СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Проявление художественного мастерства Т. Шевченко в поэме «Кавказ»
Поэма «Кавказ», которая была написана Т. Шевченко в 1845 году,- вершина политической поэзии. Тематически и идейно связана с поэмой «Сон». Намеченная в «Сне» тема разоблачения царизма как носителя колониального угнетения народов становится ведущей в сложном идейно-тематическом комплексе «Кавказа». Мы часто называем «Кавказ» поэмой, видимо, через ту масштабность Шевченко понятий «человек - народ»; на самом деле, по жанру это произведение, скорее,стихотворение-размышление, инвектива. В произведении нет сюжета в понимании становления характеров и их взаимоотношений, нет и самих характеров персонажей, эпических картин, сочинение сплошь лирический, он представляет собой «словно один огромный взрыв чувств».
Но значимость выдвинутых в «Кавказе» идей, масштабность обобщений, широта охвата самых типичных обстоятельств самодержавно-крепостнической системы дают основания называть произведение политической, сатирической поэмой, в которой в единое художественное целое объединены и сатира на самодержавие, и гимн свободе, и реквием другу, что погиб.
Поэма «Кавказ» посвящена Якову де Бальмену - искреннему приятелю Шевченко, который погиб на Кавказе в войне против горцев в 1845 году. Это вызвало у поэта чувство боли, высказанное в эпиграфе «Кто даст главе моей воду, и очесам моим источник слез. И плачуся и день и нощь о по-биенных...». Впервые напечатано стихотворение в сборнике «Новые стихотворения Пушкина и Шевченко, запрещенные в России», вышедшей в Лейпциге в 1859 году.
Кроме начальных строк «За горами горы окутанные облаком», в поэме нет поэтических описаний кавказской природы. В воображении поэта-гуманиста Кавказ вырисовывается страной, где горы «засеяны горем, кровию политы».
С Кавказом связан мифический образ Прометея, оригинально переосмыслен поэтом. Шевченко Прометей - это не отдельный титанический герой-богоборець, что для спасения людей от мрака и тьмы отдал им огонь, похищенный у Бога, и за это прикован к кавказской скале и наказан на вечные муки. Прометей у Шевченко - это народ, бессмертие Прометея - бессмертие народа, где предельно обобщенный символ непокоренности народа и бессмертии его свободолюбивых стремлений.
Сразу после запева идет монолог, обращенный к Богу. Собирательный лирический герой («мы», «нам») словно не решается стать на прю», а на самом деле осуждает «дела» Бога, в результате которых «палачи издеваются над нами, а правда наша пьяная спит». Правда у Шевченко - синоним свободы. Она спит, а «нам только плакать, плакать, плакать и хлеб насущный замесит кровавим потом и слезами».
А настоящая правда заключается в том, что все в обществе зависит от людей.
Шевченко «Кавказ» по-своему углубляет обличительный пафос и характеристику самодержавно-крепостнической системы. Карбованість поэтического строки, философская глубина мысли достигаются благодаря точности словоупотребления. Для изображения уродства и мерзостям самодержавия Шевченко использует средства контраста и антитезы («И от глубокой тюрьмы и к высокому престолу - все мы в золоте и голые»), политическую метафору («Пришлось запить с московской чаши московскую яд!»), персонификацию («правда наша пьяная спит»), повторение ключевого слова («нам только плакать, плакать, плакать...»).
В заключительной части произведения поэт показывает тех, кто в «неутомлених» поклонах возносит хвалу Богу, от них Бог впоследствии будет принимать ударь не только «кражу», «война», «кровь», а и «из огня украденный покров!». Обвинения пронизывает все произведение, становится гостросатиричним, сокрушительным, обличающим.
Афористичным стало высказывание Шевченко «Легло костьми людей муштрованих немало», которым осуждаются захватнические войны, жертвами которых становятся солдаты.
Поэма «Кавказ» поражает своим художественным совершенством. О Т. Шевченко Момбелі писал, что это «настоящий поэт, поэт с чувством, поэт с воодушевлением». Великий Кобзарь был первопроходцем новых тем, новых образов. Он заставляет задуматься над сутью художественных открытий, путей к ним, над таинством творчества.
|
|