Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Вульгарный социологизм в литературоведении - одно из направлений соціологізму в литературе (1910-30), представители которого исходили из марксистского положения о социальной, классовой обусловленности идеологии, упрощенно понимали историко-литературный процесс, отрицали наследие классической культуры. В.с. ставил перед собой цель развенчать писателей прошлого как якобы служителей господствующих классов. В начале XX ст. В.Келтуяла, а впоследствии В.Переверзев, В.Фріче в России, а в Украине В.Коряк, С.Щупак, я. савченко разрабатывали проблемы идеологии "классовой" природы литературы. Специфику художественной литературы они объясняли исключительно экономическим положением и развитием отдельных классов или групп, представителем и выразителем которых считали писателя. Поэтому каждое художественное произведение рассматривалось как зашифрована "идеограмма" класса или его группы. Так, и. Котляревский, г. квитка-Основьяненко трактовались В.с. как идеологи "мелкопоместных помещиков", Л.Толстой - среднего дворянства и т.п. А потому художественное произведение В.с. рассматривался как "образная иллюстрация" к социологии, в художественных образах отыскивали общие политико-экономические категории. Под сомнение ставилась целесообразность литературных жанров, унаследованных от старой литературы - существовали теории отмирания романа, лирики, трагедии, комедии как якобы "буржуазных" форм искусства. Даже лозунг "учиться у классиков" понималось как призыв учиться только трактуемой в духе узкого "техницизма" "профессионального мастерства", которая отрывалась от "устаревшего" идейного содержания произведений классиков и противопоставлялась им. Механически перенося борьбу идеализма и материализма в философии на литературный процесс, теоретики В.с. сводили все многообразие и сложность литературных направлений и школ всех времен к борьбе реализма и антиреалізму. Это привело к унижению ро-мантичного метода как неспособного правдиво воссоздать жизнь. Считая искусство прямым аналогом действительности, последователи В.с. видели в этапах развития искусства прямое повторение этапов истории классов. История реализма в этих построениях повторяла историю возвышения и упадка буржуазии. На этом основании объявляли творчестве О.Бальзака вершиной реализма, а реализм конца XIX и всего XX в. - упадком. В начале 30-х в результате дискуссии и критики трудов И Переверзева и его школы В.с. как определенную систему взглядов было осуждено литературоведением, которое, однако, не освободилось от соціологізаторства. Эстетика со второй половины 50-х уже указывала на особую специфическую природу литературы как ((толпы общественного сознания, твердила о ее большую роль в познании и преобразовании жизни по законам красоты. Но идеологическая ангажированность советского литературоведения и дальше делала его своеобразным орудием идеологической борьбы, отграничивая от научных поисков и понимания литературы как искусства. Современное литературоведение Украины опровергает взгляд на литературную науку как на простую сферу приложения и подтверждения основных положений исторического материализма, стремится раскрыть не только обусловленность литературы развитием общественной жизни, но и специфические, наиболее глубокие и тонкие внутренние закономерности, оказывает внимание проблемам поэтики, изучению іманентних основ художественного творчества.

ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей) - литературная организация, основанная на Всеукраинском съезде пролетарских писателей (Харьков, 25-28 января 1927) по инициативе компартии ради противостояния пробольшевистских писателей ВАПЛИТЕ, "неокласикам", МАРСу. Самые активные члены Вуспп: Б.Коваленко, а. корнейчук, І.Микитенко, Кулик, В.Коряк, Иван Ле, М.Шеремет, П.Усенко, М.Доленго и др. Организация, занимаясь не столько творческим, как административно-партийной работой, имела свои печатные органы ("Литературная газета", журналы "Гарт", "Красное слово", "Пролет"). Просуществовала до 1932, составила ядро будущего Союза советских писателей Украины.