Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Литература полемистов

Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из ведущих тем в истории Украины. Постоянно находясь под властью чужеземных государств, они неоднократно подвергались попыткам ассимиляции господствующей культурой.

В XVI веке поляки, поддерживаемые большинством украинцев, в союзе с венграми бились с литовцами за Галичину и Волынь. В отличие от княжеских распрей, что для населения Древней Руси были уже чем-то привычным, эта борьба приобрела нового тревожного измерения. Провозгласив себя «щитом христианства», поляки, отчасти по убеждению, отчасти с целью заручиться поддержкой Папы Римского, изображали свое продвижение на Восток как крестовый поход против язычников-литовцев и схизматиков - православных украинцев. Отношение к не католиков, на их взгляд - людей морально и культурно неполноценных, характеризовало будущие польско-украинских отношения как напряженные.

Подчинение полякам земель и населения Украины было более чем просто заменой своих правителей чужими: оно означало подчинение чужой нации с другой религией и культурой.

Но несмотря на свою послабленість православие смогло принять вызов польского католицизма. Борясь с врагом его же методами, небольшая кучка украинских магнатов, которые остались верны древней вере, основали в своих владениях православные школы и типографии. Самым известным, общепризнанным покровителем православной церкви был Константин Острожский. Он основал в своем имении типографию, которой руководил Иван Федоров. в 1581 году появляется первая ее публикация - тщательно отредактирована Острожская Библия, напечатанная на славянском языке. Князь Острожский также основал школы в Турове и Владимире, а позднее так называемую Острожскую академию, где преподавали образованные греки, а затем - их украинские ученики.

Распространение школ и печати помогло возбудиться когда-пассивным и консервативным украинцам. Сотни воспитанников школ, проникнутых духом национальных традиций, становились странствующими учителями, несли чувство собственного достоинства и непримиримости. Вместо того, чтобы переходить в католицизм, они решительно защищали религиозные традиции, которые отличали их от поляков.

Относительно объединения церквей, то эта идея рассматривалась как католиками, так и православными с самого момента раздела Руси Ярославом 1054 года. Однако, на пути христианского единства были века взаимной недоброжелательности. Опасения православных, католическая церковь будет пытаться подчинить их себе, были небезосновательными, потому что в течение XVI века поляки добивались унии, надеясь, что она будет способствовать дальнейшему распространению католицизма.

Однако, непосредственный призыв к заключению унии поступал именно с православной стороны. Несколько православных епископов на тайной встрече в Белзе подняли вопрос об унии с Римом. Историки называют этих епископов заговорщиками. Во главе заговора стал Ипатий Потей из Владимира. При условии гарантии сохранения православной литургии, языка, обрядов, а также таких обычаев, как право священников вступать в брак, они принимали верховный авторитет Рима во всех делах веры и догмы.

Чтобы разрешить конфликт, в 1596 г. в Бресте был созван церковный собор. Несмотря на протесты и угрозы, православной стороне не удалось отменить унии. Так украинское общество раскололось пополам: с одной стороны - православные магнаты, большинство духовенства и народные массы, а с другой - бывшие иерархи, поддерживаемые королем и кучкой сторонников. Вследствие этого возникла ситуация, когда существовала иерархия без верующих и верующие без иерархов. То, что началось как попытка объединить христианские церкви, закончилось их последующим размельчением: вместо двух теперь существовали три церкви: католическая, православная и униатская, или греко-католическая.

Споры вокруг Брестской унии породили невиданную слива полемических писаний. До интересных и ценных полемических писаний, что вышли перед Брестской унией, принадлежит произведение Василия Суражского «О единой істинной православной вере» и сочинение Герасима Смотрицкого «Ключ царства небесного». Направлена эта литература была, в первую очередь, против введения нового календаря.

После Брестской унии литературная полемика оживилась, приобретая несколько иного характера. Каждый из противоположных лагерей отстаивал свою правоту. Вышел произведение Петра Жалобы «Брестской собор и его оборона». В ответ Жалобе получается «Апокризис» Христофора Филалета - произведение, имел большой резонанс среди протестантов и православных. К борьбе с ними присоединился сам создатель Брестской унии Ипатий Потей со своими произведениями «Антирезис» и «Гармония».

Среди писателей, которые принимали участие в религиозной полемике, выбился силой таланта, выражению страстного, горячего чувства на одно из первых мест Мелетий Смотрицкий. в 1610 году он выступил под псевдонимом Теофила Ортолога с произведением под названием «Тренос» («Плач»). Сильными поэтическими словами Смотрицкий подал в «Треносе» образ упадка православной церкви, плач которой поразил до глубины сердца православных, взволновал их мысли и чувства. По поводу перехода православных в католический лагерь православная церковь голосит погребальные песни. Православные считали «Тренос» своей любимой книгой благодаря сильным словам и образам, оставляли детям, как дорогу наследство, или велели класть с собой в могилу. Взволновал «Тренос» и католический лагерь. С ответом выступил Петр Скарга. После издания «Треноса» Смотрицкий постригся в монахи, а впоследствии стал епископом в Полоцке.

В религиозной полемике участвовал и Иван Вышенский - самая оригинальная фигура средневековой эпохи в украинской литературе. С молодых лет он проживал в Остроге, путешествовал на Афонську гору, в православные монастыри. в 1605 году посетил Вышенский Украину, потом снова вернулся на Афон, откуда направлял в Украину свои сильные, гулкие послания с горячими, страстными призывами не бросать родительской веры. Острыми, язвительными словами укорял он власть имущим, что своей жизнью ославили православную церковь, безоглядным тоном корил епископов и господ за издевательство над простым народом.

Послание Ивана Вышенского производили на его современников большое впечатление. Большой моралист сумел заставить земляков задуматься над недостатками церковной и общественной жизни, возбуждая в них голос совести.

Об Иване Вишенском и его произведения оставил научную работу Иван Франко; он воспроизвел фигуру яркого художника в поэме «Иван Вишенский».

Думы Ивана Вышенского об обороне православия поддержали Юрий Рогатинець («Предостережение»), Захария Копыстенский («Палінодія») и много других украинских литераторов. Писали они давней славянском языке, причудливым барочным стилем в отличие от своих оппонентов, произведения которых писались на латыни.

Религиозная полемика осветила актуальные проблемы украинского общества. Она преподнесла все возрастающую напряженность между Польшей и Украиной на високоемоційний идеологический уровень. И украинцам дорого стоила культурная конфронтация с поляками: она заставила украинскую верхушку выбирать между собственной застывшей и зубожілою наследием и привлекательной польско-католической культурой. И, как мы знаем из истории, выбор этот не всегда был в пользу украинской культуре.

Литературная продукция полемистов была небольшой по объему. В течение нескольких десятилетий дискуссий представители обоих враждующих лагерей вместе взятых написали всего 20-30 произведений. Но то были первые произведения еще молодой национальной литературы. Они тщательно читались и горячо обсуждались культурной элитой Украины того времени, оставалась сторонником православной веры, в тесных помещениях братств по всей Украине. Втянув общество в эту первую для него настоящую идеологическую полемику, полемисты способствовали подъему уровня самосознания и осознания места украинского общества в окружающем мире.