Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНИЧ
НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО


(Попытка идеалистической системы искусства)

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?

Почнім от этого примитивного вопроса. Столько раз повторяем слова: искусство, художник, художественный, которые имели уже время вытереться, вигладитися в наших устах, словно камешки в воде, вилиняти из содержания, как сукно из краски. По причине частого употребления они стали такими близкими и знакомыми, что не считаем нужным поразмыслить о сути и пределы понятий, которые им соответствуют. Мы якобы понимаем самих себя, нам так кажется, но когда придется определить их, становимся почти всегда беспомощны. Эта путаность и неозначеність содержания и объема понятия доводит до постоянных непорозумінь.Перед окончательной відповіддк) надо крайне решить и укрепить основные преміси.

АВТОНОМНОСТЬ ИСКУССТВА

Широко распространенным является взгляд, что искусство воспроизводит реальную дійсність1. Правда, не один раз подымались против такого понимания сопротивление, а хотя бы только предостережение; все же этот ошибочный подход к искусству остался не только среди общественности, но и в самих художественных кругах. Все еще говорится об воспроизведения, отражения, відзеркалювання т.п.; Этот взгляд далека наследием по матеріялізмі, почему не перечит том, что он является также основой начального, примитивного понимания искусства. Матеріялізм, признав искусство не цель, а только средство к постижению других целей, не мог согласиться на признание отдельной художественной действительности и таким образом придал первоначальном, упрощенном подходе внешнюю покрышку науковости. Д^еба сказать резко: нет! Искусство не воспроизводит действительности, ни ее не превращает, как хотят другие, а лишь создает отдельную действительность. Это не программа какого надреалізму. Никогда. Даже обычный реализм, когда он является искусством, не ограничивается только до простого отражения действительности. Даже обычная фотография, если она хочет называться художественным, не дает лишь отражение. Собственное отражение в зеркале или фотография в нрсвідки не имеющие с искусством ничего общего. Отношение искусства к действительности нельзя упрощать до обычного воспроизводства, оно является далеко сложнее. В каждом случае художественная действительность есть сплошная, в себе замкнутая, отдельная со своеобразными законами. Художественные законы не тождественны с законами реальной действительности.


ЦЕЛЬ ИСКУССТВА

Прежде всего следует отметить, что искусство действует на нашу психику, то есть объем или поле его влияния является сжато ограничено. Оно восклицает в нашей психике определенные переживания, а именно впечатления, представления, чувства и даже відрухи свободы. Появляется оно всегда и везде, даже на самом низком уровне культуры, поэтому должна быть одной из первичных потребностей человека. Оно касается только психики, следовательно, является одним из психических потребностей. Обычная вещь, что есть люди, которые их вовсе не имеют, которые по природе не способны их испытывать, которым хватит биологические потребности. Поэтому всегда бывает столько равнодушных к искусству» их нельзя ни обвинять, ни осуждать, им не по силам понимание искусства, это их природа, и хватит. Они в определенной степени больны, они не являются полными людьми, однако не каждую болезнь сможем вылечить. Зато в каждом підсонно в каждой эпохе и в каждом месте найдем людей, что в них мистецькі_потреби врожденные, и для них такие первобытные, как еда или сон. Это должна быть общеизвестная вещь, но так не есть. Изредка бывают филины, которые предусматривают в будущем загиб искусства, якобы придет время, когда оно будет нужно. Когда бы они уяснили себе простейшие основы искусства, стеснялись выступать с такими удивительными и неуместными теориями. Они дают ими только свидетельство наивной несвідомости и собственной, личной неспроможности восприятия мистецтва.З преміси, что искусство является первичной потребностью человека, можно извлечь два вывода. Первое: если художественные переживания является изначально нужны, то таким образом они также стоимостные и полезные, следовательно, искусство есть именно о себе общественной стоимостью. Во-вторых: когда выдающаяся часть людей имеет врожденный наклон к восприятию искусства, получается, что не хватают те переживания, которые дает реальная действительность. Художественные переживания не есть ни хуже, ни лучше от действительных переживаний (действительных в понимании тех, что их мотивом является реальная действительность), зато в любом случае они полезны, в определенной степени независимые, отдельные, сами для себя стоимостные и потрібні.Одне предостережение. Не надо понимать этого в обычный способ, не надо считать это за обычай- . ный эстетизм. Целью сте м ы ц т в а не является крас а . Это было бы слишком узок ограничивание. Художественные переживания не исчерпываются эстетическими переживаниями. Надо сказать загальніш : целью-г и_с_т_е_ц т в а является викликуватинашій психике такіпереживання, которых не дает нам реальная действительность.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

