Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



БОРИС ХАРЧУК
ПЛАНЕТНИК (Повесть-легенда)
(Сокращенно)

 Меня перебросили агрономувати под Славуту. Так я оказался в селе Вербівцях, где и посоветовали стать на квартиру к Елене Булыги. Я пришел к ней майского вечера. Остановился за фасадом и задививсь...

Возле дома цветет вишня, на пороге сидит бабушка. Она держит на коленях мищину. Встает вечерняя звездочка. Бабушка что-то медленно жует. Не довечеряла и бросила, ее не берет сон.

Таким я и застал ее - Елену Булигу: в ізсунутій на затылок платке, в жилетке, сидела на дубовом пороге, спустив ноги в шкарбунах на избитое камень, и смотрела в небо.

Пробираясь между звездами, летел спутник. Она наблюдала за этой зіронькою и спросила:

- Летаешь?..- раз. И второй раз:

- Летаешь?..

Зеленовато-голубая точка двигалась и миготіла. Старая обеими руками держала мищину с недовечірком.

Когда спутник закотивсь, я поздоровался и сказал, зачем пришел.

- А вы случайно не упали с неба? - спросила она радостно.

Я подумал: смеется с меня, и ответил, что я агроном и не отрываюсь от земли.

- Небо нам все дарит...- такой был ответ, в котором скрывались

загадочность и полное равнодушие к моей профессии. (...)

Старая не стояла за ценой. Она безсрібренниця - о деньгах не хотела и слышать, считая их просто за ничто. (...)

Теплыми майскими вечерами Елена Булыга сосредоточенно и умеренно повествовала мне легенду о Планетника, окутанную чарами древних времен и словно облитый меняющимся сиянием луны.

А началось с цветка, нарцисса. Планетник был маленьким мальчиком. Он, как все мы, прилетел из теплых краев сказки на свой берег. Тогда и не помышлял, что ему суждено стать бурівником, хмарником. Ибо кто знает, что ему написано на роду? Мы все, словно листья на дереве - каждый листик другой. (...)

Шло время.

Всю зиму сидел в избе, словно та насінинка, запихнутая и завязанный в мешочек. Немало узелков висело в сухих углах под волоком и лежало в кобашці. Утешался, греясь в теплом просе на печи. А еще было утешением, когда корова привела теленка и окотилися овцы. Маленький теленок, мелкие ягненка жили в доме. Мальчик понимал их язык, сам мычал и блеял: вместе ждали тепла. С ранней весны и до морозов не хотел возвращаться в дом, даже в ней спать, ибо на то была рига. Он рос, как боб на огороде, как журавль на болоте.

Самой большой мечтой стало самому что-то посеять и чтобы оно взошло. Мальчик и делал это, подражая маме. Среди лета, после теплого дождя, пересадил в недопеченное болото траву, но она почему-то не принялась. (...)

Землю сверху распустило, а внутри она была еще промерзшая. Мальчик присел возле нарциссического кустика, осмотрел его со всех сторон, погладил челку, которая сошла из-под снега, зеленея, и начал выкапывать. Делал это своими пальчиками. Не повредил ни одного корешочка, перенес гривастого кустика и посадил его возле маминой грядки.

Присматривал его с утра и до вечера. Глазки зоріли: мамина грядка чернела, а его кустик распустил зеленые косы.

Ему хотелось, чтобы нарцисс быстрее зацвел, поэтому принес в кувшине воды и подлил его изо рта, чтобы вода была теплее. Так он подливал цветок каждый вечер. Мать называла его рабочим и гладила по голове.

С кустика виткнулася стрелка. На стрелке появилась бубляшечка. Стрелка вытянулась, неся вверх заостренную бубляшечку. Его поривало прикоснуться к ней хотя бы щепотками, но был предупрежден, что делать этого никак нельзя, потому затертое завянет, закоцюрбіє и засохнет. Можно только смотреть, и то не каждому, потому что, говорят, есть такое наврочливе глаз, что его все на свете боится. От того глаза будто скот миршавіє и прозябает, дерево начинает усыхать, зверь, и тот убегает. Когда такое наврочливе глаз глянет на вишню, она не расцветет; на дойную корову - корова может сбросить теленок. Есть и такая нехорошая злая рука якобы. Нечего ей к чему-то прикоснуться, как оно погибает.

