Писатель-гуманист Василий Семенович Стефаник - один из самых известных новелістів мира - жил и творил для народа. Поэтому его произведения - документ о тяжелое, беспросветное жизни людей. Сам писатель говорил: "Я писал так, чтобы струны души нашего крестьянина так крепко настроить и натянуть, чтобы с того вышла великая музыка Бетховена". В произведениях Стефаника, в этих "золотых жатве", отразились человеческие мучения, отчаяние и страдания. Ближайшей ему была тема крестьянского бытия.
Процесс обнищания галицкого крестьянства привел к эмиграции. Мог новеллист не откликнуться на это горе, когда тысячи его земляков были вынуждены убегать* за глаза? Трагедию эмиграции писатель описал в новелле "Каменный крест" почти сто лет назад.
Как и все новеллы Стефаника новелла "Каменный крест" основана на конкретном факте. Прототипом главного персонажа новеллы Ивана Дидуха был Стефан Дидух, что жил в Русе, а затем уехал за океан, оставив память о себе - каменный крест, который и до сих пор стоит на холме в его родном селе.
Как показывает Стефаник, никогда радости не знал Иван Дидух. С детства батрачил, а потом отбыл десять лет в армии. Жил, как скотина. Так и не привык у стола есть. Работал, как скотина: "Коня запрягал в підруку, сам себя в борозду; на коня имел ременную шлею и нашильники, а на себя Иван накладывал малую веревочную шлейку..."
Иван любит землю, любит работать на земле. Но именно эта нечеловеческая тяжкий труд и истощила Дидуха, превратила его в "зробок".
Беда гонит Ивана из родного края. А на чужбине его ждет страшное бедствие, может, и внезапная смерть. Предчувствие страшного неизвестного охватывает душу Ивана, и он говорит перед отъездом своей жене, показывая ей через окно на могилу: "Ади, видишь, где твоя дорога и твоя Канада? Там!"
Проїдаючись с деревней, домом, лоскутом поля на холме, он как бы прячет себя и в знак этого выносит на тот холм тяжелый каменный крест, выбив на нем свое и жінчине имена Сказался Ивану тот бугор: и удалил, и покалечил его, а каким же милым, родным и дорогим он кажется ему теперь, в минуту прощания. Описания противоречивых чувств Ивана и особенно сцены прощания звучат в Стефаника тоскливо, надрывно, как реквием. Каменный крест - символ человеческой прам'яті, символ непостигнутой любви крестьянина-труженика к своей земле, символ земли, лишенной жизненного корни. Каменный крест - немой и вечный свидетель моральной смерти главного героя Ивана Дидуха.
И не только Ивана Дидуха, а миллионов украинских крестьян, которые развеялись по земле чужой, "как письмо по полю". Один Бог только и знает, что там на них ждет. Прощание Ивана с домом, с односельчанами, с землей, к которой он не раз приходился змореним лбом, - это величественная и страшная сцена. Именно она утверждает несокрушимую силу народного духа, величие души, моральную красоту человека труда.
Сопоставлением Канады с могилой Стефаник, как Франко (цикл стихов "В Бразилии") и Короленко ("Без языка"), подчеркивал, что переселение в Америку не может быть для крестьян выходом из тяжелого положения. Писатель осуждал эмиграцию за океан, где украинских крестьян превращали в рабов. Прошло почти сто лет, а тема эта остается актуальной и сейчас, когда эмиграция приобрела нового содержания.