Формой искусства есть большие или меньшие клочки холста или бумаги, что на них наложена танка слой краски или туши. Это конкретные, реальные предметы, линии, пятна, площини7^5ри"си, мазки кисти наверствування оттенков, уклад линий и пятен есть переживания, которые возникают в непосредственной связи с" этими конкретными предметами. (Искусство - это в некотором роде явление психическое. Образы, картины есть только мотивом, источником искусства, в конце концов, источником конечен и необхідним.Мистецькі переживания есть двоякие, а именно творческие, то есть те, которые испытывает художник перед и во времени созидания, и сприймальні - то есть те, которые переживает сприймач в моменте восприятия художественного произведения. И одни и вторые являются первобытные, и тоже потребность как одних, так других есть врожденная. Также субъективные переживания являются: не только первые, но и вторые. Каждый человек воспринимает каждое художественное произведение на свой образ, то есть иначе. } В каждом образе, картине и т.п. есть столько художественных произведений, сколько этот образ имел сприймачів. Объективного искусства нет и не может быть. У создателя содержание опережает форму, в сприймача наоборот - форма опережает содержание.

ГРАНИЦЫ ИСКУССТВА

Если целью искусства является упомянутые своеобразные переживания, то надвигающийся вопрос, нет ли других участков, которые давали бы нам такие же или очень подобные побуждения. Очевидно, приходят на ум наука и религия. Рядом основных биологических потребностей (голод и эрос и их разновидностей (например, хозяйственные, общественные) человек имеет еще ряд психічних.потреб: познавательные, метафизические и художественные. Искусство принадлежит, следовательно, к той же группе, что религия и наука. Однако есть между ними и разница) что художественные переживания есть отдельные от реально действительности, а познавательные (желание познать действительность) и метафизические (желание понять суть действительности) есть от нее кратко зависимы, непосредственно с ней связанные; одним словом, они не являются окремі.Можливо, самая короткая, возможно, самая общая и, возможно, наиболее научная дефиниция искусства такова: искусство - это отдельная реальность, которая восклицает в нас переживания, нужные для нашей психики, которых не может дать нам реальная дійсність.У этого такой вывод: художественное произведение есть тогда и только тогда ценно, когда восклицает стоимостные переживания и прежде всего такие переживания, якш другой участок не могла бы у нас побудить. Произведение, которое не наполняет этих условий, собственно, сложно назвать художественным произведением.

КАЖДОЕ ИСКУССТВО ЕСТЬ КОНСТРУКТИВНОЕ

Художник создает отдельную действительность. Но создать что-то из ничего нельзя. Даже природа не творит из ничего. К каждой творчестве нужный материал. Материалом художественного творения есть представление художника Барва и линия, краска, уголь и туша для живописца или графика; глыба, мрамор и дерево для різьбаря; слово для писателя - это только средство внешнего оформления, воспроизведения представлений, их материализации. Ошибочным является обще до сих пор распространен взгляд, что материалом творчества является цвет, плоскость или слово. Художник строит произведение исключительно с собственных) представлений. Представления и впечатления должны иметь побуждения; они являются произведением нервов под влиянием внешних побуджень, то есть возникают они на основе внешней действительности. Вот такой дальний путь от реальной действительности, к художественной действительности. Он имеет пять степеней: от побуждения к вражин, от вражин до представления, от представления к уклада представлений, от их уклада к средствам краски или слова, и в конце матеріялізація этих средств. Перейдя столько стадий, первоначальные побуждения из правила не являются совершенно сходные до конечных вислідів, то есть художественная действительность иная, чем реальная действительность. Почти при каждой стадии художник строит, а именно с вражінь представление, из представлений содержание (.іноді также идею) произведения и т. д. Представление, а еще больше вражин есть хаотичные, беспорядочные, неупорядоченные. Этот сырой материал надо упорядочить, исправить, выбрать из него то, что важное и существенное, а наоборот отбросить то, что неважно и не-сущее. ^.вибраних представлений надо нанести сплошную целостность. І5д ним словом, художник должен скомпоновать произведение. Стержень строительства выступает даже в произведениях, на первый взгляд производят впечатление хаотичности и недоладности. Попросту, ^ художественном произведении даже надо хаос построить Настоящий хаос возможен только в реальной действительности, но никогда в художественной. Поэтому ошибочно называть какое-то художественное направление «конструктивизмом»3, потому что вообще каждое искусство есть конструктивное.

