Василий Земляк
Творчество Василия Земляка практически с
первых серьезных шагов в литературе привлекла к себе внимание, а после
появления «Лебединой стаи» (первая публикация: Днепр. 1971. №№ 1-3) писатель на
долгое время стал объектом дискуссий об украинской прозе 70-х годов, хотя
сначала критика была не весьма единодушной в оценке этого романа. И все же вместе
со второй книгой («Зеленые Мельницы», 1976) это произведение был отмечен 1978p.
Государственной премией Украины им. Т. Шевченко, выдержал в течение немногих лет
несколько изданий.
Вместе с поколением писателей-фронтовиков пришел еще молодой Василий
Земляк (Василий Сидорович Вацык) в украинскую литературу 50-х годов. За плечами,
в прошлом - юношеские впечатления довоенной действительности (его манило небо, и он, сельский
парень из Винницкой области, стал курсантом авіаучилища в Харькове), жестоко
сокращенное войной молодость, тяжкий ратный опыт (был партизаном и пребывал весь
драматизм борьбы с оккупантами в их тылу).
Как незаурядного прозаика В. Земляка заметили после появления в свет двух его
повестей - «Родная сторона» (1956) и «Каменный Брод» (1957). Посвященные теме
украинского послевоенного села, эти произведения изображали интересные, взятые из жизни
коллизии, давали наброски колоритных характеров, расширяли «географию» образно
осваиваемой действительности. В литературном контексте середины 50-х годов они
возникали и как произведения художественно своеобразные, и как заметна дань времени с
«типичными» чертами так называемой колхозной прозы.
Творческое возмужание Василия Земляка как писателя, что уже имел собственную тему и
своеобразный стиль, показали следующие два его произведения - повести «Гневный
Стратіон» (1960) и «Подполковник Шиманский» (1966), которые явили читателю уже
более опытного и сформованішого автора. Опираются в своей основе на факты времен
войны (а их писатель часто брал с личного опыта), эти повести, по сравнению
с двумя предыдущими, более искусно построены сюжетно, значительно читабельніші и,
вместе с тем, выразительные как произведения именно Василия Земляка: общий их тон приобретает
ту очерченность, гибкость, прежде ассоциируются с творческой личностью этого
писателя.
Возможно, что на формирование новых черт стиля Земляка повлияли сценарные его
интересы. Работая на Киевской киностудии им. О. Довженко, он создает ряд
сценариев, названных, впрочем, кіноповістями, - «Олесь Сапожник», «Новеллы Красного
дома», «Последний патрон» (1956 - 1963). Писатель ощущает вкус к динамическому
сюжета, до четко выраженного противоборства сил, которое граничит с пригодництвом. Но
при этом не теряет приобретенного раньше, то есть в целом не меняет уже произведенных манеры
речи и взгляда на изображаемый мир.
И только «Лебединая стая» убедительно показала восходящее направление его
творчества и стала венцом поисков в области стиля и характерології, впитав в
себя весь предыдущий опыт Земляка-прозаика. «Зеленые Мельницы» доказывали сюжет
этого романа до времен войны. Задуманы были и виношувались «Веселые Боковеньки»,
третья часть произведения, который должен был бы развернуться в эпопею. Но вполне осуществить
задуманное Земляку не суждено...
Содержание «Лебединой стаи» и «Зеленых Мельниц», казалось бы, совсем нетрудно
определить, приняв во внимание зовнішньоподієве начало дилогии. Это, прежде всего,
воплощенная в образе села Вавилон история украинского Побужье, начиная с
послереволюционных событий, когда возникали коммуны и шла смертельная «классовая»
борьба, и кончая освобождением края весной 1944-го от фашистских
оккупантов. Элементы условности, фантастики, гротеска помогают читателю
замечать в истории и историях вавилонских не только прямое, но и дополнительное,
второе значение, что ассоциируется не просто с идеей, а с ее философичностью. Не
случайно почти все, что происходит в Вавилоне или вблизи него, находит
соответствующий комментарий в устах доморощенного, «самодеятельного» философа Льва
Храброго.
