Краткое изложение произведения
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ-НАЧАЛА XXI ВВ. ПОЭТЫ-ШЕСТИДЕСЯТНИКИ ИВАН ДРАЧ
Крылья
(Новогодняя сказка)
Через лес-переліс,
через море наискось
Новый год для людей подарки нос:
Кому - шапку смушеву,
кому - люльку дешевую,
Кому - модерне кастеты,
кому - фотонные ракеты,
Кому - соли в картошке,
кому - три снопы ветра в поле,
Кому - пушок на рыло,
а дяде Кириллу - крылья.
Был день как день, и вдруг - непорядок,
Фуфайку из-под лопаток - как ножом прошило.
Пробив вату, заряхтіли радушно,
На солнце закипели синие крылья.
Голодные небом, выпрямились туго,
Глотали с неба синее мерцание,
А у дяди в сердце - тоска,
А у дяди в сердце - тени.
(Кому - судьбу багровое,
кому - солнце из тумана,
Кому - перса девичьи,
кому - смерть среди ночи,
Чтобы тебя судьба побила,
а Кириллу, прости господи,- крылья).
Женщина кричала: «Люди как люди,
Им судьба маслом губы смазала.
Кому - валенки,
кому - мед от простуды,
Кому - жом в дом,
а этому гаспиду,
прости господи,- крылья?!»
Так Кирилл в сознание бровей,
И, чтобы иметь какую-то свободу,
Топор бруском задобрил,
И крылья откр откр колоду.
И когда захлебывались сычи,
Смеялись звезды с Кирилла,
И, пробив рубашку ночью,
Вновь кипели пружинные крылья.
Так Кирилл с топором жил,
На крыльях даже разжился -
Крыльями дом вшил,
Крыльями обгородився.
А те крылья разворовали поэты,
Чтобы их муза была небезкрила,
На те крылья молились, эстеты,
И снилось небо порубленным крыльям.
(Кому - новые ворота,
кому - широкого рта,
Кому - солнце в карман,
кому - дулю дешевую,
Чтобы тебя судьба побила,
а Кириллу - не повезет же
так мужу - крылья).
Комментарий
Сказка, шутка, литературное озорство и глубокий философский смысл соединились в стихотворении И. Драча «Крылья». Крылья - это символ полета, мечты. Мечтателей часто считают чудаками, но именно они - движущая сила человеческого прогресса. Некоторые о крыльях мечтает, а кому-то, как вот дяде Кириллу, они оказались лишними. Единственное, что смог использовать их как строительный материал... Поэзия в оригинальной форме высмеивает бездуховность и алчность, «безкрилість», которые делают из человека обычного потребителя-обывателя.
|
|