Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Тематическое разнообразие и неповторимость лирики Александра Олеся

Толчком к тому, чтобы харьковский статистик Александр Кандыба, пробовал свои силы в украинской и русской поэзии одновременно, стал украинским поэтом Александром Олесем, послужило праздник национально мыслящей интеллигенции по случаю открытия в Полтаве памятника И. П. Котляревскому в честь столетнего юбилея «Энеиды» (1898р.). А источником поэтического чутья - лирически-песенная натура его народа, родная земля, ее мягкая, задумчивая природа. Первое печатное стихотворение, датированное 1903 годом:

В детстве еще... давно, давно когда-то

Я выбежал из дома в день цветочный...

Шумов травой степь шелковый,

Смеялся день, песни лились...

Весь божий мир сміявсь, радовался...

Радовалось солнце, нивы, луга...

И я не вынес счастье-муки,

И зазвенели в сердце звуки,

И розітнувсь мой первый пение.

Уже эти первые поэтические строки показали сповідальну искренность, простоту, неугомонность чувства («счастье-муки»), а также музыкальность поэтического слова. Эту особенность настроєво-стильованої манеры Александра Олеся первым подметил Иван Франко, рецензируя сборник «С печалью радость обнялась»: «Весной дышит от сих стихов. Выступает молодая сила, в которой уже сейчас можно повітати мастера стихотворной формы и легких, грациозных песен. Почти каждый стишок так и просится под ноты, имеет в себе мелодию». Недаром М. Лысенко положил на музыку поэзии «Астры», «Гроза прошла...вздохнули травы»; Я. Степной - «Не берите с зеленого луга ивы»; К. Стеценко - поэзию «Сосна».

Образный мир Александра Олеся основан на чувстве, переживании, на субъективном настроении , и это лирическое начало является всеобъемлющим и всепроймаючим в произведениях, различных как по тематике, так и по жанровой природой. Непосредственные впечатления от «божьего мира» поэт пропускал через собственное сердце; они проходили через его нежно беспокойная нрав, распевая эмоциональное-психологическое состояние поэта души.

В поэтическом посвящении матери «Мой матери» он называл себя ребенком степи, что, «как море хвилювавсь», «Родным братом ветра, пространства и трав». Поэзия степи, рощи, полей, «пахтіли и цвели» , то есть «ланшафтно-настроенческая» лирика является ведущей в творчестве Александра Олеся, в ее жанровой системе.

Жажда природы, ненасытность ее чарами, восхищение вечным движением составляют основу мировосприятия Олеся его поразительного жизнелюбия:

Как жить хочется! Несказанно, безмерно...

Не насмотрелся я ни на зеленую землю,

Ни на далекие синие небеса.

Лирический герой поэзии Александра Олеся имеет непреодолимую, вечную потребность читать таинственно-прекрасную книгу природы, воспевать ее красоту. Однако широких описаний, развернутых картин природы поэт не подает. Чаще всего он ограничивается названием отдельных деталей, образов., характеристик: «Весна пришла. Птицы звенели, Цветы цвели, реки шумели...» Аля эта внешняя простота выражения несла непостижимую энергию слова, отражала внутреннее состояние лирического героя:

А я задуман сидел:

Мои мысли, как ночь чернели,

Пожелтевший лист с души летел...

Я засыпал... птички звенели.

Поэзии Александра Олеся трудно цитировать, ибо они на одном дыхании прочитываются от начала и до конца; их так же трудно анализировать, потому что, как выразился М. Грушевский, «си...образки устраняются и рассеиваются от прикосновения анализа, как те нежные цветы, что не сносят ничего цупкішого и облетают даже под любящей рукой». В них ярче всего проявились оригинальность, неповторимость поэтического мира Олеся, эти стихи отличают его как талантливого лирика среди предшественников и современников.

Прекрасные по духовной наснаженістю и эмоциональной силой интимные стихи Александра Олеся прочитываются как молитвенная исповедь не только самого автора, но и читателя, ведь речь в них о общечеловеческие, вечные ценности - любовь, молодость, с ее неповторимыми чарами и почуваннями. Описывая вечное, вневременное, эти стихи и сами стали поэзией вневременной - для теперишніх и грядущих поколений. Именно к таким причисляем «Чары ночи» «Смеются, плачут соловьи», «Когда б я знал, что разведусь с тобой». «Люби, люби» и множество других. В зависимости от возраста, настроения волнуют с особой силой то одни, то другие стихи, эти же строки волнуют всегда:

Цветки любви расцветают

Единственный раз, единственный раз

Они никогда не умирают

И вечно сожалением ранят нас...

Сломаешь их, потопчеш в муках -

И хочешь их навек забыть,

А кровь течет и плачет в звуках

И нежные ростки растут.

Завораживает в интимной лирике поэта не только искренность красота чувства, но и то, что неугомонный ярость влюбленного сердца передается с помощью исключительного совершенства художественных находок: метафор, олицетворения «вся земля дрожит в жарких объятиях ночи».

Искренняя взволнованность, глубину чувства и в то же время красота мысли и форм присущи и патриотической лирике Александра Олеся «Моя Украина прекрасная, песен и воли сторона» - так поэт трактует образ родной земли. Поэтому, когда через печальные обстоятельства потерял ее, эмигрировав в чужой стороны, жизнь стала для него трагедией. В изгнании дни текут, как слезы» и «душа рыдает, как ребенок» - написал поэт в одном из стихотворений первой своей сборки, изданной за границей в 1919 году.

Александр Олесь остается поэтом жизнеутверждающих настроений и убеждений. Хотелось бы, чтобы тем его гражданским оптимізмо прониклось современное поколение земляков поэта

В земле века лежала речь

И, наконец, выбилась на свет.

О мово, ночи колыбельная!

Прими мой радостный привет.

Навек прошла пора бесславная...

Цветы и сияй, моя государственная...