Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Наши духовные проводники

Сочинение-очерк

Каждый из нас ищет ресниц идеал. Это может быть человек, произведение искусства, произведение художественного слова, литературный герой. Избранный идеал становится проводником и особенно, тогда, когда он духовно богатый человек.

Для меня идеалом является Киевский князь Владимир Мономах, который сел на великокняжеский киевской стол в 1113 году. Его действия как князя были направлены на укрепление Киевской Руси: он сумел объединить вокруг Киева около трех четвертей всех русских земель и прекратить на некоторое время их феодальный распад; прославился как защитник Руси от половецких нападений. Его признавала Византия, Западная Европа. Мономах сумел умножить вес Киевской Руси на международной арене.

Но народ Украины знает князя не только как государственного деятеля, но и как талантливого писателя, который в своем небольшом произведении «Поучение» рассказал о важнейших моментах своей жизни и своей эпохи, обнаружил широкую начитанность. По жанру это сочинение-поучение детям. Он был достаточно распространен в средневековой литературе. За образцы Владимир мог иметь поучения Соломона сыну из «Притч Соломона», заповеди двенадцати патриархов, англосаксонские «Родительские наставления» и др.

Однако по своему содержанию идеями, структурой «Поучение» В. Мономаха, по нашему мнению, является самостоятельным оригинальным произведением князя.

Вступительная часть произведения насыщена выписками из богослужебных книг, которыми автор передает обескураживающее состояние своей души. Он стремится прославить бога, показать, что божьей милости можно добиться тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостыней.

Мое внимание привлекла та часть «Поучения», где князь рисует идеальный образ правителя, перечисляет его обязанности перед своими подданными, перед самим собой. Он поучает детей не забывать убогих, не позволять сильным издеваться над слабыми, не убивать, соблюдать клятвы, остерегаться гордыни, не собирать сокровищ, поважити старших и младших, не лениться, остерегаться лжи, пьянства, разврата. Эти наставления можно назвать Кодексом духовности. Истины, заложенные в нем являются актуальными и сегодня.

Особое внимание Владимир обращает на обязанности князя как руководителя государства, князя - воина. Интересы Руси, государства, народа он ставит выше личных.

Эту часть «Поучения» можно назвать дидактической, поскольку в ней заложены основы добропорядочности, доброжелательности, то есть тех человеческих качеств, которые можно объединить понятием «духовность».

Свои наставления детям Мономах подкрепляет примерами из собственной жизни. Когда на него пошел войной Олег, Владимир добровольно отдал ему Черниговскую землю, чтобы только прекратить усобицы. Его жизнь прошла в походах против половцев и в труде, и этот факт является также показательным для руководителей современной Украины.

Я высоко ценю вклад Владимира Мономаха в развитие и укрепление своего государства. Он действительно был большим патриотом, заботился о Русь, государство, а потому и народ помогал своему князю в трудные минуты. Княжеская же любовь к народу граничила с чувством долга. Действия князя учат мужеству, смелости, порядочности. За это ему честь и слава.

Дай Бог, чтобы наша Украина как можно быстрее пополнилась людьми, которые бы не забывали, что в их жилах течет народная кровь.