Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Иван Котляревский
Главные образы пьесы «Наталка Полтавка»

В пьесе «Наталка Полтавка» И. Котляревский рисует жизнь украинского крестьянства полно и многогранно. Однако заметим, что для этого он выбрал сюжет, в котором действует совсем немного персонажей. Но искусное сочетание интересного сюжета, актуальных проблем морально-этического и психологического характера и прекрасных ярких фигур главных действующих лиц делают драму совершенным образцом украинской драматургии, одной из «первых ласточек» прогресса украинского театрального искусства.
Рядом с главным образом Натальи в произведении действуют мать Натальи Аграфена Терпилиха, Петр, Николай, возный Тетерваковский и выборный Макогоненко. Какими же предстают перед нами эти действующие лица? Каким образом драматург достигает яркости этих образов, делает их живыми и индивидуальными?
Петр предстает перед нами человеком чрезвычайно благородным. Он искренне полюбил Наташу, он готов к действиям для преодоления препятствий на пути к их счастью: он идет на заработки, чтобы обеспечить будущую супружескую жизнь. Уезжая, он не сомневается в верности Наташи или в своих намерениях, поскольку сердцем чувствует всю силу того душевного связи и любви, которое загорелось между ними. Вернувшись и узнав о том, что Наташа подала возному полотенца (пусть и по принуждению), он дает понять, что данное слово имеет для него большое значение, а клятва должна быть незыблемой. Петр хочет отдать заработанные деньги Наташе, чтобы пристав не мог упрекнуть ей деньгами. Этим Петр однозначно подтверждает, что духовное для него стоит намного выше материальное. Друг Петра Николай предстает перед нами несколько решительнее и тверже за Петра, но они во многом похожи. Недаром, наверное, они подружились...
Возный - типичный образ чиновника. Хотя мы и видим его вне службы, мы прекрасно можем себе представить, как он ведет себя «при исполнении»: лукавый, ориентированный на материальное, сухой в чувствах... Но даже его сердце тает от истории Наташи и Петра. Сначала он и угрожает судом, насилуя девушку до брака, но впоследствии понимает подлинность и святость чувств влюбленных. И. Котляревский находит прекрасный прием для характеристики возного: этот персонаж как будто сам себя характеризует, прежде всего своим языком. Речь возного сухая, насыщенная канцеляризмами. Даже объясняясь в любви, он использует такие мертвые и неуместные слова, что его объяснение выглядит довольно забавно.
Другие образы Наталки Полтавки - мать Аграфена и Макогоненко лично мне кажутся противоречивым. Например, Горпина, с одной стороны, является трудолюбивой, мудрой, любящей матерью, но вместе с тем она слишком большое значение придает деньгам, сравнивая их с духовным, с гармонией в сердце ее дочери. Так же и Макогоненко: с одной стороны, хитрый, с другой - остроумный и умный, смог оценить и красоту поступков Петра... Наверное, в этом тоже проявляется мастерство драматурга: создать образы неоднозначные, но живые, чтобы читатель размышлял, а не воспринимал авторское отношение к идеализированных или наоборот однозначно негативных личностей... Трудно оценить Аграфену Терпилиху и выборного. С другой стороны, стоит стремиться однозначной оценки?
Благодаря яркости изображенных образов И. Котляревский создает интересную и эмоциональную драму, глубоко народное по своей сути, но интересную и современному читателю...