Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Мелетий Смотрицкий
ТРЕНОС, ТО ЕСТЬ ПЛАЧ ЕДИНОЙ СВЯТОЙ ВСЕЛЕНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ С ИЗЪЯСНЕНИЕМ ДОГМАТОВ ВЕРЫ. ПЕРВОЕ С ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА НА СЛАВЯНСКИЙ, А ТЕПЕРЬ ИЗ СЛАВЯНСКОЙ ПЕРЕВЕДЕННЫЙ НА ПОЛЬСКИЙ ФЕОФИЛОМ ОРТОЛОГОМ, ТОЙ ЖЕ СВЯТОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ СЫНОМ


Фрагмент (в переводе с старопольской языка)

РАЗДЕЛ 1,

в котором содержится плач, или нарекания церкви святой восточной на преступных сыновей



Горе мне, нищей, ой леле, несчастной, отовсюду в добрах моих обідраній, ой леле, на позор моего тела перед миром с шат роздягненій! Беда мне, незносними ладунками отягощенной! Руки в оковах, ярмо на шее, путы на ногах, цепь на бедрах, меч над головой обоюдоострый, вода под ногами глубокая, огонь по бокам неугасимый, отовсюду вопли, отовсюду страх, отовсюду преследования. Беда в городах и в селах, беда в полях и дубравах, беда в горах и в безднах земных. Нет ни одного места спокойного, ни безопасного жилья. День в болістях и ранах, ночь в стогнанні и вздохе. Летом жара до неги, зимой мороз до смерти: ведь голаголісінька и на смерть гонимая бываю. Некогда красивая и богатая, теперь подурнела и убогая. Когда королева, всему миру люба, теперь всеми униженная и спечалена.

Приступите ко мне, все живы, все народы, все жители земли! Послушайте причитания моего и узнайте, какой я была когда-то, и подивуйтеся.





Первая украшение Восточной Церкви



Посмешищем теперь мировые стала, а когда-то была чудом странным и людям, и ангелам. Украшенной была перед всеми, привлекательной и милой, прекрасной, как утренняя заря на Рассвете, красной, как месяц, очаровательной, как солнце, одиночкой У матери своей, выбранной мамочке моей родной за единую чистую голубицю непорочную, ни одной близни и морщины или чего-то такого не имея. Масло разлита имя мое; колодец воды живой - прозвище.

Завидев меня, дочери сионские 1 найблагословеннішою провозгласили королевой. Короче говоря, я была между дочерьми сіонськими, что Иерусалим между всеми городами жидовскими; что лилия между тернием, тем я была между девицами.

За ту красоту потребовал король, лучший из сынов человеческих, красоты моей, а полюбив меня, вечным браком с собой соединил.





Церковь Восточная ед собственных сыновей своих терпит



Деток родила и вырастила, а они отреклись от меня, стали мне посьміховиськом и насмешкой. Потому что раздели меня из одежд моих, и голой из дома моего выгнали: отняли украшение моего тела и моей головы окраса забрали. Что больше! Днем и ночью посягают на бедную душу мою и погибель мою постоянно мыслят.

О вы, которые стоите предо мной, вы, смотрите на меня! Послушайте и обратите внимание, где есть болість, подобная болісті моей? Где есть тоска и сожаление, подобные моих переживаний? Деток уродила, пристально их растила, а они меня отреклись и привели к упадку.

И поэтому сижу сейчас, как одна из вдов розплаканих 2. Когда госпожа восхода и захода солнца, юга и северных краев, днем и ночью плачу. И слезы по щекам моим, как речные потоки, текут: все меня покинули, все мной згордували. Родные мои далеко от меня; приятели мои неприятелями мне стали; сыновья мои, ящуриному позавидовав племени, плоть мою ядовитыми жалами жалят.

Слушайте душещипательной моей повести все народы, берите в уши все, что живете в округе мира!

Сыновья и дочери мои, которых породила и взрастила, оставив меня, пошли по той, которая ими не болела, чтобы с наследством из дорідності ее насытиться. Священников моих ослепили, пастыри мои (не желая знать, что о душе говорится) онемели, старшие мои одуревшими, молодежь моя одичала, дочери мои к разврату прибегли. И все одним намислом, бога и правду его забросив на душу мою взялись. Раскрыли свои хлебала, шипят и скрежетали на меня зубами своими, говоря:

- Настал тот день, которого мы ожидали. Пойдем и избавимся ее, и выкорчуем с земли память о ней!

Что бы любить, так поносят меня, и мое добро злом мне отдаю, и ненавистью за любовь мою благодарят. Дали мне вместо драгоценных одежд моих зітліле лохмотья. И стала я им костью поперек горла.

В болісте души моей! Ой леле мне, обшарпанной, беда мне, погордженій!

Притупилась от непрекращающихся слез бистрість глаз моих, розтривожилось все внутри у меня замерло в страдании жизнь моя и лета мои в вздохе застыли, развеялись, как дым, дни мои, и кости мои, как вижарені, высохли. Иссечено меня, как сено. И увядало сердце мое от громкого плача моего. Присохло тело мое до костей моих.

Разодрали на меня свои хлебала, как пасть недружественные, словами зрадливими и притворными наполнены. Взяли топоры в руки и ищут душу мою, чтобы ее погубить.

Отовсюду сити, везде ямы, отовсюду ядовитые жала. Там волки драпіжні, а там разъяренные львы. Отсюда драконы ядовиты, а отсюда василиски ярости. Не вижу, куда вернуться, не знаю, куда податься, к кому голову приклонить свою, кому себя в оборону даты.

Не является ли это, о небо и земля, новая болість и неслыханный сожалению, сыновей пор'одила и выходила, а они меня отреклись?

Одному человеку девицей была пошлюблена, в одном замужества была отдана, с одним зачала, в одном чреве носила, одним молоком питала, и разных, однако, обычаев (ой леле!) сыновей на стыд и болість свои вижу. Нет никого среди них, кто бы вітця подражал. Нет ни одного, который бы шел за матерью. Что больше! Уродам и подозрительным позавидовав, языки свои против родственников навострили. Вітця стыдят, мать клевещут. Вітцівською наукой згордували. Материнское старания пренебрегли. Все вместе отпали и непотребними остались. Нет среди многих ни одного, который оказывал бы хорошо.

Беда бесплодной, беда безпотомній, как закон говорит: «Проклят каждый, кто потомства в Израиле не оставит!» О, насколько же большая беда и глубже зло злых обычаев, с коварством и произволом, с непокорностью потомков оставить, из которых вітцю стыд и матери надругательство бывает! Тем-ибо говорится: «Жить будете, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли вітця вашего». Се говорю, видя, что меня опозорили. Родственника вместе с родственницей. Как сказано: «Сын мудрый и послушный честью является вітцеві, а глупый и непокорный позор мать свою ввергаешь».

Много раз за жизнь моего разных од сыновей горестей терпела, многими способами ед дочерей непоштивостей перед законом и в законе терпеть имела, и, однако, нынешних неприятностей и зневаг ни с чем сравнить не могу.

Старозаконной и новозаконної Церкви



Так же под законом греха живя, пелену на сердцах своих носили, а потому различие не могли ни воли божьей достаточно знать, ни ее совершенстве исполнять.

А теперь, потерпев ласки моей, что им ту пелену с глаз сняла и все их злые поступки на себя приняла, сама понесла и богу-вітцю достаточно за них поступила, выбрала их, ед иска освободила, оправдала и посвятила, ни за одно из тех больших представлений благодетельницу оддачі не оддаються, и одной благодарностью не оддячується. А что же? Вместо оддачі и дьяки - неблагодарность и высокомерие.

Что о се сказать? Что имею сказать? Что иное, как не то, что лучше мне поистине умереть безпотомною было, чем детей в непослусі и безбожия видеть. Они же потому что больше даров набирали, то больше благодарностей мировые виставлялиу и что более тесном союзе с ним заключали, то сталіше в ней продолжались.

Что же из этого вышло? Куда подались? Которую себе дорогу выбрали? Ваалову 3 скорее волю исполнять, чем божью, изволили. Валаамовою 4 дорогой поспішніше, чем верного пророка божьего, решились идти. Снятую с сердца пелену снова на себя наложили, неправду полюбили и со временем в еще худшем злые погрязли. Осторог не слушают, избранностью пренебрегают, оправдание и освящение отвергають, а, короче говоря, злом за добро отдаю.

Такой девственности сыновей в дома своим кормила, такой человечности деток на лоне своим пістувала, что теперь постоянно утробу мою грызут и смерть мне нанести силятся.

Под опекунами и наставниками когда пребывая, о повеления их не заботились. И не удивительно, ибо сердца их затвердевшие были, что видеть не видели и слышать не слышали.

Теперь сам опекунов тех надавець стоит, прилагает старания, упоминає, руку помощи протягивает, слух к слушанию одтворяє и зрачка до видения раскрывает. И не только его не слушают и ему не повинуются, а еще и своевольно глаза одвернувши и уши заткнув, перед добрістю господина своего и хороняться в безвыходные пропасти убегают.

Ох, тяжело мне поистине с тем непокорным потомством, с тем ядовитых ящуриним отродьем, тяжело! И кто же те страдания со мной разделит? Кто поможет мне плакать? Сыновей породила и взрастила, а те плохо меня отреклись и ядовитими языков своих жалами в меня впились.

