Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

План Конспект лекции по мировой литературе на тему:
перед романтизм в английской литературе

1. Цель

Научная цель предполагает формирование у студентов:

- Теоретических знаний о таком направление в английской литературе как перед романтизм

- Осмысление закономерностей развития английской литературы второй половиниXVIII начала Хіхвв

- Тельства представителей и основные жанры перед романтизма

Воспитательная цель: развить у студентов интерес к английской литературы суток перед романтизма

Развивающая цель: розаиток критического мышления, анализа, аналитических способностей



2. Методы, приемы, средства

- Методы, приемы передачи и обмена словесной информации: рассказ аутентичная беседа.

- Методы, приемы убеждения: использование цитат для углубленного анализа произведений

- Методы, приемы развития мыслительных действий: анализ, обобщение, сравнение.



3. Основные вопросы лекции:

- Предпосылки перед романтизма, представители и жанры.

- Готический роман ведущий жанр перед романтической литературы

- Творчество Гораса Уолпола



4. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литераури. М.: Высшая школа, 1975

2. Сторженко Н.И., Очерк истории западно-европейской литературы, 4 изд., М., 1916

3. Шкловский В., В теории прозыі, (2 изд.), москва, 1929

Дополнительная:

1. Уолпол Г. Замок Отранто. Л., «Наука», 1967





Ход лекции:



1. Вступительная часть (5 мин)

- Приветствие преподавателя со студентами

- Сообщение темы лекции

- Определение основных вопросов лекции, сообщения рекомендуемой литературы



2. Основная часть (30 мин)

- Освещение каждого вопроса отдельно

- Показ логического перехода от одного вопроса к другому, осуществление итоге после каждого этапа

- Обоснование понятий, терминов, концепций, выделения критериальных признаков

- Для развития интереса к содержанию лекции вольное рассуждение, обобщение



1. Предпосылки перед романтизма, представители и жанры

Перед романтизм ранее всего заявляет о себе именно в английской литературе XVIII в. здесь, в стране, что уже пережила в XVII в. буржуазную революцию, а во 2 половине XVIII в. новую социальную ломки, вступившей в полосу, эт связанной с аграрным и промышленным переворотом, ранее, чем в других государствах Европы, обнаружились противоречия буржуазного общества, что поставили под сомнение иллюзии Просвещения. Принципы просветительского оптимизма розхитувались жизнью. Чувство неуверенности и сумм вует перед скрытыми, еще не познанными силами истории подрывали доверие к универсального Разума просветителей и заставляло обращаться к прошлому, чтобы сопоставить с ним настоящее.

Английский перед романтическая литература 60-90х годов XVIII в. неоднородна в своих социальных и идейных предпосылках. В одном и том же жанре готического романа, например выступает, с одной стороны, аристократ Уолпол, что презирал демократическую творчество Филдинга и Голдсмита, и противопоставил их реализма культ романтично стилизованной феодальной старины, а с другой стороны, Рэдклиф, что разделяет с Руссоїстами их демократические идеалы простого, «природной» жизни, которому, однако, в ее романах постоянно угрожают темные силы феодального деспотизма, анархии и суеверия.

Также в это время происходит пересмотр просветительской эстетики. Возрождается интерес к давно забытым Спенсера и Чосера; у Шекспира и Мильтона на первое место выходят их фантастические, грандиозные или меланхоличные образы. Берк отстаивает эстетическую ценность Возвышенного: ужасные, таинственные, отталкивающие картины могут потрясать воображение, даже если в них нет ни Добра, ни Истины, ни Красоты, которые были самыми важными для просветителей. Если для Шефтсбери понятия «рыцарство» и «средневековья» звучат как синонимы варварства и отсутствия ума, то Херд объявляет рыцарское Средневековье драгоценным источником вдохновения для поэтов.

Особенно большое значение для развития литературы имела изданная в 1765 г. Томасом Перси сборник «Памятники старинной английской поэзии». Сюда вошли разнообразные образцы английских народных баллад баллады робінгудівського цикла, исторические баллады, баллады любовного и фантастического содержания. Источниками этого сборника стали старые первоисточники, а также старинные рукописи. Перси довольно свободно обращался с оригиналами, обрабатывая их в духе сентиментальной передроматичної английской поэзии того времени. Несмотря на эти свободные песпіви, издание Перси сыграло огромную роль в пробуждении интереса к сокровищам народного творчества. Оно дальше повлияло на Вальтера Скотта ( который, в отличие от Перси, начал записывать народные баллады и песни, сохранившиеся в живой устной традиции), а на поэтов романтиков так называемой «озерной школы». Живые отзывы вызвала эта сборка в Германии периода «Бури и натиска». Гердер опирался на опыт Перси в своем сборнике народных песен. Народными балладами вдохновляются и Бюргер, и молодой Гете.