Мальчик не знал, какое у него глаз, поэтому он, замирая, остановился перед нарциссом, робко ожидая, расцветет ли захиреет?

Утром выбежал в огород, остановился на протряхлій тропинке и медленно, волоча ногу за ногой, подступил к своего кустика, вроде мог его напугать или отпугнуть. Распустив крылья, из сада вишугнула сойка. Будто подала ему знак, и он стал, поодаль наблюдая за нарциссом. Было тихо. Вдруг он увидел, как длинная стрелка со своей бубляшечкою возвращается и тянется к нему. Малыш так испугался, что его аж затрясло. Он застыл. Глаза затмило. Он плотно сомкнул их и обомлел. Почувствовал, как ему что-то творится внутри,- ласковое и трепетное, чистое, торжественное и высокое... Кто-то вроде розсклепив ему глаза, кто-то вроде взял его за руку и повел. Мальчик на цыпочках подошел к кустику, присел и раскинул ручонки. Бубляшечка закачалась на длинном стебле, порываясь то к одной, то к другой его ладони. Он не прикасался к бутона. Длинный стебель вытянулось еще сильнее, и бубляшечка начала распускаться. Сбрасывая зелененький сороченя, викрадався белый цвет.

Нарцисс расцвел словно из его ладоней - стал цветком. Этот цветок на длинной ножке была вся белая, а внутри розовый венчик - непорочность со знаком солнца.

Нарцисс, пошатываясь, прикоснулся к мальчику пальцев, и его лепестки стали еще больше и еще белее.

Мальчик хотел закричать от радости, броситься сломя голову к матери, рассказать, что нарцисс расцвел словно из его ладоней, что стал самой красивой в мире цветком, но онемел, а ноги подгибались. Единственное, на что сподобился - прикоснулся своими устами к лепесточков, не ведая зачем. Они как бы поцеловались - ребенок и цветок.

Он никому об этом не рассказал, даже матери. Затаился и хранил, как тайну. (...)

Он и не заметил, как из мокрого угла - с северо-запада надвигалось рогатое хмарище, словно черный-пречорний бугай. И только тогда, когда снялся бешеный вихрь - бык мотнул головой, пастушок вскочил на ноги. А бугай уже над ним, заслоняя собой выгон, озеро, реку, лес. Он хльоскав огненным хвостом, ревел, наставив рога, из-под его копыт сыпался дождь с градом.

Не дожидаясь, когда пастушок цвьохне розгой, гусь заґелґотала, забила крыльями, созвала гусят, и они вереницей побежали за ней с выгона домой.

Дождь с градом секли, били в лицо и по голове. Он вспомнил о своем цветке: сделал из сумки капюшона, поднял подол рубаха и через лужи погнал со всей силы домой.

Скользя и зашпортуючись, прибежал на огород и опоздал: высокая ножка нарцисса сломалась. Головку їй. отрезало, лепестки разбросала и прибило болотом, а сам кустик распался. Его присыпало градом. Цветок перестала жить.

Малый покраснел, стиснул зубы и крепко сжал кулаки. Упершись ногами в землю, он поднял вверх голову. С него снесло капюшона и отбросило прочь. Никогда не стриженные волосы, намокнув, прилипло к лба, ушей и шеи. Он поднял свои крепко сжатые кулаки и, грозный, мрачный, пошел против облака. Рубашка розпанахана, а глаза горят.

Молнии ломались над его головой - на мгновение делалось так ясно, что аж болели глаза. С деревьев опадали, свернувшись, молодые листья, а цвет сгорал и ржавел. Небо темнело, бил гром, аж земля вгиналася. Еще гуще полил дождь. Как из ведра. И град, величиной с воробьиные яйца, уничтожал овощи.

Облако обтянула, накрыв мир, и стояла неподвижно.

Парень всматривался в черный небосвод, словно хотел разнять облако, и, неистов, пробивал ее окоченевшими кулаками. Не схилявсь, не прятал своего лица от дождя и града.

