Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Художественное мышление - распространенная среди литературоведов название синтезированного психического процесса художника, результатом которого являются художественные произведения, имеющие эстетическую стоимость. Психологи, характеризуя мышление индивида как процесс познавательной деятельности, который обобщает действительность и происходит в формах понятий, суждений, умозаключений, определяют вместе с тем такие его разновидности: интуитивное, наглядно-действенно, наглядно-образное, практическое, словесно-логическое, творческое, теоретическое. Психический процесс, который приводит к созданию оригинального литературно-художественного произведения, является наглядно-образным, пройнятим понятійними и интуитивными элементами, осуществляется на основе и в форме языковых средств. Доминируют в нем представления и образы воображения, чувства, которые через богатство ассоциаций (порой очень отдаленных и необычных) творят чувственно-конкретный (ізоморфний), но интенциональный (не обязательно отражен) художественный мир, неотделимый от мовленнєво-языковой оболочки. Образное видение писателя сближается с понятийным мышлением тем, что оно также сравнивает, различает, дифференцирует, группирует образы согласно определенных идеалов, концепций писателя. Писатель "виденное", "прочувствованное", "пережитое" может воплотить, передать читателям только в слове. Его языковой материал - зактивізовані кем-то (персонажем, рассказчиком и т.д.) слова, фразы. Он их слышит произносимыми или промисленими. Поэтому они всегда находятся в определенных диалогических отношениях, наполнены чьим-то субъективным миром, несут в себе "свое" и "чужое" значение. Этим отличается Х.м. писателя (оно образно-словесное) от Х.м. маляра (здесь доминирует наглядно-образный элемент, обремененный цветом, объемом без обязательного выхода в языковые средства). Мышление ученого (теоретическое) также происходит на базе языковых средств, в нем доминирует логически-понятийный компонент. Писатель как человек с присущим ей типом нервной системы не может замкнуться только в сфере образного видения или понятийного мышления: он свои интуитивные озарения так или иначе осмысливает, а логические размышления - осердечнює чувствами в зависимости от того, какой жанр выбрал для своего высказывания. И в каждом случае художественно-образное мышление писателя реализуется в слове. Моделью этого процесса может быть стихотворение Б.-І.Антонича "К моей песне":

Крутится мир весенний и зеленый.

Ясень поет, и сердце поет.

Песня вдохновенным, кружля веретеном,

на веретене серебрятся слова.

Ясень, озаренный солнцем, опьянел,

Перстень вдохновения на сердце дрожит.

Гей же, пьяной, и лети, и крутись,

постное моих двадцати трех лет!