Повышенный интерес к народному творчеству дал повод для подражаний, подделок и мистификаций (Литературная мистификация-произведение, приписываемое реальным автором другому лицу ( писателю, вымышленному лицу, и т.д) или же произведение, которое выдается за произведение «народного творчества» («Поэмы Оссиана» Макферсона). Европейскую славу снискали так называемые «Поэмы Оссиана», сочиненные шотландцем Джеймсом Макферсоном (1736-1796). Макферсон изучал гэльский фольклор горной Шотладії и воспользовался некоторыми его мотивам, а также именами собственными в написанх метрической прозой «эпических поэмах» из жизни древних гельських племен. Автором этих поэм Макферсон объявил барда Оссиана, сына Фингала» себе же приписал лишь роль переводчика. Опубликованные в 1760-1765 гг. вместо античной мифологии, упорядоченной и гармонизированной классы цистами, Макферсон ввел читателей в туманный и призрачный мир героических преданий Севера. Некоторые современники противопоставляли Оссиана Гомеру. Таинственность, туманность контуров, меланхоличность основные составляющие этих поэм, которые сближали их частично с сентиментальной поэзией Юнга, Грея. Оссиан воспевает прежние битвы; образы его героев возникают из тумана и зникаються в нем, как тени. Лирическое начало преобладает в этих поэмах над действием. Люди уподобляются явлениям природы и растворяются в ней. Герои ирландской мифологии Кухулин «подобный горы, возвышающийся до облаков; ветры пригибают сосны на главе его; град стучит по его скалистых склонах». Тень погибшего Фингала появляется свому сыну Оссіану в виде дождевой тучи, сквозь которую просвечивают звезды; его щит это месяц; его меч как дым, озаряемый пламени ям; в руке его темнеют бурые, и в гневе своем он может взять солнце и спрятать его в облаках мрачный колорит «Поэм Оссиана» патетическая взволнованность повествования, часто незаконченной или уривчастої, гіперболічність и смелость образов все это казалось, освящало авторитетом «настоящей» поэзии древней шотландии то направление, которое развивается между периодами сентиментализма и романтизма.

Трагически сложилась судьба другого мистификатора-«архаїста», Томаса Чаттертона. Он еще подростком служил писарем в адвокатской конторе и посвящал свой досуг изучению древних рукописей. Чаттертон попытался, воспроизводя их стиль, создать цикл произведений от имени вымышленного средневекового автора бристольского священника XV вв. Томаса Роули. Среди этих произведений Чаттертона, в которых ощутимы традиции и народных баллад и Чосера, Шекспира, была трагедия «Эла» (из времен борьбы англосаксов с датчанами), фрагменты поэмы «битва при Гастингсе» (якобы переведенной Роули с древнего оригинала) и др. Хорас Уолпол, которому, как богатому меценату и любителю старины, Чаттертон представил свои «находки», заинтересовался ими, но после того, как поэт Грей и другие знатоки языков опровергли их подлинность, отказал молодому автору в любой поддержке. После тщетных попыток найти литературный заработок в Лондоне Чаттертон, что дошел до грани нищеты, на восемнадцатом году жизни наложил на себя руки. Слава пришла к нему после смерти.

2. Готический роман-ведущий жанр перед романтической литературы

Одним из самых популярных жанров перед романтической литературы в Англии был готический роман, или как его иногда называли, «роман ужасов» в нем особенно ярко проявилась переоценка идеалов Просвітницітва, извещена теоретическими трудами Берка, Херда и др.. в общем пізнболатинський выражение «готика» стал синонимом понятия «варварство» в самом негативном значении этого слова. Под готикой понимали конец эпохи главенства цивилизации и начало Темного Средневековья, которое означало целые века упадка культуры и моральных норм. Варварская готика практически протиставлялась античности.

Жизнь в готическом романе предстает не разумным и понятным, а таинственным, полным роковых загадок; в судьбу людей вмешиваются неизвестные, часто сверхъестественные силы. Туманные предчувствия, зловещие признаки, ужасающие события становятся главной движущей силой повествования.

Автор первого готического романа «Замок Отранто» (1764),Хорас Уолпол объяснял возникновение своего замысла логикой сновидения: ему приснилась гигантская рука в железной рукавице, которая лежала на перилах лестницы древнего замка. Из этого сна вырос якобы и весь роман, наполненный такими же фантастическими и наивными чудесами. Уолпол пытался сначала выдать «замок Отранто» за перевод средневековой итальянской хроники, но затем признал свое авторство. В одном из писем, объясняя смысл своего романа, он подчеркивал, что написал его наперекіп «всем философам», дав простор своему воображению, и предсказал, что «некоторое время спустя, когда литературный вкус снова сане важным «Замок» найдет своих поклонников». Прогноз этот сбылся: Уолпол оказался родоначальником нового жанра романа, действие которого испытали на себе в XIX в. даже такие самобытные художники как Скотт, молодой Бальзак и молодой Гюго.