Еще раз різонула молния. Мал почувствовал, как ему осмалило бровь. Бровь аж зашипело. Громко треснул гром и подаленів. Парень бросил глазами через плечо - там, за рекой, на горе, занялась сосна.

- Туда и иди! - крикнул облака. - Посувайсь! - и смотрел еще резче, и еще нахрапистіше гнал ее кулаками.

Вверху заклокотали, сплыло. Неумолимая холодная туча сдвинулась с места. Мальчик увидел, как это произошло: облако зворохобилася, заклубувала, поднимаясь над ним.

Он стоял на огороде, вросший по колени в землю.

Гроза перешла на лес. Выглянуло солнце, и мир обновился.

Бросившись за ним, мать нашла его на огороде. Он стоял. И когда мать выхватила его из глины - забрьоханого, в порванной рубашке,- взяла на руки, он зашептав, словно в горячке:

- Я, мама, сражался с быком...

- Ой, сынок, нам овощи выбило. Где-то и поле наше пропало. Мы погибли... - жаловалась, неся его, мать. - Я думала, что ты в риге или в сарайчике.

А он вишептав:

- И я его осилил, мама... - и заснул у нее на руках. (...)

Матери как за ним присмотреть? ее мучило: вывезти, вытащить, чтобы не опухнуть с голода и не замерзнуть от мороза, - вот чем занималась.

Однажды он важно, словно вполне взрослый, а потому строго отозвался к ней:

- Я, мама, виплекаю цветок - я стану над громом...

Она, торопясь с серпом на зов ланового, тоже сердито обозвался к нему и сварливо велела стеречь дом и пташву. (...)

Сам и сам - всегда сам. Уже и сшит ему из грубого вала штаны. Уже трубит в воловий рог и погоняет кавулею* стадо. Чередник - пасет общественный скот. Собирает ее с одного конца села до другого и гонит плотиной в лес. Село еще никогда не имело такого пастуха: не кричит, не кричит: «Куда, ряба? А чтобы ты сдохла и вытянулась!..» - не слышно его ругани, проклятий. Никаких помощников ему не надо. Коровы напасені, телята и овцы не теряются, их не воруют волки. Между людьми идет молва: «Он что-то знает...» А подросток чередникує, самуючи, и никому не догадаться, какое у него быстрое глаз, чуткое ухо. (...)

Дубы и березы, тополя и сосны понахиляли к нему свои ветви. Он услышал выплеск реки и шум полей. Паслись коровы, телята и овцы. За деревьями стояли волк и лиса. На скале под облаком замер орел.

- Краса моя,- сказал чередник. - Я возьму и поселю тебя в свои грудь.

Только это сказал, как бузиновый куст затрещал, розчахнувся и из него вышел дед - сам высотой с локоть, а борода в семь локтей.

- Здоров! - приветствуется. - Ну и давно я тебя жду: сотни лет. Я - Капуш, а ты, отроче, предназначенный мне в ученики.

Парень испугался, но спрашивает:

- Вы - дед Капуш, тот, что сидит в бузине и правит миром?

- Тот самый, - отвечает Капуш. Повел глазом в одну сторону - цветы перестали цвести, деревья відхитнулися; повел в другую сторону - дикие звери попрятались. - Будешь учеником и моим помагачем.

- Когда же я чередник, как же я, дедушка, смогу? - відмагається парень.

- Ну и что с того, что чередник? - бросает дед и хрипло смеется.-Нас с тобой ждут не такие стада.

- Я не могу покинуть мать.

- Она тебя ругает, а ты ее любишь? - спрашивает Капуш, пристально глядя из-под лохматых бровей.

- Как бы она меня не ругала, я ее все равно люблю.

- Может, ты скажешь, что любишь и людей! их дети обзывают тебя, бросают в тебя камнями, а ты их любишь? - и он смеется еще хрипкіше. Косматые длинные бородище распускается по траве.

- Люблю... Я никогда их не брошу, дедушка, хоть я среди них и последний - чередник,- тихо, но достойно отвечал парень.

