такие нрав и такое отношение к людям. Она также была жертвой крепостного права и жертвой воспитания, уклада, традиций. Однако это ни в коем случае не снимает с нее ответственности за ее жестокие и часто просто нечеловеческие поступки...