Первое посланников и слуг слушать не хотели, а теперь сам господь бог пришел, сам провозглашает и учит, чтобы, весом грехов обременены, в ким системой щукали и в нем перепочивали. Поэтому тем охочіш послушание, оказываемое быть имел бы, что барский голос от голоса слуг весомее. Что же на то ублюдки? По египетским котлами и чесноком 5 быстрее уганятися предпочитали, чем на изысканный ужин гостеприимного господина своего торопиться.





Первородные сыны Восточной Церкви



Где теперь те времена, в которые мучеников я родила? Где те лета, в которые справедливо и благочестиво я в дома своим пробовала? Где благословенны те всего мира докторове, апостолово? Где их необлудні последователи - пастыри и учителя?

Вас теперь нуждаюсь, милые и верные сыны мои. Вас виславляю, вами горжусь, любимцами вітця вашего, вами радуюсь, которые души свои за меня оддавали. Справедливо вы к вітця приступили и степенно при нем продолжались. Узнали вы, что ветвь не может сама из себя овоща давать, если не будет в виноградной матицы продолжаться. Вас ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни зверхництва, ни потуги, ни меч, ни огонь, ни теперешние дела, ни будущие, ни возвышенности, ни глубины, ни другие любые напасти от любви к богу одлучити не могли. Вы, так сказать, проявили усердие Илии против Ваалових 6 жрецов, которые служили чреву своему богу и Мамоне 7 и волками вместо пастухов, над овцами поставленных, показали себя.

Вы бы диких овец укротили, вы бы запаршивлених баранов от овец одлучили; вы бы израненной, как самаритянин, маслом и вином скропивши, раны перевязали.

У вас на сословия и превосходства в каранні взгляд одинаковый. У вас раб и свободный во Христе-спасителе и относительно науки, относительно исправления и исправления, и в справедливости одинаковый вес имеет. При вашей жизни церковь бога живого, народ избранный, царственное священство непокаляні и незыблемые было. Ваши, вдохновлены богом, писание не завянут духовной мудрости лилеей. И сегодня о вас помнят, чем вы были и куда отошли.

Вы ересиархов из среды верных божьих выгнали, вы куколь блудів из пшеницы випололи. Вы мир сей и все, что на нем, звитяжили, вы благочестивой жизни образцовые учителя, вы безбожного проживания яростные гонители, вы словом и делом пастыри, ибо ведали, что святые не столько словами, сколько делами князей на добро наворачиваются.

«Потому что начал, - святой Лука говорит, - Христос-бог творить и учить». По следам его стопам идя, и вы делали и учили. Ведь для того к вам пришел Христос, чтобы вы шли вслед за ним.

А достойны похвалы за веру вашу, за велемисльні в любви сердца!

Где теперь Василий 8, которого за особую о стадо Христово заботливость и бдительность большим назван? Где Амвросий 9, медиоланский епископ? Иоанн святой, что его за злотоплинні струи небесной его о епитимью науки назван Златоустом? Где Иероним 10, богом данных письмен толкователь Совершенный? Где Киприан 11, где Августин 12 - прилежные еретических плевел пропольщики. Ибо безбожного Ноуата 13, а то лживого Пелагия 14, кривотлумачів Писания Святого, пронизаны стрелами, проклятию подвергли. Где Афанасий 15 и Кирилл 16, александрийские патриархи, и Григорий 17, назіанський епископ, мужественные вітця своего рыцари и отзывчивые мои заместители, трех первых святых вселенских соборов ясносвітні лампы, Ария 18, Македония 19 и Нестория , проклятых ересиархов, с их сектаторами евангельским мечом посекли [и] за еретическое их кощунство проклятых во власть дьяволу отдали? Если бы каждый из них, не страшась человеческого лица и не взирая на лица и состояния, правду свою сегодняшним еретикам, которые мать их, что за нее они души свои мужественное положили, день и ночь тревожат, смело предположив, прорекли:

- Приказывает вам дух святой проклясть Арієвих сектярів-новохрещенців, чтобы вы больше сына божьего, который сидит справа от бога-вітця, предвечной єдиноісності славы не позорили, клевета на него сводя, что было время, когда его не было, чтобы вы до страшного по заслугам утечки внутренностей с Арием, вашим патроном, не пришли и сразу же в досрочном тела вашего смраде безбожное души в вечный смрад не ввергли.

Приказывает и вам Христос-бог, Церінтові 21 последователи и Македонієві заместители, что, добровольно и открыто духу божьему сопротивляясь, ему вполне во власти над писанием Святым отказываете и, уважительность веры взорвав, к сомнениям и легковаження стало вековечную его науку призводите, называя писание Святое восковым носом, традиции и мандаты смертные и церкви вашей головы над ним преподносите.

Где же и то преславное Христово воинство, которое на всех вселенских 22 и поместных соборах 23 стало за правду святую души свои возлагало, правдивые, говорю, правдивые Писания Божьего тлумаче, чтобы нынешним самоуверенным мудрагелям, то есть несторианской ереси последователям, а также стоїкам 24, которые fatalem euentuum necessitatem (Роковую необходимость случаев (лат.). - Ред.) в церковь божью внедряют и кощунственно утверждают, что бог является причиной греха и погибели человеческой, с евангельским мечом дорогу к овец Христовых заслонило?

Где же и те яркие западной церкви лампы - Гелазій 25 и Лев 26, превелебні римские епископы, чтобы, с высоты маєстату своего вмешавшись в дела церковные, нынешних епископов, которые, престолы их заняв, Христовы законы и повеления в пінявій записей, оформлением решений и ломают, наказывать приказали?

Пусть вам замкнет уста Иисус-бог, а люди греха, сыны погибели, вы, которые служите плохую службу богу и виноситесь над всем, что называется богом или что бога хвалят, которые, засев в Церкви божией, как боги, на святость тайной вечери божией безбожно посягая, бокал дорогого крови его, а значит, вечной жизни наследство в невинных душ человеческих одіймаєте и Арістотелевого вашего плутовского ума 27 духом Христу-богу служите плохую службу, который, подавая хлеб, сказал:

- Это тело мое! А подавая бокал:

- Это кровь моя!

Вы же, сами будучи глупыми, самый только хлеб в руки взяв, супротивными способом учите, вроде бы не мудро тот поступил, [потому что имел сказать]:

- Это и тело и кровь мои!

Неужели не знаете, что в том деле не ваше плохе понимание, а неуклонное Христово повеление соблюдено быть должно, и что одной и той же святости нарушения, ничем, кроме большого и значительного святотатства быть не может, и что по этому признаку еретиков и облудників верные божьи распознают, и что когда в том не опам'ятаєтесь, то вечного огня кара в себя вас приведет.

Где наконец и последнего возраста моего сына, которые наравне с другими души свои за меня на смерть давали, - преподобный Максим 28, Иоанн из Дамаска 29 и Феофилакт 30, епископ болгарский, Марк Эфесский и Нил Фессалоникийского 31 - чтобы со всем почтенным зацних тех старинных теологов хором став нынешним матеологам 32 роззявлені на правду пасть заткнули, приговаривая:

- Пусть вам повелит бог-отец через единородного сына своего, Савелієвого 33 проклятого кощунства рассеиватели и маніхейської незбожності 34 проповедники, которые вопреки науке Писания Божьего учите, что дух святой и от отцовской и от сыновней персоны как от одного лица происходит, и с того одну каузу??????? вітця и сына духу святому інтродукуючи, двух лиц, в сути самой раздельных, штурмом в одну персону сливаете, хоть и сохраняя в целом персональное лиц разделения (одну каузу божества вітця зная самого, который sine communicatione (Без сообщения (лат.) - Ред.) другим персонам свои свойства в себе), две в божество каузи вносите? За то кощунство, если его в дальнейшем с пригани моей, матери вашей, восточной церкви, не облишите, в огонь Чистця 35, диаволу и ангелам его наготований, в будущем возрасте для очистки на муки выданные будете.





Таких сыновей Восточная Церковь сейчас нуждается



Таких в нынешние времена нуждаюсь я сыновей, невзирая на лица, тех, что безбожное на бога блюзнять, наказывали, которые бы, родных братьев суровое лик свой обратив, непорядочное поведение их смело наказывали. К тем, кто не прислушивается, вам говорю, а умного стада Христова пастыри и учителя, чьей бдительности и верности любимицу сына божьего поручено, по имени пастырями быть имеете, а на самом деле драпіжниками есте, которые и сами плохо живете, и доверенным вам непорядочно жить позволяете. На наследии распятого розжирівши и розтовстівши, не болеете несчастным во всех сектах распылением сынов божьих, а так волками есте, а не пастырями. Христом титулуєтесь, а на самом деле антихристов на земле правительство выполняете. Дай же, боже, чтобы вы молоком удовольнилися, так же стремитесь крови.

Таких, говорю, нуждаюсь теперь сыновей, на таких под сей страдания моего время деток важусь, которые бы не только блюзнірцям развратные уста замкнули, но и своих, от самого высокого до самого низкого, от архиереев до всех тех иереев, что под их властью находятся, вместе с поверенными управлению их людьми, достаточно и соответственно к достоинству заслуг их, ругали, наказывали и отправляли.

И где же таких найду? С неба, ликующих уже, позову? Сие невозможно. Или в родных сторонах поищу?

Нет никакого. Все против меня, как против той, которая бы ими никогда не болела, восстали. Все вооружены, как на главного врага взбунтовались, и ищут души моей, чтобы выгнать.