Дед Капуш перестал с него смеяться. Пригладил свои усы и бороду, расчесав их пальцами, как расческой, и говорит, хваля его:

- Это хорошо, что ты истинен и верен. Мне как раз такого и надо. (...)

- А почему же вы меня вчитимете?

Дед Капуш заложил себе руки за спину, ступает по опушке. Борода ему немножко мешает, и он ступает медленно, рассудительно.

- Мы будем, отроче, искать с тобой корень... Корень весны и лета, корень осени и зимы... А искать его до восхода солнца и при звездах...

Я наблюдаю за тобой с самого твоего детства, но не открывался тебе - еще было рано. Теперь твоя пора пришла... - он говорил четко, грамотно. - Поэтому жди, вплоть позову. А пока прощай! (...)

Они встретились на плотине. Капуш словно выскочил из дупластої ивы и повел чередника, доводя его вверх и вверх по крутой тропе. Сам впереди, парень за ним: учитель и ученик. Эту тропу называли прощанською, потому что люди ходили по ней на богомолье. Начавшись с плотины, она заводила в лес, а потом поинтересовалась и крутилась по горе, где редко росли сосенки, кусты терна, боярышника и где бежали каменные скалы, иногда покрытые мхом. Учитель не проронил и слова, пока не добрались до шпиля.

Став на камне, как на большом млиновому колесе, проговорил:

- Смотри...

Парень стоит рядом с ним.

Над ними возвышается, открываясь високостях, звездное небо, а вокруг разливается земля.

- Я еще никогда такого не видел, дедушка.

- Потому что ты спал, сынок. Мы стоим среди ночи и среди земли,- начал Капуш свою науку.

Он говорил: начались августовские ночи, а это именно то время, когда звезды созревают в небе, они тихие, поэтому их хорошо видно и можно прочитать. А разве не так и на земле? В августе уже поспело зело в поле, молодняк в кошаре, выводки на болотах. Все в мире связано. Вот над нами в небе звездный Виз. Он едет Млечным Путем, но это и дороги людей.

Парень смотрел на красные, вишневые, на едва видимые в серебряных туманах звезды, запоминая их. Звездная картина неба мерцала и миготіла, изменяясь. Менялись и сами звезды. Красные засвічувалися зелено, зеленые вишневіли, а то становились голубыми. А просторы неба, его глубины, чернели и будто дышали холодом...

И старик учил: дыхание этих неизведанных, недосягаемых глубин врывается в человеческие чувства. Что не видишь глазом, что не слышно уху, не понюхаешь, не почувствуешь кожей, то невпізнане отзывается в нас, во всем сущем. Облака и ясность, солнце и луна, изменчивое небо и изменчивая земля живут в человеке. И разве только в ней? Не только звери, каждый листик травы несет в себе капельку небесного мрака. В том-то и дело, что у всех нас гудит капелька небес. Жизнь земли зависит от жизни солнца: оно налило зерном колосок, от него зацвел цветок, с его теплом поднялся на крылышки бабочка...

В это время сорвалась звезда и, оставляя след, покатилась небом. Парень видел и слышал, как она черкает, похолодел, ему стало жутко - закрыл ладонями глаза. (...)

- Ты не бойся: мрака нет. Есть недоступное, которое называется мраком.

Ты должен знать столько, сколько может знать человек. (...)

Выпало как-то ему сидеть самому дома. В печи гоготів огонь. Здесь и пришел дед Капуш - красный нос, усы в инее, борода в сосульках. Сел на лежанке, а юноша не дает ему передохнуть, - если бы пересілися морозы, синички замерзают на лету, люди замерзают от холода. Терпения нет!

- Куда и зачем торопиться,- успокоил старик,- все имеет свое время. Выше головы скачут неразумные. Мир подлежит строгой необходимости: зима соответствует лету, весна - осени.

И вел о расчетливость, говоря, что мир збудувався и держится на двух силах - на потуге любви и на потуге терпения. Ненависть и невтерпеж - не менее мощные, но они большие силы сопротивления, и поэтому не стоит поддаваться им. Из любви и терпения рождаются человек и хлеб. Ненависть, невтерпеж и несогласие на такое неспособны. Грозы, метели испытывают потуги любви и терпения. Кто не выдерживает, тот пропал.