В статье о «Замок Отранто» Скотт «отметил противоречивость выражения, что сочинял этот роман. «нагромождая чудеса на чудеса, м-р Уолпол рискует вызвать наиболее нежелательный для него результат пробудить тот холодный здравый смысл, яий он по справедливости считал злого врага желаемого эффекта Сверхъестественные явления в «Замке Отранто», освещенные резким дневным светом, обладают чрезмерно выразительными, жестокими контурами».

Анна Радклиф, автор прославленных своего времени «Тайн Удольфо» (1794), «Итальянец» (1797) и др., добавила готическому роману большую поэтичность, внесла в него более тонко разработанную игру светотени. Душевные бури, переживаемые ее персонажами, часто совпадают с эмоционально переданными пейзажами, что играют значу роль в ее произведениях. Переняв много в сентименталістів, особенно Руссо и молодого Шиллера (его «Разбойников» она ставила рядом с «Макбет» Шекспира), Анна Радклиф не идеализирует феодальное Средневековье, как Уолпол, но она мастерски отыскивает драматические эффекты в описании полуразрушенных, безлюдных замков или монастырей приютов тирании и преступления. Образы ее злодеев февраля кондотьера Монтоні, тайного монаха убийцы Скедоні, чье изможденное лицо является летописью роковых страстей, - некоторыми своими чертами предшествующих романтическим героям восточных поэм Байроа. В ее произведениях, однако, все элементы сверхъестественного рано или поздно получают разумное объяснение. В начале самого известного романа Радклиф «Тайны Удольфо» главная героиня Эмили, блуждая по коридорам и комнатам старого замка, находит некий таинственный предмет, завернутый в черную ткань. В течение следующих ста страниц героиня пытается набраться мужества и снять всетаки покрывало. Когда это, наконец, происходит, Эмили находит полуразложившийся, сточений чевями труп. Бедная девушка, конечно, сразу же теряет сознание. В результате ужасный труп оказывается восковой фигурой, которую вылепили средневековые монахи назидание грешникам.

Романтик Метьюрін, что завершил традицию готического романа уже в XIX в. своим знаменитым «ельмотом-путешественником», так описал впечатление, которое произвели на него книги Радклів : «Ее романы полны неповторимой и опасного очарования; шпили ее башен всегда посеребренные лунным светом, а чаща ее лесов осяюється только бледными вспышками молнии; сумеречная тень лежит на ее изображении духовного и физического мира». Радклиф, однако, еще прагула в своих романах идти на компромисс с просветительской эстетикой. Непостижимые тайны и ужасы, что поражают воображение героев и особенно героинь, в конце концов неизменно получают рациональное, даже прозаичное объяснение.

Одним из самых известных среди жанра готического романа стал «Монах» Мэтью Грегори Льюиса. В этом произведении, отмеченном уже явными признаками епігона (в литературном и мистецтвознавській критике последователь известного писателя или другого художника, который заметно уступает в мастерстве своему «учителю»), Льюис стремится прежде всего к сенсационному нагромождению ужасов, отталкивающих преступлений (от кровосмешения до матеревбивства), проявлений патологической, садистской, извращенной эротики. Мир Льюиса это мир растерянности и хаоса, где люди одержимы роковыми страстями; сатанинская мана главный прием зловещей Матильды, которая оказалась дьяволом в человеческом обличье. С этого времени жизнь монаха наповн.ється развратом, злочинма и черной магией. В романе есть отдельные сцены навеянные, возможно, недавними событиями Великой Французской Революции, как. Например, и, е возмущенный народ, узнав о преступлениях, совершаемых за монастырскими стенами, громит монастырь, чтобы спасти несчастного в узницы юную монахиню, обреченную на смерть вместе с ее новорожденным младенцем.

Несколько особняком в истории английского перед романтической прозы стоит «арабская сказка» Уильяма Бекфорда «Ватек» (1786). Бекфорд радикально переосмысливает, ломает изнутри жанр просветительской философии восточной сказки, хорошо знакомый ему и по творчеству Вольтера и аналогичных опытах Эдисона или С.Джонсона. не менее ироничный скептик и вольнодумец чем Вольтер, Бекфорддає волю своей необузданной фантазии и создает фантастическую повесть, в которой мысль о тщетности человеческого тщеславия и гордыни воплощенная в образы иногда гротескные, а чаще полны трагической величием вступив в подземные чертого грозного Ебліса, духа Зла, Ватек, казалось бы, достиг всего: ему открыты все тайные врата, могучие девы готовы выполнять его приказы, несметные богатства лежат у его ног. Но в нем нет больше ни любопытства, ни тщеславия. Отчаяние, безнадежность охватывают его сердце; осужден на вечные муки , Ватек скрывается в толпе обездоленных людей, которые путешествуют в чертогах Ебліса.

