Из произведений Александра Довженко, из его фильмов и дневниковых записей приходим к выводу, что больше всего эта незаурядная человек любил свой народ и правду, суровую и одновременно героическую правду жизни.
В киноповести «Украина в огне» показано именно такую правду о страшных временах Второй мировой войны на территории Украины. Повесть была запрещена, Довженко обвинили во всех «смертных грехах», в том числе в национализме, искажении действительности и т.д. Не так легко было художнику не сломаться под давлением жестоких, грязных и абсолютно безосновательных обвинений. Но Александр Довженко выдержал все жизненные испытания. Вероятно, он чувствовал в себе ту силу духа, которую проявлял его народ в течение всей своей трудной и противоречивой истории, которую художник так мастерски и просто передал в киноповести «Украина в огне» и в других произведениях о войне. «Родная отцовская земля умножала их гнев и силу боевого задора», - пишет автор о героизме народа в бою. На самом деле, именно стремление защитить свою землю, спасти ее от рабства поднимало мирных крестьян-земледельцев на борьбу, борьбу жестокой и кровавой, но справедливой, ибо речь шла о жизни народа, об угрозе его жизни.
Из многих источников, в том числе исторических, узнаем мы о том, что героизм народа, силу его духа удивляли врага. Очень важные слова вкладывает В. Довженко в уста персонажа «Украины в огне» полковника немецкой разведки Эрнста фон Краузе: «их жизнеспособность и пренебрежение к смерти безграничны. Так: не подчиняться и так умирать, как умирают украинцы, могут только люди высокой марки. ...У этого народа есть ахиллесова пята. Эти люди абсолютно лишены, умение прощать друг другу несогласия даже во имя интересов общих, высоких. В них нет государственного инстинкта...» Удивительно, Александр Довженко никоим образом не идеализирует народ, однако как искренне он любит его, как болят художнику некоторые недостатки народного характера...
Александр Довженко придерживался той точки зрения, что любые исторические события нужно изображать в произведении через жизнь обычных простых людей. Так, в центр произведения он поставил семью Лаврина Запорожца. Именно фамилия является значимым: вероятно, эта, конечно вымышленная, семья олицетворяет весь украинский народ, запорожский род. Обычные крестьяне не прибегли к эвакуации, не убежали, но мужественно остались защищать свою родную землю. Пятеро сыновей Лаврина Запорожца пойдут на войну, дочь Олеся попадет в немецкий плен, иметь родственные трагически погибнет, Лаврин ни на миг не оставляет мысли о том, как помочь народу, как приблизить победу. Через предательство план срывается, а сам Лаврин Запорожец попадает в концлагерь. Второстепенные персонажи также имеют каждый свою судьбу, каждый делает свой собственный выбор, свой вклад в дело всего народа, совершает свой подвиг. Конечно, попадаются среди персонажей, как и среди людей в жизни, фигуры не слишком героические, но поражает чувство достоинства и чести у крестьян - они осуждают дезертирство, трусость, несмотря на то, что это их односельчане, а порой даже сыновья или братья... В этом и сила народного духа: в каких обстоятельствах не потерять народной морали, мудрости, человеческого лица, даже перед лицом смерти не отказаться от чести и достоинства...
Читая о сильные и чистые образы крестьян из повести «Украина в огне», мы еще тогда видим за этими образами тысячи и тысячи украинцев, которые так же или похоже, которых постигли подобные судьбы в эти трагические времена. И перенимает настоящий ужас: сколько пришлось пережить людям, как они все это вытерпели... И перенимает настоящая гордость за свой народ, за его силу и несокрушимую волю к жизни, к победе, к свободе - сколько пришлось пережить людям, однако же они не сломались!