- Так пропал от града и мой нарцисс,- посетовал юноша.

- Знаю,- говорит учитель. - Я тогда был с тобой.

- Почему же вы не защитили мою цветок?

- Чтобы ты это запомнил и сам был готов к защите... - произнес старик. - 3 этой весной ты уже не трубитимеш в рог, а возьмешься за чепиги**.

- Мать мне еще не говорили...

- Скажет... Ты же выходи сеять раньше, потому майских дождей ждать бесполезно. А как будет назарик, я не знаю, сам догадывайся. Нам приходится видеться с тобой еще только один-единственный раз. (...)

Май действительно выпал без дождей, и кто посеял поздно, у того мало и сошло.

А у него уродилось. Люди удивлялись. Мать радовалась, а он тосковал и горевал: дед Капуш не вызвал его - как же догадаться, когда сеять на будущую весну?

Юноша сделался еще более пристальным, еще зосередженішим. Часто не ночевал дома, а в лесу, над рекой, в поле. Уже знал: птицы толкуют явления природы, а звери охраняют ее. Том следил за птицами и зверями. Аисты рано улетели в теплые края, белки полиняли за тепла - это предвещало острую зиму. Но какая она будет - длинная или короткая? Осень соответствует весне - и прикладывал осенние дни до весенних, которые еще когда-нибудь настанут.

Снега выпало мало. Он сразу и растаял. Стряхало, просыхая, но почему-то не появились, распевая, жаворонки, белки медлили краснеть, а мыши не вылезали из норок. Село заквапилося сеять, а он только снаряжал телеги.

Мать рассердилась, обзывая его ленивой, ехал по селу - село снова глузувало: не имеет мозгов!

Он едва успел посеять, пошел теплый дождик. И май выпал дождливый. Его поле сразу зазеленело. Кто же поторопился, бросив семена в сухую и холодную землю, зерно лежало и не спешило сходить.

- Э, он что-то знает... - начали говорить люди. - Не иначе, как связанный с нечистой силой.

Разве есть большее зло, как тупая и слепая зависть?

Ему было обидно, но молчал.

Лето загремело грозами, выбило, столочило поля - барские, человеческие и его. Он вышел на поле - вся работа пропала. Ячмень повклякав. Белая гречка підпалилася. И он стоял, словно сломанный колосок, а ему внутри что-то словно осмалилось.

Заскрежетал зубами, словно волк. И, словно волк, бросал злостными раскрасневшимися глазами - в небо, по земле. Земля раювала под голубым небом. Неплохо краснел мак, и синели умыты василька. Вспыхнула прекрасная радуга. А ему хотелось, скрежеща зубами, все это топтать, перемешивая с грязью. Если бы появился Капуш, вот бы ухватил за бороду!

Раздался заливистый свист - дед на локоть высотой, а борода на семь локтей, вызвал его в последний раз. Однако ему не надо было никуда идти: старик спускался к нему с радуги.

- Видите, вы видите?! - закричал юноша.

И тот ответил ему хрипло и насмішливо:

- А ты думал, что все можешь? Когда-то маленьким ты похвастался маме, что станешь над громом. Снимайся, становись...

Эти слова, как соль на рану парень понурився.

- Наскреготався зубами? Тебя перелихоманило? - смеется учитель. - Учись побеждать самого себя, побороть слабость и быть храбрым.

- Учитель, я ничтожнее от самой никчемной твари, - вырвалось у него.

- Ты ниже травы и тише воды? - кипит дед Капуш. - Неужели же дни и годы учебы пропали даром?

Они стояли перед воротами радуги. И старик сказал:

- Ты человек...

Спокойно зашло солнце, предвещая погоду. Ласково вечерело. Нигде и знака от тяжелых туч. Кто их наслал и кто разогнал? Свободно парил после грозы дух полей.

- Вот и настала наша последняя встреча, - начал старик, трогая чертой.