Бекфорд заканчивает свою «арабскую сказку» стилизованным наставлением: «Такая была и должна быть кара за свободе желаний и за жестокость деяний; таким будет наказание слепой любопытства тех, кто стремится проникнуть за пределы познания человека, определены творцом». Фантастическая повесть Бекфорда была прямым вызовом оптимистическом жизнерадостном гуманизма просветителей.

3. Творчество Гораса Уолпола

Хорас Уолпол родился 24 сентября 1717 года в Лондоне. Полный титул Хорас Уолпол, 4-й граф Орфорд. Как представитель старинного аристократического семейства, он получил блестящее образование в Итоне, затем продолжил обучение в Кингз-колледже Кембриджского университета. Со школьных лет Уолпол дружил с известным английским поэтом Томасом Греем. В 1739 году молодые люди начали путешествие по Европе, побывав в Италии, Франции, Швейцарии. Вернувшись в Англию, Уолпол, как сын прем ер министра и главы партии вигов, тоже начал политическую кар еру и был избран в парламент. Однако прославился он своим хобби и получил известность как писатель, основав жанр готического романа. Уолпол увлекался Средневековьем, а купленный имение Стробері-хилл, на берегу Темзы перестроил в псевдоготический замок. Его роман ужасов в «готическом» стиле «Замок Отранто» стал открытие мдля публики и был принят с восторгом. Мрачные детали шлем, падающий с неба и убивает принца, статуя, кровоточит, видение исполинской руки и другие мрачно-романтические картины рисовали картину роковой расплаты за грехи предков. Предшественники роматизму высоко ценили творчество Уолпола, и по его тропе ушло много писателей «готических» романов. В основе другого произведения Уолпола, «Таинственная мать», лежит история кровосмешения , и потому эту «скандальную» трагедию в театр не взяли. В 1791 году Уолпол уже в весьма почтенном возрасте получил в наследство титул четвертого графа Орфордського, но не имея наследников передал его племяннику. Умер писатель в лондоне 2 марта 1797 года на 80-м году жизни.

Первое ведение его знаменитого романа «Замок Отранто» было мистификацией: текст был опубликован перевод итальянского романа написанного якобы каноником Собора Святого Николая в Отранто Онуфріо Муральто и напечатанного в 1529 году в Неаполе, а изложенная в романе история как утверждалось, принадлежала к еще более давним временам. Перклад был подписан вымышленным именем Уильяма Маршала.у втором издании Уолпол признает свое авторство. В предисловии к роману автор отмечает, что стремился соединить черты средневекового ча современного романов. Эта декларация Цолпола была сделана на фоне острой борьбы между различными тенденциями в английской литературе и изменила восприятие романа критикой: если первое издание было встречено сочувственно, а «переводческие» достижения «Уильяма Маршала» оценены высоко, то «Замок Отранто» в качестве оригинального произведения Уолпола встретил гораздо более холодный прием. В дальнейшем, однако, Уолпола оценили значительные литераторы частности, Вальтер Скотт, написавший о «Замок Отранто» : «Безупречная строгость и точность стиля, удачное сочетание сверхъестественного с человеческим, выдержанность повествования в духе обычаев и языка феодальных времен, что достигается четким описанием и выразительной характеристикой персонажей, а также единством действия, в ходе которой чередуются трогательные и величественные сцены, - все это заслуживает наивысшей похвалы». Сюжет описывает политическую интригу, что происходит в эпоху Средневековья в вымышленном итальянском королевстве Отранто, трон которого хочет узурпировать знатный негодяй Манфред. И его замысла препятствует ряд сверхъестественных явлений.



3. Заключительная часть (5 мин)

1. Осуществление логических выводов о основные понятия, положения, которые были рассмотрены

1.

Следовательно стоит очертить основные черты готического романа:

2. Сюжет строится вокруг тайны-например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, потери наследства. Обычно не используется не одна такая тема, а их комбинация. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне могут добавляться второстепенные и побочные, которые в финале тоже раскрываются.

3. Рассказ окутана атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя или героини.

4. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и

страха. Местом действия большинства готических романов является древний готический, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, закрытыми комнатами, подозрительными слугами. Декорации также включают в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разрытые могилы одним словом, все, что способно усилить страх героини и, соответственно, читателя.

2.Повідомлення о достижении запланированной темы, задач лекции, оценка общего взаимодействия со студентами

3. Короткое сообщение вопросов, проблем, которые будут рассматриваться в следующей лекции в взаимосвязи связи с освещенными

5. Благодарность студентам за внимание