Несчастная же я мать! Что такого совершила? За что несносные преследования от собственных своих сыновей терплю? Что я смерти достойного совершила? За что в здоровье своим не слыву безопасна?

Одни мне халатностью вредят, другие тяжкого глума наносят. Те преследуют незносно, а те отрекаются враждебно. В глубоком злые погрязнувши и его природе покорившись, меня забросили.







Церковь Восточная ищет указанных преступлений сыновей своих



А что всевозможном деле началом является слово и всему, что начинается, рада предшествует, то справедливо мне позаботиться, чтобы осмотрительно я в предпринятой жалобе повелась, чтобы, излагая дело, достойно с сыновьями своими обошлась. Справедливость требует и сам мой того от меня сожалению требует, чтобы с усердием к делу присмотрелась и здраво взвесила, откуда такие большие злых обычаев пересади в сынах моих взялись, по какой причине такая безмерная к родительки ненависть детей освоила? Об этом воістинну годится мне помыслить первых, чем, или, всех вместе отрекшись, материнским болью, сердечным сожалением обнята, их в горести сердца моего прокляну и на вітцівське видам наказания, а еще раз к некоторым из лучших, на которых младшие братья оглядываются, приступлю и о поправу с ними поговорил бы: неужели же перед лицом матери своей не устыдятся и не проникнутся болью той, которая ими болела, и, слезами ее свои сердца зм'ягчивши, в повиновении к ногам ее придутся, ведая, что лучше было бы им на свет не родиться, чем под мощную вечной казни руку всемогущего вітця добраться, который, хоть и знает долегливості мои, однако, из милосердия до сих пор удерживаясь, ждет, не опомнятся и не начнут грехи свои искупить. И пусть лишь только малейшее словечко из уст выпущу или сожалению на них обнаружить помислю, в тот же миг он злых плохо затратит и память о них вихрем в воздухе развеет, так что и места, на котором они жили, знать не будет. Ужасная потому что дело, - говорит святой апостол, - впасть в руки бога живого.







Родственники сыновей церковных не является причиной их преступлений правом естественным ни воспитанием и обучением



Пусть же непоконаних преступлений своих причину увидят: ед вітця, по природе, а по матери воспитание они происходят? Потому как овощ хорош о красивое дерево свидетельствует, так и деток хорошие обычаи о хорошем родственников жизни поведают. И наоборот, недостатков родственников порой то приписывают, что в потомках ганене бывает.

Но никак не найдется того в родственниках, ибо отец - добрый, тихий, скромный, кроткий, ласковый, покорный и вплоть до смерти послушен. А мать - чистая, святая, непорочная, благотворительная и порядочный. Отец - мудрый, справедливый, щедрый, милосердный, на гнев не скорый, а до ласки охоч, умеренно строгий и не навеки гневлив. Иметь деток балует, воспитывает, о них заботится, годящейся им аж до крови: всеми цнотами тот, который ее себе женился, нарядилась и обогатил.

Поэтому ни вітцівського природження право, ни материнское молоко такой большой преступности деток наших причиной не были.

И если мы, родственники, природе своей их преступности не вызвали, то ли хорошего воспитания их не забросили?

Отнюдь.

Ибо отец, беспрестанно вопя, взывает:

- Ходите ко мне, подражайте мне, исполняя волю мою, омийтеся и очиститесь, одійміть зло от душ ваших и будьте святы, как я свят есмь, то найдете покой, доступите блаженства, получите венец жизни. О А что?







Наука Церкви Восточной до всех вообще



- Слушайте, детки, голоса вітцівського! Допускайте до ушей слова родительки вашей! Тривайте с нами, то всякого добра гойностями богатые будете!

- То же вы, которые, уже израненные грехом будучи, от нас отпали, вернитесь к вітця, и он вас примет! Поступайте овощи, достойные покаяния, ибо уже топор над корнем дерева занесено, чтобы всякое дерево, овоща хорошего не родит, стяте было и в огонь увергнуте.

- Уже ведь грядет отец с лопатой в руках и вычищает бойовисько свое, и копит пшеницу до шпіхлера своего, а плевелы огнем неугасимым сожжет.

Такими неустанних установок словам всех конечно деток наших обучаем, такое их буйной молодости воспитания даем. И коварное сердце их и немного тем зворушитись не хочет.

Такая обычная до всех вообще наука. Отдельно же к каждому стану день и ночь напоминання поступаем.







Наука до начальников светских



- Вы, княжата и вельможи, божьим судом поверенных нам подданных судіте, остерегаясь того, чтобы тем же судом

сами судимы не были. Не накладывайте на них большой дани, ведая, что и вам господин ваш весь долг отпустил и чинш за вас заплатил. А когда что-нибудь в скрытости поступаете, то не говорите: «Кто же нас видит?», - потому что отец ваш на небе, тот все видит и все, что хочет, делает.

- Вы, архиереи и иереи, пастыри и учителя овец умного стада Христова! Стойте, не шатаясь в дарованых вам от бога вере, заботьтесь с бдительностью о доверенных вам овечек. Мужественно опирайтесь тем, кто правду бурить силятся. Беспокойных наказывайте, потішайте пугливых, учите неучей, своевольных и непокорных сдерживайте и гамуйте, немощных оздоровляйте, спорящих корите.

- Будьте примером верным в языке, в общении, в любви, в вере, в чистоте. Бодрствуйте чтения, наставления, науки. Проповедуйте слово, настаивайте в время и без времени, наказывайте, ругайте, просите со всей терпеливостью и наукой, препятствуйте бессильных, а непорядочных исправляйте. Вы же есте солью земли и светлостью мира.

- Вас поставил дух святой, чтобы вы пасли стадо Христово, которое тот приобрел кровью своею. Будьте же так, без изъяна, трезвыми, умными, поштивими, чистыми, гостеприимными, способными к обучению, не пропойцями, не забияками, а скромными, не сварливыми, не похотливыми, в доме своем порядочными.

- Вы же есте глаз слепым, нога хромым, рука поводыря тем, что требуют.

- Вы же есте страже при дверях и ключники царства небесного.

- Вашим рукам связывать и развязывать силу доверено. Вы же есте иереи бога самого себя и других посвящать имея дар.

- Так вот с бдительностью чуйтесь, чтобы, халатности слепотой и сном праздности освоены, и самих себя, и доверенных вам

в бездонную пропасть ввергнувши, вечным адского болота вонью не осквернили, потому что всех их невинная кровь с ваших рук будет рыдать [звучать реквиемом].









Наука Церкви Восточной в посполитого люда



А к посполитого люда теми словами увещевания и науку чинемо:

- Всякую душу высшим силам пусть будет подвергнуто. Ибо князья не суть ужасом хорошем поступке, а только взлома. Как хочешь не бояться зверхництва, чины хорошо и будешь иметь честь от него, поскольку тот является служебником божьим на твое добро. А будешь плохо поступать - бойся, ибо не напрасно носит меч.

- Представьте, итак, всем том, что должны, что божие - богу, а что цесареве - цесарю. Кому дань - поэтому дань, кому пошлину - поэтому оброк; кому страх - поэтому страх, кому честь - тому честь. Ничего никому не будете должны, только чтобы-сьте обоюдно уважали. Во всем начальникам своим подобайтесь, не клевещите, не ошукуйте, а во всех делах добрую верность проявляйте.

- Начальникам вашим духовным, которые, на Божьем престоле, сев, так же вас, что и Христос, учат, будьте послушны, потому что они заботятся, отчет о вас даты имея, чтобы вы делали с радостью, а не вздыхали. Знайте и уважайте их как можно больше, любя за их работу. Так же есть воля божия, чтобы-сьте, хорошо оказывая, заткнули губу невежеству людей немудрых. Как свободные, но имея волю заслонкой злу, и, как слуги божьи, всех почитайте. Братство любите, бога бойтесь, королеве честь отдавайте. Слуги, будьте подвергнуты господам в всякой боязни, не только добрым и скромным, но и досадным. Ибо и это есть милость божья, если кто ради совести божьего испытывает сожаления, терпя безвинно. Ибо что за похвала, если вас бьют за проступки и будучи виновными, терпите? А вот если, хорошо оказывая, преследования терпеливо сносите, вот есть заслуга в бога. Ведь на то и призваны есте. Потому и Христос терпел для нас, давая вам пример, чтобы-сьте шли по следам его. Тот греха не совершил, ни найдено ошибки в устах его.

Такие общие и постоянные наши сынам науки и напоминання, из которых ясно каждый может увидеть, что мы, родственники, как природження правом до злого потомству нашем причиной не были, так и учебы и хорошего воспитания не запуская, к тому повода не давали. Потому мы и всех в целом, не смотря на лица, и каждого в частности, без всякого підхлібства, терзаем, напоминаємо и обучаем.

Но, как видим, они заткнули уши свои, чтобы не слышать голоса нашего.

Кого то больше донимает? Кому то большего боли добавляет? Кого больнее мучает? И кому опаснее жизнь готовит?

Я измучена, я мизерная и от всех матерей нещасливіша. Потому что куда не повернусь, везде сыновей моих на измены себе нахожу. Здесь бездонные ямы копают, там проволочные сити забрасывают. Оттуда ядовитые жала выпускают, а отсюда смертельные яды выливают. Одни явные, другие тайные, некоторые підхлібством, а некоторые угрозой, все, однако, единодушно жизнь моя весят, всем одна мать в ненависти.

