Василий Земляк
Творчество Василия Земляка практически с 
первых серьезных шагов в литературе привлекла к себе внимание, а после 
появления «Лебединой стаи» (первая публикация: Днепр. 1971. №№ 1-3) писатель на 
долгое время стал объектом дискуссий об украинской прозе 70-х годов, хотя 
сначала критика была не весьма единодушной в оценке этого романа. И все же вместе 
со второй книгой («Зеленые Мельницы», 1976) это произведение был отмечен 1978p. 
Государственной премией Украины им. Т. Шевченко, выдержал в течение немногих лет 
несколько изданий.
Вместе с поколением писателей-фронтовиков пришел еще молодой Василий 
Земляк (Василий Сидорович Вацык) в украинскую литературу 50-х годов. За плечами, 
в прошлом - юношеские впечатления довоенной действительности (его манило небо, и он, сельский 
парень из Винницкой области, стал курсантом авіаучилища в Харькове), жестоко 
сокращенное войной молодость, тяжкий ратный опыт (был партизаном и пребывал весь 
драматизм борьбы с оккупантами в их тылу).
Как незаурядного прозаика В. Земляка заметили после появления в свет двух его 
повестей - «Родная сторона» (1956) и «Каменный Брод» (1957). Посвященные теме 
украинского послевоенного села, эти произведения изображали интересные, взятые из жизни 
коллизии, давали наброски колоритных характеров, расширяли «географию» образно 
осваиваемой действительности. В литературном контексте середины 50-х годов они 
возникали и как произведения художественно своеобразные, и как заметна дань времени с 
«типичными» чертами так называемой колхозной прозы.
Творческое возмужание Василия Земляка как писателя, что уже имел собственную тему и 
своеобразный стиль, показали следующие два его произведения - повести «Гневный 
Стратіон» (1960) и «Подполковник Шиманский» (1966), которые явили читателю уже 
более опытного и сформованішого автора. Опираются в своей основе на факты времен 
войны (а их писатель часто брал с личного опыта), эти повести, по сравнению 
с двумя предыдущими, более искусно построены сюжетно, значительно читабельніші и, 
вместе с тем, выразительные как произведения именно Василия Земляка: общий их тон приобретает 
ту очерченность, гибкость, прежде ассоциируются с творческой личностью этого 
писателя.
Возможно, что на формирование новых черт стиля Земляка повлияли сценарные его 
интересы. Работая на Киевской киностудии им. О. Довженко, он создает ряд 
сценариев, названных, впрочем, кіноповістями, - «Олесь Сапожник», «Новеллы Красного 
дома», «Последний патрон» (1956 - 1963). Писатель ощущает вкус к динамическому 
сюжета, до четко выраженного противоборства сил, которое граничит с пригодництвом. Но 
при этом не теряет приобретенного раньше, то есть в целом не меняет уже произведенных манеры 
речи и взгляда на изображаемый мир.
И только «Лебединая стая» убедительно показала восходящее направление его 
творчества и стала венцом поисков в области стиля и характерології, впитав в 
себя весь предыдущий опыт Земляка-прозаика. «Зеленые Мельницы» доказывали сюжет 
этого романа до времен войны. Задуманы были и виношувались «Веселые Боковеньки», 
третья часть произведения, который должен был бы развернуться в эпопею. Но вполне осуществить 
задуманное Земляку не суждено...
Содержание «Лебединой стаи» и «Зеленых Мельниц», казалось бы, совсем нетрудно 
определить, приняв во внимание зовнішньоподієве начало дилогии. Это, прежде всего, 
воплощенная в образе села Вавилон история украинского Побужье, начиная с 
послереволюционных событий, когда возникали коммуны и шла смертельная «классовая» 
борьба, и кончая освобождением края весной 1944-го от фашистских 
оккупантов. Элементы условности, фантастики, гротеска помогают читателю 
замечать в истории и историях вавилонских не только прямое, но и дополнительное, 
второе значение, что ассоциируется не просто с идеей, а с ее философичностью. Не 
случайно почти все, что происходит в Вавилоне или вблизи него, находит 
соответствующий комментарий в устах доморощенного, «самодеятельного» философа Льва 
Храброго.
