Судьба по-настоящему болела Кобзарю. Большое количество его произведений проникнута болью относительно положения его народа, всего государства. Часто поэт сочетает эпическое повествование с размышлениями. В произведении «И мертвым, и живым, и нерожденным...» эпического рассказа совсем нет только напряженное лирическое чувство и мысли. По интенсивности эмоций и размышлений это произведение не уступает всем эпическим драмам и трагедиям, потому осмысления положения Украины времен Кобзаря и было настоящей трагедией.
Тарас Шевченко выбирает жанр послании, уже в названии четко отмечая «адресатов». Послание - это своеобразный завет, призыв к действиям и размышлениям, к изменениям. Это не просто произведение, которое нужно прочитать и запомнить сюжет. Это произведение, которое должно вызвать изменения в поведении, то по крайней мере во взглядах читателя...
На самом деле я еще раз убедился в литературном таланте и гениальности Тараса Шевченко. Его поэтическое слово западает в самую душу читателя, прорастая там сначала маленьким ростком, который впоследствии расцветает в буйное дерево новых идей и взглядов. Это послание действительно «действует», потому что мало произведений из всех мною прочитанных не просто поразили меня настолько же, но и в чем-то изменили, воспитали...
Болит поэту положение народа. Кобзарь говорит о помещиках, которые лицемерят в течение всей своей жизни, потому что говорят, что любят свой народ. И они, наверное, его любят, вот только не понимают, что народ - это не какое-то абстрактное понятие, а живые люди, с которых эти самые паны постоянно издеваются. Не напоминает ли нам эта ситуация «любви к абстрактному народу» современное состояние дел в Украине?.. Остается только снова и снова удивляться пророческому дару Шевченко!
Поэт предупреждает господ, что несправедливость вечно продолжаться не может и скоро ей придет конец, а им «беда будет». Однако Тарас Шевченко высказывает мнение, которое не понимали большинство его предшественников, хотя и они были не меньшими патриотами. Нельзя отрицать и «уничтожать» господа, ибо именно оно является единственной образованной, культурной частью населения. Преодоление проблемы не в уничтожении господ, а в превращении этих ослепленных богатством и властью людей на национальную элиту, прежде всего интеллектуальную и патриотическую по своей идейной направленностью.
Отсюда вытекает еще один важный вопрос, ответ на который находим в самом же произведении. Это вопрос диалектики национализма (в лучшем смысле этого слова) и космополитизма. То есть, говоря просто, «своего» и «чужого». Известная фраза Т. Шевченко становится крылатой недаром: «И чужому научайтесь, й свого не цурайтесь...» Сочетание собственных традиций, знание своей истории, языка и литературы, с достижениями европейской и мировой культуры может сделать образованную и культурную человека национально сознательным, но не ограниченным в эрудиции патриотом... Если бы только современные украинцы, которых бросает в крайности (от радикальной прозападной позиции до шароварщины и хуторянства), лучше прислушались к словам гениального художника, которые доносятся до нас из глубины прошлого и - я так на это надеюсь - в конце концов будут-таки услышанными!