Или же меня бояться? Или же должен пугаться? Отнюдь! Вот стою! Пусть придет кто и нагостреним железом зомліле сердце мое поразит! Пусть приступит и обессиленое лоно матери своей рассечет! Пусть терзает тело измученной матери. Лучше-потому что смерть над жизнь скудное, и милее мне раз нагло умереть, чем с нечестивости сыновей своих ежедневно скорбно умирать.

Ой, леле, оплаканому моей жизни! Беда невыносимым тела моего болістям! И чтобы плюгаву студню, с которой заразная и сыновей моих злонамеренность виплинула, найти, горе на волну унять мне годится, чтобы перед тем в пылу гнева, пока полной уверенности не приобретенную, проклятие на них не вирекла.

А в том, что ни природження, ни воспитания родственников не является тому причиной, то в этом уже убедилась.





Халатность является причиной зла



Должен подчеркнуть, что их самих в соблюдении указанной вітцем дороги никчемное халатность и развратный непослушание подаваемом в материнской науке повелению, а не что иное, вызвали душевную вместе с телесной згнилість, из-за которой ни душа к послушанию не способна, ни тело к выполнению обязанностей не свободное. Ибо, слыша, не слышать - есть згниття душевное, а слыша, не исполнять - телесное. Из-за халатности в повиновении возникла апатия в обучении, с того разбухла неповиновение, а из нее разлилось праздность. То причиной стало мерзкого халатности. С того корни выросла неприязнь. Она же стала источником преследования, что его я теперь постоянно днем и ночью терплю.

А что преследование от той великой их злости поводом было, которая то большую гору брала, что глубже упасть мала, то другой поистине над той причины искать не надо, потому что халатность и неповиновение является матерью непослушания, разгильдяйства, равнодушия и всякого грубого невежества, а с того, как с студни, всяческое зло следует.

Именно загниле стоячей воды источник! Именно ядовитою трутизною наполненные воды студни! Это постигнув, справедливо мне поистине сразу познать, к которому в первую очередь из сыновей моих неизбежен тот гость пожаловал, которого к послушанию себе в первую очередь привлек, в котором себе жилье основал и дом духа божьего в дом духа мира сего превратил, или всех вместе он овладел, а в одиночку их под свою власть подводил.

И первое свое ярмо на шеи князей и князей вложил, а с их подданных начал.

Только разве всяком зверхництву не пристало той же простоты держаться, в которой подданных своих видят? Так же всякую оплошность и их происхождения и воспитания обходит, чтобы те, которые чувствуют себя вождями, покровителями и защитниками посполитого и которые к опрятности, чулості и великодушия с детских лет привыкли, жизнь и обычаи своих подданных имели. Однако не подданных, а как раз самих князей в первую очередь эта лицемерная ведьма овладела. А с ними и тех, которых властью их прикрыто, так сказать, загребла.

И вижу еще одну преграду и то не меньше. Так же княжата и князья не имеют такой власти, чтобы и внешне и внутренне, то есть и светскими и духовными делами по своей воле управлять могли.

В отношении светской власти, то панамы они есть и повелівають. А вот насчет духовной - то сыновьями суть и слушаться должны. А то вмиг халатности, как вижу, не телесный, а духовный, поэтому, его не в них, а где следует искать.

То кто же мне подскажет, на кого то накоєне зло прежде обперлось? Кого я еще упустила? Говорят, кто на поле боя - тот и враг. На кого меньше всего думаешь, тот укрывает преступников. Где меньше всего надеешься, там в траве на гадюку наткнешся.





Духовные причиной зла



Те, похоже, прежде всего адским тем седлом дали себя оседлать, которые всего простонародья вождями быть хвастаются. В тех эта болезнь, как рак, по всему телу распространилась, которым власть над душами человеческими предоставлено, которым слуга и господин, свободный и раб послушание отдавать должен, ибо им ключи царства небесного доверено. Из них одни являются ієреями, другие архиереями, все вместе умных вітця своего овец пастырями и учителями младшей братии своей, сыновей моих предводителями и опекунами.

Ведь тем князья и вельможи, богатые и бедные, молодые и старые в вещах духовных первое после господина бога послушание отдавать должны.

Те суть, которым сказано: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе».

Те, которые, как явно видно, небрежным при власти ключей употреблением не только других, но сначала и самих себя связали и, перед младшей братией небо замкнув, сами во дворе остались, а, связав, бремя тяжеловесны и трудні для ношения на мышцы человеческие вложили, сами же их не хотят и пальцем рухнуть. Увидев это, доверенные им овечатка, наравне с ними [в] халатность удались и, вложенные бремя с рамен своих сбросив, лень возлюбили, что в них и сейчас с пастырями своими позорно гниют, имя матери своей, которая их к первой заботливости и внимательности ведет, преследуя и влияния ее силясь избавиться. С того и беда им, что заперли царство небесное перед людьми, в которое и сами не входят, и другим в него войти не дают.

Беда им, тем, что пожирают души овец вітця своего и распускают одежды свои, распинают края плащей своих, а процедив кладовой, верблюдов глитають! И тем вождям слепым, которые, на престоле Мойсеевім усевшись, плохо учат и плохо поступают, а чтобы их называли раввинами, стремятся! Не является ли то, пробе, вещь , странная и жалосна, что те, которым лекарства с рук подано, сами вместе с поверенными им овцами попаршивіли, а тех, которым о других заботиться и следить поручено, самых халатность прежде всего овладело?





Нарекания на їєреїв и архиереев



В церковные светочи! В філяри дома божьего! Пастыри овец Христовых! А учителя и мастера младшей вашей братии! Как же вы отиліли и растолстели, и забыли бога, спасителя вашего?!

Беда вам, пастыри, которые розполошили и разогнали стадо овец моих и нерадивости болезнью их заразили! Ибо более сурового суда и большего наказания потерпите. Потому как соль выветрится, то ничем солить - ни на что уже не годится, разве что на то, чтобы выбросить ее вон на попрание людям.

Вивітрилась соль, потемнела светлость, погасли светильники, одичали магистры, ослепли предводители и в дол халатности упали, куда и доверенных вам овечаток тянете.

Что одповісте в то время, когда придет ваш отец и господин, чтобы выслушать ваш отчет, сыновей и слуг своих? Когда запрос о предоставлении вам таланты?

А тяжело мне, матери, будет в тот день, на гибель сыновей моих глядя! Беда мне в тот час, когда мои сыновья и сыновья божьи, которые евангельской светлости ясность добровольно потушили, в адский огонь отсылаться будут. Кто меня в то время порадует? Кто потоки слез моих погамує? Беда мне, несчастной, что сыновей родила на боли свои и дочерей на раны себе! Лучше мне поистине безпотомній было бы жить, чем на такие густые нечестивых сыновей толпы смотреть. Лучше поистине и тем было бы не родиться, как, родившись, унаследовать вечную погибель, в которой легче будет Содоме и Гоморре, чем им. Так же слуга, который знает волю господина своего, а не поступает согласно с ней, немаленькой казни испытывает.

В архиереи и иереи, учителя и пастыри овец вітця вашего! Пока немыми быть хотите, пока неощадно овец сглатывать будете? Не достаточно вам молока и шерсти - шкуры лупите, кровь пьете, а мясо на з'їжу крукам и волкам выбрасываете.

Сами поніміли есте, а другим сказать запрещаете. А ведь столько овечьих отар в церковной овчарне недавно еще было? Или же столько божьего рода в правительство и под отчет было вам дано?

Спите, пастыри, а враг не спит. Храпите, страже, а шайтан, словно лев, овец божьих хватает, тех на вечную пагубу отводит, а тех в постыдные страсти ввергаешь, чтобы оказывали такое, что поступать неприлично. Ваши овчарне знищіли, а овчарне врагов божьих и ваших ходят. Затыкаете уши, не хотите слышать отцовской языка:

- Сын человеческий, я поставил тебя сторожем дому израиля. И ты, слыша из уст моих, что говорю, имел бы проповедовать им от меня. Когда я буду говорить с непобожного: «Непобожний, ты смертью умрешь!», - а ты бы ему не перевел, чтобы непобожний покинул дороги свои, то тот непобожний неправильного в своей умрет, но крови его от руки твоей я буду требовать.

Строгое, действительно, слово и ужасный приговор!

Не боитесь и не лякаєтесь страшного того дня, в который о предоставлении вам отары имеете отчет дать? Не страшит вас и справедливого господина речь: «Плохой и ленивый слуга! Имел бы деньги мои доверить тем, что деньгами продают, а я, придя, получил бы то, что мое, да еще и с прибылью. Возьмите же от него тот талант, а неблагодарного раба ввергніть во тьму кромішню - там будет плач и скрежет зубов»

Где сейчас иереи без наганы, которые бы не себе угождали, а о доверенном отару, такую, как наивысший тот архиерей от них требует и как выше я в науке до них вспоминала, опеку и осторожность имели? Те суть сейчас учителя, которых, к похоти своих приспособили себе сыны мои, ибо уши их чешутся и они от правды слух одвернули, к брехень склонились, самих себя, мир, славу, богатства и роскоши больше, чем бога и спасение человеческое, любя, имея порой за образец набожности только людей звихнутого ума и подозрительной веры, силе ее сопротивляются и противятся правде. Так же неистовство их будет явное всем [и все увидят, что они не в небесных, а у земных мыслях погрузли.

