Исторические песни - лиро-эпические фольклорные произведения о конкретные исторические события, процессы и исторические лица. Историческая конкретность содержания является наиболее весомым основанием для выделения И.п. в отдельную группу, по структурным признакам является совокупностью разнородных жанров, связанных с историей. Для классификации И.п. ответственнейшей является хронологически-тематический принцип. Древнейший цикл составляют И.п. с доби козаччини XV-XVIII ст. В нем выделяются три основные темы - борьба против турецко-татарских нападающих и польских и московских захватчиков. Песни первой группы воспевают героизм рыцарей-патриотов ("Песня о Байде"), изображают неожиданное нападение татар во время жатвы ("Песня о Коваленко"), героическую смерть в бою с врагом ("Песня о Михая"), упорства в обороне родного края ("Песня о побережців", "Ой, поля, вы, поля"), освобождение от осады Почаевского монастыря ("Ой взошла заря"), получение Варны ("Кляла царица, вельможная госпожа"), ограбления и сожжения села, захвата людей в ясырь ("За рекой огни горят"), распределение этого ясыря ("Когда турки воевали"), опустошение края чужестранцами, призыв к оружию ("Загрустила Украина"). В ряде песен изображены драматические семейные коллизии, обусловленные тем, что преступники-грабители торговали пленниками как товаром: брат, не ведая, покупает или продает свою сестру, теща становится пленницей в своего зятя и т.д. ("Ходит турчин по рыночков", "В Цариграді на базаре", "Почему, куры, не пієте", "Что си в поле забіліло?"). Количественно меньшую группу составляет цикл И.п. о казацко-польские войны, события 1648-54, о Б.хмельницкого ("Или не тот то хмель", "Эй, не удивляйтесь, добрые люди"), М.Кривоноса ("Ой все лужайкой и все каемочкой"), д. нечая ("Ой из-за горы высокой"), Богуна ("В Виннице на границе", "Ой из-за горы черная туча") и др. В песнях этого цикла воспето битвы под Корсунем ("Засвистали козаченьки"), Жванцем ("Ой из города Немирова"), Збаражем ("Ой что это за хибара"), Солобківцями ("Ой как ушли казаки") и др. И.п. отражают постепенную колонизацию Украины московским царизмом после Переяславского соглашения. У них есть нарекания на нерозважний союз с Москвой, что "погубил Польшу / Еще и нашу Украину" ("А уже лет двести"); на произвол московских царей: Петра, "змеи" Екатерины, "вражьей бабы", что осквернили казацкий край, покрыли его горем; жалобы на наивную доверие казацких атаманов к захватчикам ("Ой вы, хлопцы-запорожцы", "Я сегодня что-то очень скучаю", "Эй, на беду, на горе" и др.). Особенно ярко отразились мотивы московской неволе в И.п., где говорится об использовании казаков в захватнических войнах, на "канальських работах", в болотах Петербурга и, наконец, о коварное уничтожение Запорожской Сечи 1775 ("в Глухове В огороде", "Ой за рекой за Синюхой", "В одно время под Єлисаветом", "Ой летит пуля из вражеского поля", "Ой еще и не мир", "Мир большой, край далекий", "сад-виноград"). Исторический песенный летопись отразил картину разрушения казацкой Украины: рассеивание казаков за Дунай, на Кубань, введение рекрутчины и крепостничества ("Приуныл бедный беднота", "Ой галочки-сизоперочки", "А в воскресенье пораненько", "Хорошо же было, хорошо", "Вылетали орлы", "Эй, веют ветры", "Вне садом-виноградом"). Порабощение Украины во второй половине XVII и в XVIII в. вызвало народные восстания, воспетые в гайдамацких песнях, опрышковскому фольклоре, в песнях о восстании против барщины, об их главарей - У.Кармелюка, М.Штолу, Л-Кобылицы и др. К этой группе П. примыкает содержанию часть песен об эмиграции в Америку. Новейшая эпоха национально-освободительной борьбы украинцев в XX в. породила и новые циклы И.