Юноша шел рядом, ступая по вкляклому ячменеві, по опаленій гречке.

- Мы нарозмовлялися с тобой о небе и земле, о пастухах, деревья и зверей, о зелье... Почему же сейчас ты ожесточился? Тебя испугала неудача, и ты наполнился яростью? Но разве мы с тобой не говорили о любви и терпения?

- Учитель, будет неурожай - люди будут голодать! - резко бросал юноша.

- Неужели ты думаешь, что поможешь людям скреготанням зубов? Что им поможет их злоба? Ненависть и невтерпеж горькие помощники. Разве ты не замечал, что делают букашки, когда наступить на муравейник?

- Я все равно не змирюсь с непогодой!

- Ты - человек... - повторил учитель.

Юноша не знал: хорошо или плохо, что он человек?

Ступая рядом со старым, ловил каждое его слово.

Они шли, не ища дороги,- напрямик. Не выбирали брода, переходя через реку. Ведь старый был не просто старый, а дед в Капуш - перед ним все уступало. Перебрівши сенокосами, выбрались на гору и встали на камне, что был похож на большое мельничное колесо.

- Здесь поговорим о человеке... - повел учитель, відкашлявшись, потому что немного устал.

Он говорил: человек - дитя неба и земли, но она всегда то помнит?

И он промолчал: небо и земля - не добрые и не злые. Они - совершенны. Кто возразит солнце или плодородие поля? Они всемогущи - это красота. И нарцисс - твой цветок - тоже. Бьет гром, град молотит, а ты лелей свой нарцисс, не забывай, чей ты сын.

- Почему же я добрый и злой, равви? - спрашивает юноша.

- Разве только ты один? Каждый человек, человеческий род - из корня добра и зла, - услышал в ответ. И учитель добавил:

- Потому, что человек из добра и зла, она и зла, и добра.

- Но зачем, учитель? Почему я несовершенен, как цветок?

- Ты хотел сказать, как природа?

- Пусть по-вашему,- согласился он.

И старик говорил, а потому, чтобы жить и совершенствоваться - подняться до красоты и силы природы, к свободе и единству.

- Природа - наша мать, равви? -Да.

- ее надо любить и тогда, когда она жестокая?

- Матери не выбирают, - проговорил учитель. - ее любить - закон и совесть. Ни одна материнская слеза не пропадает даром. Когда плачет мать, разверзнется небо и стонет земля...

И он напоследок сказал:

- Ищи познания в трех корнях - в земле, с которой поднялся, в

небе, к которому стремишься, и в самом себе, в своей душе. (...)

На востоке вроде розвиднялося, и юноша спросил:

- Учитель, если в нас, в каждом человеке есть хоть капля силы небес, то почему бы и не оседлать облако?

Дед Капуш молча сходил с камня. Оглянулся, переспросил:

- Оседлать облако? Хочешь стать Планетником? Ты мой ученик и помощник... - Хрипло рассмеялся и пропал.

Его не стало.

- Попробуй! - услышал юноша только его голос.

Все меркло: темнела гора. Лес шумел, и плескалось озеро, встречая рассвет. И обізвалося эхом из леса: «Попробуй! Попробуй!..» И поплыло по реке. Так закончилась последняя встреча юноши с учителем.

Он еще не знал, что станет Планетником.

Его ждали испытания. (...)

Село подейкувало, что Планетник разбирается с Водяным, русалками, что он заодно с Лесовиком, что его слушается Полевик... Если бы он захотел, то мог бы обернуться в Оборотня. Ходили всякие сплетни от зависти. Зачем ему такая нечисть, как Вовкулачисько? А вот с чистыми духами, которые берегут воды, леса и поля, видимо, встречался не раз. Правда, старым и взрослым наотрез отрицал, что есть, что может быть нечто подобное, а детям рассказывал, кто пасет деревья, зверей, рыбу... (...)

Планетник более чем кто радовался урожайным годам. Он был счастлив: не надо накликать дождь и не надо разгонять облака. Погода наступала словно по заказу, впору. Людям казалось, достаточно сказать полям: «Половійте!» - и поля созревают; достаточно сказать вишням: «Наливайтеся!» - и наливаются вишни.