Из-за них постиг меня не голод хлеба, а голод на слово божье, не жажда воды, но жажда на евангельскую проповедь.

Однято у меня пророка и учителя, предводителя и пастыря! Многие теперь пастырями прозванных, но мало настоящих.







Иереев теперішеіх жизнь и обычаи



Поскольку некоторые из нынешних разумного стада Христовой пастырей едва ли над неразумным стадом ослов пастырями быть за достойных оказались.

Более того! Не пастырями суть, а волками драпіжними: не пастырями, а львами изголодавшимися, одних овец сами беспощадно пожирают, а вторыми дракону пасть без сожаления затыкают.

О несчастная стадо! Разве же тот пастырем и учителем быть может, который сам никогда не учился? Который не знает, что богу виноват, а что ближнему своему? А что уж говорить о доверенных ему овец? Который с детских лет своих не обучением в науке писания Святого, а другой, сословные духовном ненадлежащей забавой играл или в трате свой недостиглий время убавлял? А когда пищи и одежды недостатком сжатый был и когда ему нужда шею корчить начала, взялся благовествовать, ни чем благовіщений есть, не ведая, ни, как его исполнять принадлежит, не понимая.

То же одни из корчм, другие со двора, те из войска, а некоторые из поборов, без всякого избрания и без всякого доброго показания, с помощью золота и серебра, до храма божьего ворвались.

Так потому и не удивительно, что позорно с него (как недостойные) повыпадали и апостатами правды божией и погубителями стада, им поверенного, стали.

Беда же бедным овечкам, что таких пастырей имеют! Беда тем, кто идет вслед за такими поводырями, которые, сами будучи слепыми, их в ту же юдоль пропасти спихнуть норовят! Беда и вам, с чьей халатности они в храм божий вошли! Беда и вам, пустошите храмы божии, ибо сами тем загубленные будете! Беда вам, ветви, которые, быть сыновьями ненавчившись, вітцівським титулом деток моих сводите! Беда вам, ветви, которые, домашнего своего потомства не воспитав хорошо, божьим сыновьям злого своей жизни примеры из себя подаете! Беда и проклятым вашим симонам 36, от которых вы на те правительства духовные посвящения приняли, - знаю, - не ради гідностості вашей ни ради принуждения просьбам братии, а ради лакомства несчастного руки на вас возложили, ради похотливой любви к деньгам, стремясь которых, одбилися от истинной веры и наразили себя на великие страдания!









Древний иереев выбора



Апостолы святые, [занимаясь] постоянно обслуживанием стола, а не проповедованием слова божьего, ради ропот греков на жидов, и захотев діаконів 37 наставить, сказали:

- Мужи и братья! Выберите из среды себя изведанных, исполненных духа святого и мудрости, которых бы мы до того дела поставили.

А теперь [желающие] к молитве, к службе божией, к раздаче животворных святынь, без избрания и любого испытания и без какого-либо определенного удостоверения (о исполненность духом святым и мудростью уже и не вспоминаю) принимаемы и на проповедь слова божьего посыпанные бывают.

Поэтому и имею пастырей и учителей! Поэтому и имею предводителей и мастеров! Сами от голода сдыхают, а других кормить берутся. Сами ослепли, а других быть поводырями решаются. Сами на обе ноги хромают, а другим на подпорки подставляются. Сами будучи невеждами, других учить важаться.

А непорядочный, о коварный, в безбожный рук возложение обычая! «Руки ни на кого не вкладывай поспешно, - апостол говорит, - чтобы не стать участником чужих грехов». И в другом месте: «При том тебя, Тите, я оставил на Крите-острове, чтобы, чего еще неставало, ты поправил и поставил ієреями по городам, как я тебе повелел, есть безнагінні, имеют по одной жоні и верных сыновей, не опутанные и не освоены роскошью. Ибо епископ должен быть без пригани, как шафар божий, не пышным, не зол, не пьяницей, не драчуном, не похотливым до выгоды гадкого, а гостеприимным, благотворительным, трезвым, справедливым, святым, сдержанным, верным своему слову, согласному с учением, чтобы он мог наставлять здравым учением и убеждать противников.

Нынешние же мои епископы и архиепископы, всю ту апостольскую науку за себя забросив ее ногами беспорядок, сладострастием серебра ослеплены, потоптали.





Обычай рук вложения нынешних епископов-отступников



Тот по сих времен мудрый иерей и остроумный, который то имеет, из чего мог бы и своему епископу, от дел церковных оддалений будучи, преподать, чтобы тот вернул его снова.

Ой леле же мне, небрежным рабочим доверенному! Ох мне, ненасытным лакомцям в опеку предоставленном!

Беда и вам, которые продаете, и вам, которые покупаете дар духа святого! Серебро ваше будет вам в пагубу!

Не хотите знать правды, не хотите видеть и лжи! Не хотите понимать, откуда те, которые ее вам дают, приобретают, каким промыслом богатеют.

Молоко доят с овец шерсть стригут, шкуры лупят и продают, сами их мясом питаются и кровью напиваются.

А вам из изобилия .м'ясив тех и избытка невинной крови уделяют.

В злочинителі, а не учителя! В темнильники, а не светильники! Impostores (Обманщики (лат.)), а не Pastores (Пастыри)! Episcoti («Наскотники» (искусственно сконструированное ругательное слово)), а не Episcopi (Надзиратели)! Нарушили вы закон воли божьей, ввели в заблуждение души свои проклятой сьогосвітньою Мамоною. Облазнили вы приправною маской невинных Христовых овечек, затмили своим заразительным халатностью евангельской светлости ясность.

Что поступите в то время, когда однято будет у вас виноградник и другим рабочим оддано, а вы, злые, плохо загубленные будете?

Что скажете, когда одповіджено вам будет:

- Вы вітця вашего, Дьявола, сыновьями эсте! Идите, проклятые, от меня! Не знаю вас!?

Что одповісте, когда сказано будет:

- Связав им руки и ноги, ввергніть их во тьму кромішню, где будет плач и скрежет зубов!?

Беда вам под то время будет, сыны мои! Беда и мне! Вам несносные мучения терпеть, а мне на вашу вечную пагубу смотреть!

В епископы, епископы! А сыновья, которые вітцем и матерью згордували! Детки, в королевских дворцах рожденные и воспитанные, а теперь в корчму и шалаши своей волей соблазненные! Пока сном праздности спать будете? Пока гнуса халатности из глаз сердец ваших не сотрете? Придите к водам чотириструмних евангельских потоков и обмойте болото простоты ума вашего.

Не достаточно ли вам той неоценимой потери, что ее из-за халатности вашего я потерплю, такую большую погибель золота, серебра, жемчуга и камней дорогих, которыми я от вітця вашего несколько десятков лет, как самая значительная королева, украшена золотом была? Где теперь тот неоценимый камень, то изумруд, сиявший, словно светильник, который я между другими перлами, как солнце между звездами, в короне головы моей носила - дом князей Острожских, который блеском светлости старожитної своей веры над всеми другими светил? Где и другие дорогие и все равно неоценимые той же короны камни - значительные русских князей роды, неоценимые сапфиры и бесценные бриллианты - князья Слуцкие, Заславские, Збаражские, Вишневецкие, Сангушки, Черторийски, Пронский, Руженські, Соломерецькі, Головчинські, Крошинські, Масальские, Горные, Соколинські, Лукомский, Пузыны и других без счета, что их в одиночку вычислять было бы долгим делом?

Где при тех и другие бесценные мои клейноти?

Родовитые, - говорю, - славные, отважные, сильные и древние, во всем мире в доброй славе, мощи и мужества известного народа российского дома - Ходкевичи, Глибовичи, Кошки, Сапеги, Дорогостайські, Войны, Воловичі, Зіновичі, Паци, Халецкие, Тышкевичи, Корсаки, Хребтовичі, Тризны, Горностаи, Бокії, Мышки, Гойські, Семашко, Гулевичи, Ярмолинські, Чолганські, Калиновские, Кирдеї, Загоровські, Мелешки, Боговитини, Павловичи, Сосновски, Скумини, Потії и другие?

Не упоминаю здесь широкой в границах Русской земли, княжеств и уездов ценной той одежды моей, бесчисленными жемчугами и разных красок камнями обильно усипаної, которой я постоянно украшалась.

Или же не вы, преступники, с меня сю оздобну одежду злупили и над бедным телом моим, с которого все вы вышли, с насміхом и надругательством издеваетесь? Но проклят всякий, кто на поругание наготу матери своей открывает. Прокляты и вы, которые с моей наготы насміхаєтесь и тішитесь.

Придет то время, когда вы всего того стесняться будете.

Лучше было бы вам воистину не познавать светлости правды, нежели, познанную, одкинути, потушить и заглушить. Ибо разве ты пастырь, если пастырством хизуєшся, а погибелью овечаток позоришь бога? Разве ты иерей, если рукоположению величаєшся, а очернение светлости бога зрікаєшся?







Которых иереев нынешние пастыри-одступники имеют



Ни жизни, ни обычаи, ни хождение, ни одіння вас учителями не делают. Ни мудрость, ни образование, ни способность красноречия о посвящении и пастырство ваше не свидетельствуют. Все вы есте корчмари и купцы, в обычаях - домоседы, в разговорах - неучи, в хождении - лисы лицемерные, а в одінні - волки драпіжні.

А что же сказать о ума вашего приметы?