ТОСКА ПО РЕАЛИЗМОМ

Каждый художник обнаруживает в строении свою состоятельность, это выявление дает ему чувство силы, а чувство собственной мощи приносит, как известно, внутреннее удовлетворение, полное наслаждение, иначе говоря - листья. Чем больше он вкладывает себя в произведение, тем больше он доволен. Поэтому ничего удивительного, что каждый художник настроен с правила протиреадістично. Навпа-ки, обычный сприимач хочет в действие восприятия вложить как можно меньше усилия, момент строительство остается для него почти всегда ненаблюдаемые, внимание его переходит более им по большей части безразлично. Поэтому рядовой сприимач был в каждой эпохе и в каждом крае настроен реалистично, он желал и желает реализма. И со своей точки зрения он имеет бесспорную правоту. Здесь тайна вечной несогласия творца с воспринимающим. Когда художник идет в реалистичном направлении, то делает уступки (компромисс) в пользу последнего. Есть, очевидно, люди, по природе любят податливость (компромісовість).

КАЖДОЕ ИСКУССТВО ЕСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЕ

Художественные переживания нужны и стоимостные сами о себе, поэтому искусство - общественная стоимость. Но, кроме этого, оно наполняет еще одну общественную действие. Искусство учит, так, всюду и всегда учит. Учит не лозунгами, моральными науками, проповедями. Учит само собой. Искусство восклицает в душе переживания, что их не может дать никакая другая действительность. Искусство действует иначе на нашу психику и таким образом обогащает, расширяет ее объем и опыт, преподносит количественно и качественно ее средства, развивает чувствительность вражінь, прецизність представлений, накал чувств и силу явлений воли. Это один его вклад в нашу психику, а есть еще второй. Искусство дает нам минуты полной, практически безвартісної, бескорыстного наслаждения, или, иначе говоря, переносит нас на некоторое время в участок высших ценностей. Быт хотя бы волновое на такой высоте, очевидно, возносит нас морально. Это делает его искусством. Каждое искусство есть учебная (дидактическое).

СОДЕРЖАНИЕ НЕ РАВНОДУШЕН

Если искусство действует морально, то делает это непосредственно только содержанием. Это происходит попросту потому, что форма - это конкретный предмет, а моральные явления относятся к абстрактной участка. Конкретность не может непосредственно действовать на абстрактность, посредником должен быть смысл, который является психическим явлением, следовательно, абстрактным. Чтобы искусство побільшувало участок высших ценностей, его содержание должно к ней относиться. Для этого хватает, когда он действительно художественный. Получается, что содержание не равнодушен.

ЕРЕТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ

Говорим почти на каждом шагу, что искусство развивается, поступает вперед, завоевывает новые позиции. Очевидно, что количественно художественное достояние растет с каждым годом, с каждым днем. Но это не поход вперед. Действительно в искусстве существует развитие и прогресс? Когда до сих пор от четырех веков недостижимым идеалом есть мастера Ренессанса, когда сегодня можем восхищаться техникой и мастерством передісторичного маляра буйволов из пещер Альтамиры, когда на много тысяч лет решена в этом пещерном искусстве проблему движения, бега (буйволы в разгоне), что над ней так хлопотал недавно футуризм...4 Говорят о одного пуриста, что он зачеркнув на бумаге несколько очертаний и дал лякувальника зарисовать плоскости. Конечно, лякувальник закроет краской плоскость найрівніше. Однако этот образ мог быть произведением искусства, но кто решится доказывать, что техника этого наймодернішого из современных художников стоит выше художественного ремесла какой-либо прошлой эпохи? Даже в участке технической можем про развитие и прогресс в искусстве говорить только с

большими оговорками, а что уже и говорить о делах самого творчества! Искусство не является водой, не плывет, но он всегда творче.Безперечно, что каждая эпоха имеет свои собственные художественные формы, свои собственные способы художественного выражения. Однако они только меняются, и нечего говорить об их ступневий и последовательное развитие. Художественные формы одной эпохи не является частью ни вартісніші, ни лучшие от художественных средств другой. На них составляется достояние редких художников, а это зависит прежде всего от оды-' ниц. Единица - это не только произведение обстоятельств, что среди них она живет, как учит матеріялізм, единица - это единовременное событие. Художественные формы-то суток - это способы художественного выражения единиц, что живут в этом моменте. А впрочем, все творцы, без оглядки на то, в каком времени они живут, подобные друг к другу хотя бы потому, что каждый из них имеет врожденные творческие потребности. Очевидно, каждый, кто является настоящим творцом, ибо только такие строят искусство. Вывод: художественные формы каждой эпохи есть неповторимые, а одновременно художественные законы всех времен к себе подібні.Вартість единиц, их творческое напряжение, не подлежит каком-то однонапрямному развитию, хотя оно испытывает изменений. Поэтому и средства художественного выражения является сферой, что в ней не действуют законы одностороннего поступу.Поняття развития механически перенесено на участок искусства (точнее говоря, на искусствоведение) из естественных наук. Но сегодня, когда и в естествознании наследие Дарвина захитана и когда на ногах частью оправдывается старого Карно, следует и в художественной критике употреблять слова «развитие» или «прогресс» несколько осторожнее.

