Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



6 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Календарно-обрядовые песни

Календарно-обрядовые песни - это вид устного фольклора, который связан с традиционными обрядами. На ранних ступенях исторической жизни человеческого общества календарно-обрядовые песня играла важную роль, а в области искусства занимали господствующее положение. После самых начальных стадий человеческого общежития, пережив период безрелігіозністи, словесный текст был импровизированный, неустойчивый, такой, что подчинялся музыкальному ритму, был подсказан ритмом коллективных физических работ. Календарно-обрядовые песни отражали социальные отношения, которые отливались в форму традиционных обычаев. Мировоззрение, сложившийся, привел к возникновению традиционных обрядов и религиозных церемоний. Впоследствии календарно-обрядовые песни достигли огромного развития.

Если взять восточнославянскую обрядово-календарную поэзию, то мы увидим, что сельские обряды, игры, песни хороводов до самого последнего времени сосредоточивались вокруг церковных праздников: Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы и других. Несмотря на согласование с христианскими праздниками, религиозный характер крестьянских обрядов сохранился и до сих пор.

«Святки» - это рождение Иисуса Христа, его крещения. Святки справлялись 25 декабря. Встреча Святок - это сложный ритуально-бытовой комплекс обрядов. В Святки было распространено «піддонне гадания». В Святках муж поминал культ предков и осуществлялся обряд, который назывался «калядки»или «авсени», или «таусени», или «винограды». Молодые люди, которые совершали этот обряд, назывались калядовальщиками. В награду за их песни и танцы их угощали специальным ритуальным печеньем, которое называлось «коровы» или «козюльки». Но перед этим они пели так называемые «колядки»:

Щедрик, щедрик, щедривочка,

Прилетела ласточка,

Стала себе щебетать,

Хозяина вызвать:

- Выйди, выйди, хозяин,

Посмотри на овчарню,

Там овечки покатились,

А овечки родились.

В тебе товар весь хороший,

Будешь иметь мерку денег.

Хоть не деньги, то полова,

У тебя женщина чернобровая.

Щедрик, щедрик, щедривочка,

Прилетела ласточка

Для встречи весны пекли печенье в виде журавля. Дети принимали это печенье и шли на холм, звали весну и птиц. Потом это печенье дети съедали. Первых птиц кормили хлебом. После этого обряда наступал другой обряд - «Масленица».

«Масленица» - это движимое праздник. Праздновался он за 8 недель до Пасхи. Масленица была обильная пищей. Обряд Масленицы воплощал конец зимы, начало весны. Масленицей была или человек, или чучело. Как правило, чучело катали по селу, пели песни и водили вокруг нее хороводы. В конце праздника Масленицу сжигали. Ритуальным блюдом этого праздника были блины, олицетворяющие солнце. Последний день Масленицы был днем прощения, когда люди прощали зло и прощали обиды друг другу. С весной было связано начало сельхоз работ. Первую борозду и начало сева необходимо было начинать в определенный день. Первую борозду заговаривали, заговаривали и землю, и зерна на большой урожай. В определенный день совершали и первый выгон скота, его так же заговаривали.

Обряд «Ивана-купала» осуществляли перед праздником, который отмечается в летний день солнцестояния 22 или 24 июня. Этот обряд посвящен богу Солнца и связан с культом воды. В ночь на Ивана-Купала все отправлялись в лес в поисках заветного цветка папоротника, которая расцветала только в эту ночь. С дня Ивана-Купала разрешалось купаться в реке.