Мудрость ваша, мастерство, разговор - бессмысленные, бесполезные и развратные, забавы - неприличные, в них вы сами вместе с теми, которые вам подражают, гините.

Так почему же, пробе, ты иереем? Почему же пастырем? Других посвящать послан, а сам с ног до головы осквернен лежишь! Бдительность пастырства тебе доверено, а ты сам с голоду зімлілий, здихаєш!

О святителю, насквозь осквернен!

О пастырю, с голоду струхлявілий!

Ты же подсвечником для тех ты, что в темноте простоты живут?

Или потому что ты глазом для тех еси, что в непізнанні евангельской светлости слепнут?

Ты же рукой на поддержание тем ты, что в пропасть шайтанские власти падают?

Если бога, опрометчивые сыновья, не боитесь, то хоть людей посоромтесь.

Пройміть сердце и виточіть совести, и придите в себя, и, осознав грехи свои, прибегнете к епитимьи.

Хотя бы в одиннадцать часов достойно в винограднике господина своего послужіть, чтобы-сьте с теми, кто от первого часа начали работать и целый день жару солнечную сносили, приняли возмездие.

Уймите сердечные вздохи конаючої матери вашей, вотрите заплаканные глаза родительки своей, чтобы ненароком ее кровавые слезы на вас не упали. Смотрите, чтобы плач матери вашей не погубил вас.

Не титулом, а на самом деле станьте ієреями; не словом, а поступком учителями быть старайтесь.

И кому я се поведаю? До кого сии слова мои произношу? Не о железную стену их разбиваю а, скорее, не на ветер их пускаю? Ибо, когда я им это поведаю, как будто с сонными разговариваю, которые под конец речи моей спрашивают: «О чем это она?»

Легче было бы мне поистине соль и руду железную в пазухе носить, чем с бесстыдными, злостивими и непокорными сыновьями разговаривать!

Кому же с того беда? Мне. Кому горе? Мне. Кому тяжело? Мне. Кому нужда? Мне. Я погорджена, я унижена, я изгнана, я оббріхана.

Беда и вам, которые мной згордували. Горе и вам, которые меня задели. Тяжело и вам, которые меня выгнали. Нужда и вам, которые меня оболгали.

Так же сыновней похотям есть к родственникам непоштивість. А материнское проклятие сыновьям является погибелью.

Рассудительный сын враз, мудрое слово услышав, хвалит его и воспринимает. А вы, неразумные, постоянно слушаете моих слов, и, что вам не нравится, тем пренебрегаете.

Поведаю вам мудрое слово ежедневно из пророков. Поведаю вам из апостолов. Наостаток и спасительную господина нашего и бога евангельскую науку всегда перед вами выкладываю. И это мудрость, которая мира того умы в глупость обернула и без которой никто мудрым ни был, ни назваться никогда не мог, которую лучше приобретать, чем золото и серебро собирать. Ибо дороже она над перла, камни драгоценные и все имения сего мира. Продолжительность дней - в правой руке ее, а в левой - богатство и слава. Дороги ее - дороги хорошие, и все стези ее-спокойные. Для тех, которые ее хотят, деревом жизни она есть, а те, которые им овладели, благословенными будут.

Седьмую я каждый день вас поучаю. День и ночь о сем к вам взываю.

Кто между вами самый маленький, пусть ко мне придет, а которые хотите ума, тоже приходите, ешьте хлеб мой и пейте вино, я для вас приготовила. Оставьте дитинитись и будьте живыми. Ходите дорогами спасения и вечно будете царствовать.

Не скажет ли кто-нибудь из сыновей моих:

- Почему се суровым гневом разгорались матери нашей сердце? Почему так гневно детям своим упрекает? Зачем таким тяжким проклятием себя и нас, сынов своих, тяготит? Не достойно сие материнской любви, потому что хорошо же она знает, что нельзя, как говорят, между людьми безгрешного познать - каждый имеет какой-то изъян, все носим ярмо той неволе. Ибо нет такого, чтобы без греха был, кроме самого бога. Легче бы с детками своими обращаться имела, мягче бы своих сыновей корила. Ведь не мачеха, а мать, и мы - не пасынки, а сыновья ее. Прута принять надо было на наказание, а не железной палки, домашнего учения, а не на весь мир разглашенного проклятие. Какая же мать и когда о учтивость ед детей до суда вопила? Какая мать шайтанові на растерзание проклятием сыновей своих души и тела оддавала? Это не то что для матери, но и для мачехи не справедливо.

Что же одповім я на то? Откуда на слова здобудусь?

- Дал бы бог, чтобы не было чего одповідати. Предпочла бы воістинно, чтобы то, что здесь вирекла, было не правдой, а ложью. Но хоть и тяжело мне, а все то правда, что говорю, не омильна и повесть, которую здесь причитала. О чем бы смолчала радушнее, именно их совесть, правдой преодолено, должен свидетельствовать. А что сам только бог безгрешен, а люди все грехе подчиненные, кто же этого не знает? Так же созданы-существуем по образу и подобию того, который поскользнулся, то есть Адама 38; в грехе зачаты и во грехах родились.

Однако же вас, умерлих в пороках и грехах своих, что в них есте когда ходили за возраста сьогосвітнього и под властью князя воздух сего, духа, который теперь мощь проявляет в сыновьях недовірства, между которыми и вы все избирались когда в похотям тела вашего, исполняя волю тела и мыслей ваших, и были по природе сынами гнева, как и прочие. Но бог (щедрый на милосердие) по великой любви своей, которою возлюбил вас, когда вы были умерли во грехах, оживил вас всех вместе во Христе (которого любовью вы спасены есте) и вместе с ним воскресил, и всех вместе, и посадил на небесах во Христе Иисусе.

А вот не надо бы вам больше так ходить, как ходят в тщетности своих чувств язычники, имея помраченное сумерками ум, оддалені ед жизни божьего свойственным им невежеством и засліпленням сердец, которые, впадая в отчаяние, дальше сами до бесстыдства, разврата и лакомства удались.

И вы не такого ед Христа научились, если его слушали, если им были обучены, чтобы-сте с себя сбросили первым поступком ветхого человека, который портится от безумной похоти, и чтобы-сте одновилися духом ума вашего и воплотились в нового человека, богом созданного в справедливости и святости истины.

Так же как из-за преступления одного человека, Адама, на всех людей упал приговор смерти, так и справедливость одного человека, Иисуса, оправдала жизнь всем людям.

Поэтому я вас родила по образу и подобию второго Адама, Иисуса, который меня выбрал себе невесту и отдал себя за меня, чтобы меня освятит, очистив водяной купелью в слове жизнь.

А что я, будучи чистой и святой, вас, нечистых и проклятых, породила, то тем же вас очищая и освящая, чем и сама была очищена и освящена, водой т.е. и духом. И кто из вас ими одроджений не будет, то не является моим сыном и к царству бога-вітця не войдет, а перейдет от смерти первой до смерти . второй, худшей за первую.

Вы уже не под законом, а под благодатью. Те, которые под законом родятся, вітцівський грех за собой тянут, а те, что под благодатью родятся, больше уже игом греха обременены не бывают.

Я вас под благодатью породила, а не под законом. На свободе вас воспитала, а не в неволе. Светом вас осветила, а не в темноте оставила.

А потому следовало бы вам, как сынам света, справувати, во всевозможных доброчинствах, в справедливости и в правде поставлять, что есть милое богу, и недостойными поступками себя с тьмой не объединять, а их скорее наказывать.

И вещаете: «Никто без греха, кроме самого того, который мира грехи стер, быть не может, потому и справедливый, живя, в грех семь раз в день впадает». Хорошо, признаю и я. Но и то скажу, что справедливый быстро, поскользнувшись, вскакивает, не так, как вы, которые даже теперь о том, чтобы поднять голову и встать, по меньшей мере помишляєте.

Воцарился грех в вашем смертном теле, чтобы вы покорными похотям его стали и сделали свои члены орудием его лжи, хотя должны были бы жить согласно духу, а не по плоти, ибо, живя согласно с телом, умрете. А которые Христовы суть и плоть свою распяли со страстями и похотями, духом живя согласно духу и поступать должны. Или же не знаете, что все вы, крестившись во Христе Иисусе, крестились и в его смерти? Так же есте с ним вместе погребены крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою вітцівською, то чтобы и вы в восстановленном жизни ходили, то ведая, что ветхого мужчины нашего вместе с ним распяли, чтобы было уничтожено тело греховное, чтобы мы уже не служили греху. А если бы кому-нибудь в грех упасть пришлось, то исповедуйте в грехах своих; верный и справедливый бог наш, так что отпустит грехи ваши и очистит вас от всякой неправды.

Из того видно, что не грех, а постоянное в нем пребывание, является второй причиной смерти. Поэтому тех, которые грешат сознательно, по установлении правды, уже не откупит от грехов жертва, а выпадет им полное страха ожидание суда и огорчение огня, который должен поглотить спорящих

Вот и меня, бедную, не грехи ваши так вам упрекать заставили, а постоянное в грехах продолжения ваше, и не так даже в грехах продолжения, как со дня на день все больше зло впадения, за что не железного ради казни прута, а палки отречение и проклятие на погибель души и тела вы достойны. Знаю, что я являюсь матерью вашей и что вы детками моими были.

И когда, отвергнутая и покинутая, и одкинена вами в горести сердца, зневажу вас, одречусь от вас, прокляну вас и всем народам отдам вас в поругание, на то время я уже вашей матерью ни называться, ни быть не захочу.

