Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




Справочник древнеукраинской мифологии

СЛОВАРЬ ДРЕВНЕУКРАИНСКОЙ МИФОЛОГИИ

ПЕРУН - бог молнии и грома. Один из главных персонажей древнеукраинской мифологии «бог над богами». «Они (анты) считают, что один только бог - повелитель грома и молнии, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды»,- писал византийский историк Прокопий Кесарийский в VI веке. С начала новой эры в капищах (храмах) П. волхвы четвергам провозглашали притчу о громовержца (теми же словами, которыми раньше, до новой эры, поздравляли БЕЛОБОГА): «Мир ушел от тела П., солнце образовалось из лика Его, заря - от уст, месяц - от груди, дождь - от слез, небо - от Его черепа, камни - от костей, вода - от крови, леса и травы - от волос, облака - от мозга, ветер - Его дыхание, гром - слово, а молния и звезды - Его взгляд...» По легенде, П. творил из камня и оживлював БЕЛОБОГ. Изображался П. срибночубим, золотовусим, с огненными стрелами, золотым луком и тяжелым молотом в руках. По поверью, грозы - это битва П. с ЧУДЕСАМИ и бесами, которых насылают ЧЕРНОБОГ, МАРА и другие злые силы. Смотри имеют замуровать воду в облаках, заморозить ее, не дать упасть ей на землю, чтобы там образовалась засуха, погибли все посевы, вымерли люди. Но Перун, разъезжая на золотой колеснице, в которую запряжены девять крылатых златогривых коней, огненными стрелами уничтожает, разгоняет дивів и бесов, а тяжелым молотом разбивает обледенелые облака и пускает на землю животворную влагу. По некоторым легендам, П. имел девять сыновей: трое поражало злые силы стрелами, трое разбивали облака, создавая гром; остальные правила золотогривимы лошадьми. Когда молния убивала человека, поверья толковало: какой-то СМ, удирая под П., спрятался, вселился в мужчине, зная, как Громовержец любит людей. И П., мол, и мужа не пожалеет, чтобы убить ЧУДА. А убитый молнией человек счастлив: он переселяется в ВИРШ к богам, становится братом П. Древние украинцы и белорусы чествовали П. еженедельно в четверг (Перунов день). В этот день девушки сходились к воде, а зимой - до капища и пели вокруг костра песни о П. Одну из девушек - самую молодую и самую красивую - выбирали распорядительницей на празднике, ее называли Девой вогню. ей на голову клали венок, одели в багряницу, вручали чашу со священной водой (из девяти колодцев Перунового леса или рощи). Той водой Дева огня кропила язычников, которые, в соответствии с поверьем, очищались от грехов. В Перунов день составлялись молитвы, которые, как правило, провозглашали волхвы: «О милостивый Боже, грозный и добрый Перуне! Молимся Тебе, чтобы Ты появился в нужной часов и даровал нам дождя, чтобы деревья, травы и хлеба хорошо росла и цвела вся наша мать земля. Не причиняй горя, просим Тебя, ненужной бурей, громом, градом или молнией; выгони, всемогущий наш Бог, и уничтожить проклятую МАРУ с ЧУДЕСАМИ и другими слугами черными их, чтобы они не помешали нам и нашим нивам...» В мае Дева огня становилась ДОДОЛОЮ, «невестой П.», какова мата выпросить дождя в своего золотосяйного «жениха». ее раздевали, украшали венками из живых цветов и вели через село. Хозяйка каждого двора должна была вылить на ЗЕМЛЮ или ей под ноги ведро воды. Девушки пели ритуальных песен. ДОДОЛА символизировала Землю, которую люди отдают за невесту красном П. Когда Деву огня проводили в капище, там волхвы вручали ей ритуальную свадебное кольцо. ДОДОЛА имела право осенью на празднике ТУРА или ОВСЕНЯ выбрать себе в мужья юношу, что победил на молодецких состязаниях. Древние украинцы считали деревьями и растениями П. дуб, калину, лютик, борец, вовкобий, чертополох, а также папоротник. По легендам, в ночь на Ивана Купала на куст папоротника мог упасть огонь П. и вспыхнуть ярким сиянием. Если смельчак сумеет овладеть жар-цветком, то будет знать, согласно поверью, все тайны мира, будет обладать чарами, станет вечно молодым и т.д. Цветение папоротника сопровождалось, по мнению украинцев, землетрясением, громом, молнией. Во всех украинских землях были Перуновы дубы, рощи, пущи. Одна из них - урочище П. под Каневом - сохранилась и поныне. П. представал в народном воображении также как змееборец. Согласно поверью, семью, имела девять детей (9 - «число Перуна»), опекал сам Громовержец, принося в дом достаток и добро. Украинец, который отправлялся в дорогу, должен был вслух сказать: «Иду на 9 дней (недель, месяцев, лет)». Заключая с византийцами и другими соседями различные торговые и политические соглашения, украинские князья, воеводы клялись именем П. По приказу князя Владимира, во время принятия христианства в 988 году в Киеве было уничтожено капище П. и других богов, а ритуальный священный «дуб П.» - спилены и брошены в Днепр. По преданию, солнцепоклонники (язычники) бежали по берегу и кричали до дуба, что плыл по течению: «Видубай (выплывай), Боже!» Извлечь дуба на берег удалось вблизи урочища Зверинец. На том месте язычники - противники христианства - начали тайно собираться и поклоняться П. По велению церкви там был построен православный монастырь, который назван Видубецьким. После принятия христианства на Украине и в Беларуси еще несколько веков противники христианства тайно поклонялись П., о чем свидетельствуют летописи и донесения монахов («По украинамь молятся ему, проклятому богу Перуну...»). Имя П. дошло до наших дней в белорусском и украинском фольклоре («каб Целя Пярун тряснув», «который там Перун хлопает?» и др.). (По П. Круши-ним).