ПРОТИВ ПРЕИМУЩЕСТВА НАПРАВЛЕНИЙ

Вторым фетишем художественной критики является понятие направлений. Она пытается любой ценой втиснуть каждого художника в какой-то ящик, приклеить ему дешевую этикета какого направления. Или понятие художественного течения действительно нужное, важное и конечное? Или художественные направления действительно существуют в объективном понимании этого слова, то есть действительно художественная жизнь каждой эпохи распадается на отдельные струи и замыкается без остальных в их рамах? Одним словом, искусство творят направления? Названия выдумывают чаще критики, чтобы таким дешевым способом об-легшити себе задачу, повкладати художников до готовых ящиков и иметь святой покой, или второстепенные художники, чтобы обратить внимание на себя и свою неинтересную творчество. Какую-то признану величину принимают за мастера и все в порядке. Пусть себе, но фетиш направлений вреден для молодых и некритичных начинающих (или непочатківців), потому восклицает дурійку эпигонства. Помните, что искусство творят художники (единицы), а не нагівя'м'и. Пикассо - знаменитый художник, но имеет в себе что-то аж четыре наклейки. Выньте его из ящиков измов!

ТРУІЗМИ О НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Следует вспомнить известную, не т>дин раз высказываемую, однако еще не признану и не распространенную правду, а именно,что национальный характер не творит в искусстве народная или историческая тематика или подражания народных или наших древних способов оформления художественного произведения. Аж стыдно повторять такие труїзми, но нечего. Искусство же о себе является общественной ценностью, а нация - это, очевидно, общество; следовательно, искусство само о себе также и национальной стоимостью. Художник
есть тогда. национальным, когда признает свою принадлежность к данной нации и чувствует созвучность своей психики со сборной психикой своего народа. Если это действительно искреннее чувствование, оно, наверное, найдет выражение - даже вскользь - в произведениях художника.

ИЛИ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ТАКОЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ?

Национальной оригинальности не надо искать исключительно в народничестве и были, их прарідність и чистість есть очень и очень сомнительна, в любом случае не стопроцентная. Борис Антоненко-Давидович усвоїй известной повести «Смерть» говорит, что украинская нация придумала только «плахту (зис!) и бандуру». Это, конечно, ошибка. Мы даже бандуры не изобрели, ибо, как общеизвестно, пришла она к нам, собственно, из Италии, да еще и до этого очень поздно. Которых дев'ят-десят процентов наших народных сказок, поговорок и т.д внушенные с чужбины. Некоторые частушки и мысли напоминают в заблуждения ни меньше ни больше... эс-барскую народную музыку. Творчество такого, например, Андрієнка5 такая опять чужая, а всякое такое народничество снова прарідне?Наоборот, сторонников последнего можно порадовать другим примером. Такой современный кубизм, который якобы выскочил из головы Пикассо и является плодом холодного интеллекта,- это ничто иное, как только настоящее народное еспанське мистецтво6, очевидно, в большой міріперетворене (это вещь менее известная, но таки да). Но 1 из народного искусства надо добыть общие про-блемы, а не внешние украшения, одним словом, надо поднести его к понадлюдового уровня, но не можевчинити хюа... шопен... ПЇкассоМ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МАТЕРШЛІЗМ

Требования четких, ярких внешних национальных признак в искусстве - хоть из своего исходного пункта оправданы - невольно приближаются к матеріялістичного понимание искусства. Здесь искусство это только надстройка (клясичне слово их срок-
логии) общественной жизни, а его единственной целью является помогать во внешнем и внутреннем закреплении класса (второй фетиш), что его создала. Искусство средство общественной борьбы. Последовательно идя, они должны были дойти до отрицания искусства вообще. Остановил их перед тем последним шагом обычный здравый смысл. Так как он теперь проявляется, художественный матеріялізм сам по себе спорный.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Напротив, художественный идеализм сплошной и последовательный. Он является единственной системой, которую можно опереть на Научной дефиниции искусства и в логічнийспосіб вывести из нее. Считая художественную действительность заокрему и находя в ней самой, а не вне ее цель и всякие стоимости, идеализм открывает в самомумистецтві широкие горизонты.