В этом произведении проблема рассказчика вообще относится к особо сложных и 
значимых, поскольку речь идет не о стиле, не о точку зрения, как об оценочной 
позицию - героев, автора, читателя.
Однако события, изображенные в романе-дилогии, без всякой двусмысленности 
адресованные в жизнь, в реальность с конкретным соревнованием сил, социально, 
исторически порожденных. В «Лебедином стаи» это - бедняки, которых объединяют в 
коммуну, а с другой стороны, на втором полюсе - богачи, бывшие владельцы - 
Бубелы, Гуси, Раденькі т.д. Пожалуй, только Явтушок Голый стоит посередине 
колеблясь, перебегая из лагеря в лагерь в зависимости от политической погоды. 
Правда, некоторое время пытается остаться не то чтобы «над», а «возле» поединка 
и «философ» Левко Храбрый.
Одна из самых примечательных признаков произведения - богатство и выразительность 
социально-психологического типажа героев, которые действительно достигают уровня типов, 
разнообразия живых, выпуклых, тонко вималюваних характеров. Максим Тесля и Клим 
Синица, «поэт-сыродел» Володя Яворский и Лель Лелькович, Орфей Кожушный и его 
(и, собственно, не его) Мальва, брать Соколюки и Харитон Гапочка, Явтушкова Прися 
и Паня Ластовенко, даже совсем эпизодические персонажи, как Тихон и Одарка, 
что любили обедать по соседям надурняка, - каждый предстает перед нашим взором как 
живой, думает, говорит и действует по-своему, по велению только ему присущей 
«природы». А вместе взятые они и образуют ту целостность, имя которой народ - в 
конкретно-исторической социальной его характеристике.
По богатству деталей и подробностей почти нигде не теряется значимость: разные 
«беглые» описания, сцены, рассуждения не просто интересны, но и важны, содержательные с 
точки зрения общей идеи произведения (хотя тут, надо признать, отразились идеологические 
доминанты тогдашней советской литературы, в частности в трактовке «революционного 
преобразование» действительности и «социалистического строительства»). Образ Явтушка - одно 
из крупнейших достижений автора - не исключение в этом плане, так же как и яркие 
описания быта, обычаев, сельской жизни в целом.
Диалектика жизненных перемен и постоянства «основ жизни» - это стихия Василия 
Земляка, Вавилон с его глубинными традициями превращается, можно сказать, в 
нас на глазах, чтобы под конец романа «исчерпать себя исторически и социально» 
(говорится, правда, о названии) и стать Веселыми Боковеньками. Вместе с тем, есть и 
в Вавилоне, и в Глинскую, и в тех Веселых Боковеньках нечто вечное, непереходный - 
как народ, что здесь живет и будет жить. Зачем уже Явтушок, этот грех Вавилона, - его 
ненадія и неуверенность, но и он под конец «находит себя» в благородном деле. 
И Лев Храбрый, не без философского намека, так заключает его жизненный 
путь: «Он оживет в сыновьях, внуках и правнуках, и будет сукатися его ниточка в 
народе, пока будет существовать любовь к земле и пока будет жить носитель той любви - 
крестьянин, из всех общественных творений человеческих, может, самый сложный и 
самый противоречивый». Верный себе автор не удерживается, чтобы и здесь не подправить 
высочества этих слов уже Прісиним выводом в стиле целого романа:
«Вспомните меня, что этот дьявол переживет и сам Вавилон...».
В последние годы жизни Василий Земляк создал трагедию «Президент» (1974 - 
1976), посвященную борьбе и смерти национального героя Чили Сальвадора 
Альенде.
...В украинской литературе середины XX века творчество Василия Земляка заняла 
свое, подобающее ей место - среди самых заметных явлений. Сравнительно небольшой по 
объемом доработок с выразительным звучанием в литературном процессе своего времени, неповторимым 
колоритом надежно прописан в стилевой палитре нашего писательства.
 
 
Г. Сивоконь
История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.