И более того! Когда заволаю жениха своего, а к вітця вашего, то одкине вас, одречеться от вас и на вечную в кромешной тьме отдаст вас погибель, где вечные муки и скрежет зубовный будут продолжаться бесконечно.

Тогда скажете: «Беда той, которая нас ісплодила! Беда той, которая нас кормила! Лучше нам было бы не родиться, чем в сем месте вечного мучения оказаться! Пусть ему, дню том, в который мы родились! Горе земле, по которой мы ходили, небу, которое нас озарял! Беда и нам, что мы покинули мать нашу. Тяжело и нам, что мы волю вітця нашего забросили и в неситій произвола блуждали!»

Будете вопить, и никто вас слушать не станет. Будете взывать, и никто до вас не одизветься. Будете кричать, и никто до вас не приступит. Потому что если вы от вітця вашего и от матери вашей отступили, то и от вас все одступлять, и на вечное забвение в забвение вас увергнуть.

Или же раз дома, приватно, я вас корила, а не publice на рынке? Или же раз сама вас просила, чтобы вы ко мне вернулись? Или же перед несколькими летами я братьев ваших к вам не посылала, чтобы вы меня извинились и, бдительностью вашей ущерба мои наградив, при мне остались и зла мне поступать больше не мыслили? Не произносила я вам преступлений ваших, что сейчас вы и меня, и самих себя испоганили? Не говорила ли я вам, что вы напрасно с заостренными языками, ведая о непобедимости моему, на меня накидываетесь?

Что же от вас за то постоянное мое о вас старания мне досталось? Что? То поистине, что где-то мудрец изрек: «Сам себе обиду оказывает, кто насмешника учит».

А кто громит словам непобожного, сам себе вред наносит. Ибо сказано вами:

- Согрешили мы, и что же нам за злого то случилось? Так же господин бог терпелив.

А я рекла:

- Не говорите того. Большое есть милосердие божие. Смилуется бог над безміром грехов наших. Любовь потому что есть у него. Но и гнев с запальчивістю на грешных. И если вдруг нагрянет, то розмете вас времени мести явно. А поэтому не прикладывайте грех к греху, но добро добром спомагайте.

Чего же упреками моими добилась? Вижу, что не только об улучшении мыслей не имеете, но каждый раз в горшее зло впадаете. Куда стены душ ваших будете наклонять? И после того несчастного падения надеетесь еще их поднять? Только пустая ваше мнение, напрасны ваши размышления, потому что сразу же между вами, теми, которые должны упасть, и теми, что устоят, большое расстояние утвердилось будет, ни им до вас, ни вам до них перехода определенного не станет. И на том кончится дело ваше расплатой.

Я же верю, что тот, который возлюбил меня и себя за меня отдал, меня сам поднимет можною десницею своею и бдительнее рабочим виноградник свой поручит. Дай же то, всемогущий боже! Перед твоим святым маестатом я со страхом упадаю и раскаяными сердцем и плачливим голосом к неописуемой доброты твоей взываю:





Молитва к богу



- Ты сам, царь вечной славы, неба и земли владыка, которого престол умом неоценим и слава непостижима! Перед которым стоят со страхом и трепетом ной ангельские и всех горних сил! Которого слово истинно и глаголы вечные! Которого повеление крипке, а расправы страшны! Которого взор иссушает бездны, гнев растапливает горы, истина же гласит безошибочно.

- Ты, - говорю, - который из всех лесов на земле и из всех дерев ее избрал еси себе виноградник единственный, и из всех цветов мира избрал еси себе единственную лилию, а из всех пучин морских наполнил еси себе поток единый, и из всех построенных городов освятил еси себе только Сион, а из всех воздушных птиц найменував ты себе голубицю единственную и со всей созданной скота избрал еси себе единственную овцу, а из всех размноженных людей получил еси себе единый народ нового Израиля, то есть меня, церковь свою, которую ты с первовику и по сей день удивительным прозрением и недостижимой глубиной судов твоих привык сохраняти посреди явных и тайних, внутренних и внешних врагов незыблемой и целым, и тем ты меня издавна и пожизненно привилегией одарить соизволил, чтобы я лежала в преследовании, помножалася в притеснениях, возвышалась в убозтві и пренебрежении мира сего, побеждала, терпя, торжествовала, обиды и надругательства снося, росла и буйно цвела, приправлена кровью мучеников, и на то время больше твоей помощью крепла, когда самые верные сыны мира сего за поверхностными знамениями упадком мне грозить привыкли.

- Ты сам и теперь воззри милостивым оком на неописуемые сожаления, притеснения и мучения мои и изволь сделать легче, если будет на то твоя воля, крест, возложенный на меня, утоли плач, утиш мои сердечные боли, вызванные сыновьями моими собственными. Приди из Ливана 39, приди мне на помощь, пусть устыдятся и пусть вернутся те, которые ищут души моей и точат беззастенчиво языки свои на меня, ведь я на тебя самого доверие и надежду возлагаю, до тебя самого прибегаю со всеми заботами и болезнями моими.

- И хотя многие до сих пор притеснений и преследований не только от чужих, но и от тех, которые вышли из лона моего собственного, я вытерпела и поныне терплю, все же от тебя не одступилась ни вознесла руки мои к богу чужому, незыблемой с помощью твоею стала и стою на той твердой скале, на которой ты меня уґрунтувати соизволил. Не избавилась я и никакого блуда или ереси пятном не испачкала одежду той, которую мне ты сам соизволил подарить, самой высокой теологией сотканной из веры в тебя нерушимой, неопоганила ее строкатостями человеческих вымыслов и новых и каждый раз одмінних законов и традиций.

- А хоть и много кто подражает детей моих незбожних и преступных, и не я тому причиной, а их, коварный умысел, их неверию, их высокомерие, их амбиции, их склонно к богатствам и роскоши сьогосвітніх сердце. Те узким и острым терном поросшей дорогой к жизни вечной идти не полюбив, на широкую и пространства (которой много кто идет) дорогу удались, а прибегнув, рады были бы всех за собой утащить и меня, мать свою, стыдом, позором и пагубою вечной наделить.

- Не допускай же незбожним сыновьям, чтобы с падения моего, матери своей, звеселилися. Однако, всемогущий боже, не сразу навідай палкой пагубы беззакония их, а удержи на некоторое время ради меня протянутую для мести твою руку, потому что я еще раз пойду к ним и попробую напутити их - может, хоть под конец жизни своего опомнятся и придут и поклон, мне принадлежащий, отдадут; и будучи с ними в согласии и обоюдной любви, я перед лицом твоим состояния и снова радостно и весело имя твое святое славить и превозносить вместе с ними буду. Итак, уже иду и твоей неописуемой доброты прошу, зошли им дар ласки и милосердності своей и сердца их истинным умом наполни. Разожги в них огонь любви твоей, чтобы, слыша, поняли, и, поняв, приняли, и, приняв, искупали, а покаянием чтобы небожителям твоим радость и веселье произвели.

- А что идти к ним надумала, то надо обдумать, к кому сначала пойду, чтобы не трудиться впустую.

- Потому что если к посполитого пойду люда, то боюсь, чтобы, увидев меня, простоты и слабого ума моего, не наскочили на меня и рук своих в крови материнской не омочили.

- Ибо сердце слуги стверділе и словам обученное быть не может, а хоть бы и понятно, то никак не воспримет.

- Пойду к князей, князей и господ? На тех, хоть бы меня послушать и за меня обстати были и рады, не до конца [полагаться] принадлежит, ибо подданные не в делах духовных их слушать должны, а только в делах светских.

- До тех, как вижу, идти мне подходяще, которые душой копошатся, так и дело и, что о ней мне говорится, духовной является: итак, справедливо, видимо, учиню, если в тех, от кого порчи пошло, и исправления буду искать, чтобы те, началом и причиной злого вторым были, и к хорошему обращены быть могли. Ибо теми они суть, которых старанию души всех поверено, теми они суть, путь истины на языке носить взялись и которых глаза овец стеречь обещали. До тех мне идти годится, с теми мне разговаривать правильно.

- Изволь же так, потішителю, душе святой, сначала в них заглянуть и их затвердевшее сердце зм'ягшити, чтобы меня приняли благодарно и выслушали внимательно.

- А я стану перед теми, которые себя отчего моего наследства, русской земли, епископами именуют, и к старшему среди них произнесу.













?РHNO?. Фрагмент. - Подается в переводе с старопольской языка И. и Крекотня и Г. П. Радишевського, совершенном по першодруком: ?РHNO?, to iest lament iedyney s. powszechney apostolskiey wschodniey cerkwie, z obiasnieniem dogmat wiary. Pierwiey z graeckiego na siowieriski, a teraz z siowienskiego na polski przelozony przez Theophila Orthologa, teyze swietey wschodniey cerkwie syna. Wilno, 1610.

1 ...дочери сионские... - Сион - холм в Иерусалиме, на котором, по Библии, была резиденция царя Давида, а также храм иудейского бога Ягве. В Библии Сион называется городом Давидовым, святой горой, жилищем и домом божиим, царственним городом божьим; в переносном смысле - царство божье на земле и на небе, место пребывания бога - на небесах.

2 ...одна из вдов розплаканих. - Согласно закона Моисея, вдовы должны быть под особой защитой: могут собирать колоски, оставшиеся на полях, их скот или одежду нельзя брать в залог, их следует приглашать на пиры, сопровождаемые жертвами. Христианская церковь также декларировала опеку над вдовами.