В этом произведении проблема рассказчика вообще относится к особо сложных и
значимых, поскольку речь идет не о стиле, не о точку зрения, как об оценочной
позицию - героев, автора, читателя.
Однако события, изображенные в романе-дилогии, без всякой двусмысленности
адресованные в жизнь, в реальность с конкретным соревнованием сил, социально,
исторически порожденных. В «Лебедином стаи» это - бедняки, которых объединяют в
коммуну, а с другой стороны, на втором полюсе - богачи, бывшие владельцы -
Бубелы, Гуси, Раденькі т.д. Пожалуй, только Явтушок Голый стоит посередине
колеблясь, перебегая из лагеря в лагерь в зависимости от политической погоды.
Правда, некоторое время пытается остаться не то чтобы «над», а «возле» поединка
и «философ» Левко Храбрый.
Одна из самых примечательных признаков произведения - богатство и выразительность
социально-психологического типажа героев, которые действительно достигают уровня типов,
разнообразия живых, выпуклых, тонко вималюваних характеров. Максим Тесля и Клим
Синица, «поэт-сыродел» Володя Яворский и Лель Лелькович, Орфей Кожушный и его
(и, собственно, не его) Мальва, брать Соколюки и Харитон Гапочка, Явтушкова Прися
и Паня Ластовенко, даже совсем эпизодические персонажи, как Тихон и Одарка,
что любили обедать по соседям надурняка, - каждый предстает перед нашим взором как
живой, думает, говорит и действует по-своему, по велению только ему присущей
«природы». А вместе взятые они и образуют ту целостность, имя которой народ - в
конкретно-исторической социальной его характеристике.
По богатству деталей и подробностей почти нигде не теряется значимость: разные
«беглые» описания, сцены, рассуждения не просто интересны, но и важны, содержательные с
точки зрения общей идеи произведения (хотя тут, надо признать, отразились идеологические
доминанты тогдашней советской литературы, в частности в трактовке «революционного
преобразование» действительности и «социалистического строительства»). Образ Явтушка - одно
из крупнейших достижений автора - не исключение в этом плане, так же как и яркие
описания быта, обычаев, сельской жизни в целом.
Диалектика жизненных перемен и постоянства «основ жизни» - это стихия Василия
Земляка, Вавилон с его глубинными традициями превращается, можно сказать, в
нас на глазах, чтобы под конец романа «исчерпать себя исторически и социально»
(говорится, правда, о названии) и стать Веселыми Боковеньками. Вместе с тем, есть и
в Вавилоне, и в Глинскую, и в тех Веселых Боковеньках нечто вечное, непереходный -
как народ, что здесь живет и будет жить. Зачем уже Явтушок, этот грех Вавилона, - его
ненадія и неуверенность, но и он под конец «находит себя» в благородном деле.
И Лев Храбрый, не без философского намека, так заключает его жизненный
путь: «Он оживет в сыновьях, внуках и правнуках, и будет сукатися его ниточка в
народе, пока будет существовать любовь к земле и пока будет жить носитель той любви -
крестьянин, из всех общественных творений человеческих, может, самый сложный и
самый противоречивый». Верный себе автор не удерживается, чтобы и здесь не подправить
высочества этих слов уже Прісиним выводом в стиле целого романа:
«Вспомните меня, что этот дьявол переживет и сам Вавилон...».
В последние годы жизни Василий Земляк создал трагедию «Президент» (1974 -
1976), посвященную борьбе и смерти национального героя Чили Сальвадора
Альенде.
...В украинской литературе середины XX века творчество Василия Земляка заняла
свое, подобающее ей место - среди самых заметных явлений. Сравнительно небольшой по
объемом доработок с выразительным звучанием в литературном процессе своего времени, неповторимым
колоритом надежно прописан в стилевой палитре нашего писательства.
Г. Сивоконь
История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.