п., среди которых - песни сечевых стрельцов, что в широком контексте песен со времен 1-й мировой войны и тогдашних освободительных соревнований имеют вполне конкретный исторический смысл, является ярким сочетанием народного и литературного творчества. Несмотря на преследования, они сохранились в фольклорном репертуаре ("Молитва за Украину", "Ой в лузе красная калина", "Как из Бережан до кадри", "Эй вы, стрельцы сичовии", "Ой на горе, на Маковке", "Ой и опечалились стрельцы сичовии"" и др.). Вполне свежий пласт исторической песенности сформировался в межвоенный период и во время общенародной вооруженной борьбы в годы второй мировой войны и в послевоенный период, в частности в западных регионах Украины. Здесь история освободительной борьбы вписала песенную страничку о победителях-боевиков УВО и ОУН Д.Данилишина и В.Біласа, о трагической гибели Е.коновальца, о триумфе и трагедии Карпатской Украины ("Этого года грустные праздники", "В Закарпатье радость стала", "А Тисой плывут трупы"). В песенной истории Украины рядом с казацкими, стрелковыми песнями появились песни о борьбе ОУН-УПА ("Там на севере, на Волыни", "Ой в лесу на полянке", "Шли селом партизаны", "Лента за лентою", "то Ли буря, гром" и др.). Судьба порабощенной Украины - это одна из центральных тем этого пласта исторической лирики ("Триста лет проходит", "слышишь Ли ты, друг, молодой человек", "Грустный святой вечер в сорок седьмой году" и др.). И.п. имеют много общего с содержанием народных дум, но существенно отличаются от них формой. Они меньше по объему, преимущественно имеют куплетну структуру, рівноскладовий стихотворение. Только древнейшие И.п. бывают, как и думы, астрофічними и даже с нерівноскладовим стихом. Песни имеют постоянную мелодию, которая формирует, как заметил Ф.Колесса, ритмическую структуру текста, а в думах, наоборот, мелодия подчинена текста. По сравнению с лирическими песнями И.п. большие по объему и имеют выразительный эпический характер, хотя изложение содержания в них, как и в лирических, нередко реализуется через художественный параллелизм. Сюжет И.п. охватывает определенное событие или эпизод, которые освещаются реалистично, нередко с романтическим ореолом, с гиперболизацией рыцарских качеств героя, например, Перебейнос (Кривонос), как легендарный богатырь, "на капусту рубит врагов", погибает на поле боя от "серебряной пули", хотя в действительности он умер от чумы. И.п. преимущественно составляли участники или очевидцы событий. Поэтому в этих произведениях зафиксирована правда образа эпохи, исторической личности, ситуации. Термин "историческая песня" начали употреблять со второй половины XIX в. В начале XIX в. ее называли старинной или казацкой песней. Первую И.п. (о Поджигателе и Мазепу) напечатал вместе с восемью думами М.Цертелєв в сборнике "Опыт собрания старинных малороссийских песен" (СПб., 1819), большие подборки имеем в сборнике м. максимовича "Малорусские песни" (М., 1827), "Украинские народные песни" (М., 1834); І.Срезневського "Запорожская старина" (X., 1833-34); П.Лукашевича "Малороссийские и червонорусские народные думы и песни" (СПб., 1836). Разнообразную подборку И.п. под названием "Думы и мысли" было помещено в "Русалке Дністровій" (Будим., 1837). Первое наиболее полное, упорядоченное по историко-хронологическому принципу, с многими вариантами и научным комментированием издание И.п. совершили Антонович и М. Драгоманов под названием "Исторические песни малорусского народа", (т.ІДІ. - К., 1874-75). Продолжением этого сборника было издание м. драгомановым в Женеве труда "Новые украинские песни об общественных делах (1764-1880)" и "Политические песни украинского народа XVIII-XIX вв.". До сих пор это собрание И.п. и еще отдельные сборники Б.гринченко, Я.Новицького, Д.яворницкого составляют основной печатный фонд украинских И.п. Среди исследовательских работ ценные достояния оставили Костомаров, и. Франко, в. Гнатюк, Ф.Колесса и др.
|
|