Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Иван Котляревский
Роль песни в пьесе И. П. Котляревского «Наталка Полтавка»

Если для человека необходимым является память о прошлом и мысли о будущем, она обращается к лучшим творениям искусства, где отражается жизнь народа: его деяния, думы, желания и мечты, радости и печали. Народная мудрость убеждает: если ты верный сын своего народа, береги песню и язык больше, чем границы.

Иван Петрович Котляревский... Имя это вызывает у каждого яркие ассоциации и бессмертный Эней, и бессмертная Наталья - героиня пьесы, ставшей праматерью нового украинского театра.

«Наталка Полтавка» появилась в то время, когда на весах истории решалась судьба украинской культуры. Котляревский показал талантливость народа, своеобразие характера русского человека, наделенной большой духовной красотой и силой слова. Писатель доказал, что «наша нация не только поет плача, а поет и смеется». Через песню автор раскрывает национальные характеры персонажей.

Главная героиня пьесы Наталка не только словами, но и песнями раскрывает свою удачу, красоту, судьбу. Песня «Ой я девушка Полтавка» - это лирический автопортрет героини, простой украинской девушки, что нравится людям своей красотой, веселым и шутливым нравом и верность всей душой.

Девушка любит свою мать, которая для нее самая дорогая и самая лучшая в мире, но стремится отстоять свое право на счастье, обращаясь к матери песней «Ой мать, мать! Сердце не считает», ею она уверяет, что «лучше умереть, как с немилым жить, сохнуть с печали, каждый день слезы лить».

Образ Наташи остается в памяти через ее песни, которые не теряют с годами нежной мелодичности буйной страсти, которыми полна душа героини.

Проходят годы, но в найістотнішому героиня Котляревского является идеалом украинской женщины, ее нравственной красоты, ибо духовное богатство, чистота и честность, трудолюбие и сердечность с течением времени не стареют, потому что они общечеловеческие и вечные.

Песня как средство характеристики использована и для описания образа Петра.

Сирота без рода, Петр грустит, что нет у него «ни избушки, нет счастья, ни женщины», не орано и ничего не сіяно», ибо он «один в мире». В то время «как у соседа и хата біла... женщина мыла», и «все соседа выглядят, все соседа уважают».

Однако бедный сирота богатый душой - своей настойчивостью, добротой и верностью в любви к Наташе. Сетуя на свою злую судьбу, он словами песни «И шел казак с Дона» говорит: «спасибо судьбе, когда казак в поле. Потому что когда он в поле, тогда он на свободе». Широко, раздольно выливается в песни свободолюбивая душа героя, его казацкий нрав.

Образ Петра окутан минорной гаммой чувство любви в его самых разнообразных проявлениях - верности, страдании и самопожертвовании. В песни «Солнце низенько» парень всему миру признается в своем широком и верном любви. Песня передает не только настроение Петра, но и его стремление поскорее увидеться с Наташей, с которой вот уже четыре года, как он расстался.

У Петровых песнях раскрывается его характер и взгляды на жизнь.

Побратим Петра, Николай, что тоже «без рода, без племени, без таланта и без при-юту», - веселая и добрая душа. Слова его песни «Гомін, Гомін, гомін по діброві», где бывалого парня знают и орда, и ляхи, и турчин, свидетельствуют о странствующий, независимый, бескорыстный характер героя. Песни полны чувства национальной гордости за славных прадедов великих, которые умели храбро отстаивать родную землю и защищать ее от врага, как видно, импонируют настроениям и чувствам бурлаки Николая. Он собирается рабом с казаками - черноморцами «тюрю кушать, водку пить, трубку курить и черкес бить». Песня характеризует Николая как свободолюбивую, умную, остроумную, доброго человека.

Песни приставу - зеркало его души. Смысл его жизни отражен в песне «Всякому рода нрав и права». Кредо Тетерваковского: социальное неравенство («всякий, кто выше, тот низшего гнет»); подчиненность бедного богатому («Бедный богатого определенный слуга»); взяточничество («всякий, кто не мажет, то очень скрипит»); хищничество («всякого манит к наживе свой бис»).

«Наталка Полтавка», сравнительно небольшое по объему произведение, насчитывает двадцать две песни, среди которых есть и авторские, и обработанные Котляревским народные песни, переделанные литературные и народные песни.

Мы должны лелеять каждое словцо народной песни, переданное в наследство нам от предыдущих поколений, как завещание человечности и безграничной любви к родной земле, как образец богатства духа народного.

Пьеса И. П. Котляревского «Наталка Полтавка» - большое духовное сокровище в нашей литературе. Автор подчеркнул, что народнопісенне мировосприятия нашим народом окружающего мира - основа украинской ментальности. Нам надо помнить высказывание М. Т. Рыльского мудрого полтавца - И. П. Котляревского:

Не забывай того, кто смело,

С ясным смехом разбудил

И широко развернул крыло

Над землей родной пение.