Календарно-обрядовая поэзия - цикл фольклорных песенных произведений, содержание и исполнение которых с доисторической древности связаны с летним народным отсчетом времени - народным обрядовым календарем. Первоначально этот календарь формировался в связи с циклическими изменениями в природе, с годовым кругом солнца, его поворотом на зиму и на лето, с весенним пробуждением и осенним замиранием природы. Предки славян согласно этих изменений дали названия месяцам (они в основном сохранились в украинцев, поляков, чехов и др. народов) и согласовывали с ними свою циклическую, преимущественно земледельческую деятельность. Соответственно за много тысячелетий сформировался в праукраинцев, дайбожичів, как и у других народов мира, цикл праздников и обрядов, основной целью которых было магическими мерами влиять на явления и силы природы, чтобы иметь хороший урожай, приплод скота, щедрый сбор меда, успешное охоты и даже богатую добычу в военных походах. Праздничные обряды и ритуалы сопровождали песенные произведения соответствующего содержания, которые и составляют цикл К.-а.п. К нему относятся: колядки, щедривки, посевание (новогодние поздравления), риндзівки (рогульки), веснушки (календарь), выразительные (троицкие, петрівчані, царинні), купальские (собіткові), обжинкові песни. Жанровая структура их имеет твердую общеукраинскую основу на всем этническом пространстве, хотя случаются региональные варианты. Христианство адаптировало старый мировоззрение народа вместе с древними языческими обрядами, календарю. Веками в обрядовых традициях эпохи христианства отображалось "двоевір'я", происходила своеобразная диффузия, постепенные новые наслоения в К.-а.п. христианских мотивов, ярко о себе заявило в колядках, которые по языческим народным календарем принадлежали до весеннего новогодья, а по христианским - до зимнего рождественского цикла. Языческая основа К.-е.п. прошла сложную трансформацию, без понимания которой невозможно толковать ее содержание. Это прежде всего касается произведений весенне-летнего цикла - гаивок, веснушек, русальные, купальских песен, которые позднее и слабое соединились с календарем христианских праздников и обрядов, а потому менее всего сохранились.
|
|