3 Ваал (Баал) - древнее семитское божество плодородия, вод, войны.

4 Валаам - библейский ветхозаветный персонаж; маг и прорицатель; во время перехода древних евреев через пустыню он мав'проклясти их по требованию моавитян, но зато, по воле божьей, благословил их.

5 За египетскими котлами и часинком... - Переходя через пустыню из Египта, евреи «возропташа» против Моисея и Аарона: «Лучше было бы нам вымереть, пораженными от господа в земле египетской, когда мы сидели над котлами с мясом и ели хлеба досыта, ибо вывели вы нас в пустыню эту уморить весь сонм сей голодом» (Книга вторая Моисеева. Исход, гл. 16, ст. 1 - 4). И потом: «Кто нас накормит мясом? Вспомним рыбу, что мы ее даром ели в Египте, и огурцы, и дыни, лук и красный лук, и чеснок! Ныне душа наша высохла, ничего, кроме манны, перед нашими глазами нет...» (Книга четвертая Моисеева. Числа, гл. 11, ст. 4 - 6)

6 ... исполнительность Илии против Ваалових жрецов... - Библейский пророк Илия смело выступил против язычества, которое во времена царя Аахава начало распространяться между евреями. За это подвергся преследованиям.

7 Мамона - у древних семитов бог богатства; переносно - богатство, земные блага.

8 Василий Великий (ок. 329 - 379) - христианский богослов, проповедник, епископ Кесарии Каппадокийской, один из «отцов церкви».

9 Амвросий Медиоланский (Миланский; бл. 340 - 397) - один из идеологов («отцов») христианской церкви; был наместником северной Италии с резиденцией в Милане. Приняв христианство, стал епископом; заботился об укреплении церкви, о чистоте догматов, боролся с ересями, в частности арианством. Боролся за независимость церкви от государства; автор богословских трактатов, писем, проповедей, духовных песен; упорядочил церковное пение.

10 Иероним Пражский (ок. 1380 - 1416) - чешский реформатор, ученый, сподвижник Яна Гуса; осужден как еретик в Констанце и сожжен

11 Киприан (? - 258) - карфагенский епископ, писатель-богослов, проповедник, автор посланий И трактатов.

12 Августин Блаженный Аврелий (354 - 430) - христианский богослов, философ-мистик, один из идеологов («отцов») церкви. Разработал учение про троицу и про отношение человека к божественной благодати, оказал существенное влияние на развитие католицизма и на всю средневековую философию, а впоследствии на идеи протестантизма. Главные его произведения - «О городе божьем» и «Исповедь».

13 Ноуат (Новат; III ст.) - карфагенский священник; противник Киприана, виновник церковного раскола. На Карфагенському соборе 251 г. Ноуата и его партию было осуждено.

14 Пелагий (ок. 360 - после 418) - христианский монах; основал религиозное учение, которое утверждало спасенність морально-аскетических усилий человека и отрицало наследственную силу греха; было признано за ересь на третьем вселенском соборе в 431 г.

15 Афанасий - т.е. Афанасий Великий (293 - 373), александрийский патриарх, один из идеологов («отцов») христианской церкви; борец против арианства; автор апологетических, полемических, догматико-исторических богословских сочинений, посланий и поучений.

16 Кирилл. - Речь идет о Кирилла Александрийского (ок. 376 - 444) александрийского архиепископа и патриарха, автора трактатов и посланий догматического и полемического содержания.

17 Григорий Назіанський (Назианзин, или Григорий Богослов; бл. 330 - ок. 390) - византийский писатель, один из идеологов («отцов») христианской церкви, константинопольский архиепископ.

18 Арий (? - 336) - александрийский священник; утверждал, что Христос - не истинный бог, а лишь «самое совершенное творение» бога-отца. На Никейском соборе его учение определено как ересь. В период Реформации идеи Ария подхватили некоторые протестантские секты, в частности соцініани, возглавляемые итальянцем Фаустом Соціном.

19 Македоній - константинопольский епископ, напіваріанин; его учение было осуждено вторым вселенским собором.

20 Несторий (? - после 690) - основоположник несторіанства, течения в христианстве, согласно учению которой Иисус Христос был рожден человеком и лишь впоследствии стал сыном божьим (мессией). Несторианство было осуждено как ересь на ефесском соборе 431 г.

21 Церинт (Керінф; И ст.) - иудейский философ из Египта; переселившись в Малую Азию, основал еретическую секту, члены которой утверждали, что ветхозаветный и новозаветный боги неидентичны, что Иисус Христос - смертный человек, мудрец и правдолюб, что он родился от Иосифа и Марии и только после крещения в Иордане, познав бога-отца, обрел дар чудотворіния.

22 Вселенские соборы - собрания иерархов христианской церкви со всего мира, которые обсуждают и принимают догматы веры и правила поведения верующих. Православная церковь признает семь вселенских соборов: 1-й 325 г. в Никее, 2-й 381 г. в Константинополе, 3-й 431 г. в Эфесе, 4-й 451 г. в Халцедоне, 5-й 553 г. в Константинополе, 6-й и 680 - 691 гг. в Константинополе, 7-й 783 - 787 г. в Никее.

23 Поместные соборы - съезды самостоятельных (автокефальных) христианских церквей, на которых обсуждались проблемы вероучения, обрядности, церковного управления и т.д.

24 Стоики - сторонники философского учения, которое возникло в IV в. до н. э. в Афинах; за высшее благо считали добродетель, которая достигается преодолением страстей, жизнью, сообразным с природой, с разумом; подносили мужество, способность противостоять жизненным лишениям.

25 Гелазій И. - римский епископ в 492 - 496 гг., боролся за главенство римской церкви против константинопольских патриархов; установил различия канонических и апокрифических, ортодоксальных и гетеродоксальних книг; богослов-полемист.

26 Лев. - Речь идет о Льве И Великого - римского папу (440 - 46L), автора полемических произведений, в частности послание константинопольского архиепископа Флавиана против ереси євтихіан (монофизитов), которые считали, что Иисус Христос имел только одну, божественную природу.

27 ...Арістотелевого вашего плутовского ума... - Речь идет о схоластическую диалектичность тогдашнего западноевропейского философского мышления, которое приобретало все большую популярность на Украине.

28 преподобный Максим (Исповедник; бл. 580 - 662) - византийский богослов, главный оппонент монофелитов, комментатор «Ареопагитик»; задача человека усматривал в восстановлении целостности своей природы и космоса. Оказал влияние на средневековую мистику.

29 Иоанн из Дамаска (Дамаскин; бл. 675 - ок. 754) - византийский писатель-богослов, философ и поэт; родом из Дамаска; отстаивал превосходство церковной власти над светской. Автор произведения «Источник знания».

30 Феофилакт - византийский писатель-богослов, комментатор Нового завета Библии; в борьбе между восточной и западной христианскими церквями занимал примирительную позицию; автор писем и «Царской наставления», адресованной его ученику - византийскому царевичу Константану; в 1094 - • 1107 гг. - архиепископ в Охриде.

31 Нил Фессалоникийского. - Речь идет о Нила Кавасіла, который был фессалонікійським (солунским) архиепископом ок. 1340 г.; противник латинян и поборник православия; автор полемических сочинений «О причинах разделения церквей» и «О первенстве папы». Его учение впитало в себя также сократівську проблему возможности для человека познать мир и постичь объективную истину. Это положило начало византийский, а следовательно и всеевропейский гуманизм.

32 Матеологи. - Здесь игра слов «теологи» и «матеола»: mateola,-ae - разновидность молота (лат.); итак, «матеологи» - «молотологи».

33 Савелий (III ст.) - основоположник еретической течения, сторонники которой переосмысливали догмат троицы. Самым активным оппонентом этой ереси был Дионисий Александрийский, по инициативе которого она была осуждена на александрийском 261 г. и римском 262 г. вселенских соборах.

34 Манихейская незбожність - религиозное течение, основанное в III в. По преданию, ее основоположник Мани проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия; манихейство влияния нуло на средневековые дуалистические ереси.

35 Чистец - по католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неспокутуваних ими при жизни грехов. Догмат о чистец введен в 1439 и подтвержден в 1562 г.

36 Симоны (от имени библейского новозаветного персонажа Симона волхва, который просил апостолов, чтобы они продали ему дар творить чудеса) те, которые практикуют симонию: продажу и покупку духовных должностей и состояний, широко применялись в быту тогдашней католической церкви; следовательно - «симоністи», «святокупці», «святопродавці».

37 Діакони (дьяконы) - в первоначальных христианских общинах - служители церкви, которые были «ушами и глазами священников и епископов, руками епископов, их ангелами и пророками». Они должны были следить за поведением паствы, видеть и слышать все, что происходит среди верующих, своевременно заботиться об исправлении нарушителей, выполнять все постановления епископов и объявлять их волю, заниматься хозяйственными делами епархии.

защищать верующих перед епископами. Первый вселенский собор ограничил их обязанности и регламентировал возможности вмешательства в действия высших за саном, признав за ними чисто исполнительные функции.

38 Адам - библейский ветхозаветный персонаж; праотец рода человеческого, первый человек, созданный богом по своему подобию из праха земного как венец творения мира.

39 Ливан - горный хребет в пределах современного Ливана; переносно - образ всего великого и славного.