А он, к которому тянулись колосья в поле, до чьих рук и глаз в охотку тянулось ветви яблонь и груш, покрываясь цветом, знал, что хорошая погода, что поліття не навсегда, не навечно. Поэтому его не покидала дерзкая мысль оседлать облако. И Планетник, паша, паша, а то и сидя над озером или блуждая лесом, не раз слышал, будто с росы и воды, голос Капуша: «Попробуй!..» (...)

Для начала попытался подбросить шляпу и наблюдал, как тот кружит, а затем опускается на землю. Он взял платок, привязал к ее четырех концов нити и подвесил камешка. Подкинул, платок надулась и, зависши в воздухе, легонько оседала. Увидел, как летают мыльные пузыри. Так пришла мысль сшить большого круглого полотняного мешка. (...)

Не так оно быстро делается, как говорится. Но на то он и Планетник. Никто и не видел, и не догадывался, как просмолював мешка, готовясь к полету. (...)

Тем временем наступил март. Сухое, корявое комья розмерзлося. Подули бури. Не задзюркотіли ручьи и потоки. Черные ветры поднимали розмерзлу землю и, вырывая кориннячко озимых, крутили и разносили, разбрасывая по миру. Солнце совсем пропало, исчезло: среди белого дня было темно. Ревели коровы, ржали лошади, овцы мекали. Люди опустили головы - страшный суд наступил...

Величайший праздник - воскресение травы - было грустное, как похороны, так как трава и не сошла.

Хотя бы горстка, хоть бы капелька дождя! Березы выбросили сережки, и они поскручувались. Лещина и не бралась бростю. Лес и сады - словно скелеты. Нет росы - гудит черная буря.

Надо начинать сев. Планетник выбрался в поле. Размял комок, понюхал, а она не пахнет никакими соками. Окунул руку, набрал земли - холодная, как камень, и как мертвая. Вернулся с поля, думая: «Озимые пересівай, ярину сий - время, пора, а земля не хочет...» - и постановил: дождется, пересіє, обсіється и тогда поднимется в небо, чтобы оседлать облако. Село тоже ждало, страдая.

Ветры успокоились, земля степліла, и он начал работу. Все посев прошел. Поля и огороды орали дождя. Дождя! - орали травы и деревья. Люди с утра и до ночи толпились на Планетниковому дворе:

- Наклич дождя! - умоляли его и мать.

Он выбрался на гору над озером. Люди стояли внизу, на плотине, а он стоял на вершине, на камне и весь в белом, в белой рубашке, в белых штанах, возвышался, сведя свое каленое лицо к небу. Снял руки и начал бороться за дождь. Пряди белых волос трепетали на его голове.

Дождь закрапав. Сначала мелкий, теплый. На глазах зазеленели береза и лещина - лес и сады возрождались. А дождь не утихал, цебенів, как из прорванной гати. Засверкало, загремело - это нехороший знак, потому что ветки голые. Лило неделю. Озеро вышло из берегов, сломав плотину. Река тоже вышла из берегов, затопив огороды. Перестало лить - сразу началась жара. Солнце палящее, словно вырвалось из горна. На улице словно в кузнице - шкварчать кусты и сорняки. На огородах, в поле ничто не выглянуло, не проросло: то его залило и притовкло, а потом схватило в цілець - земля ровная, как взбитый тик, и горячая, как печь. Колется, трескается и зияет, вишкірюючись, словно мертвец.

«Пора лететь, - подумал Планетник. - Дождусь вечера, пойду в пещеру...» - и готовил огниво и трут.

И люди его опередили. Они возроптали. Сначала тихо. Потом громче. Кто виноват, что зима была без снега? Почему долго не шел дождь и полилась ливень? Кто виноват, что залегла жара?

их никто не собрал - собрал отчаяние, и они общиной пришли к Планетника. Старые бабы размахивали коцюбами, мужчины были с топорами, вилами, цепами и косами, женщины с заступами и прачами, дети с каміняччям.

- Это ты! Ты во всем виноват - ты знаешься с нечистой силой! - закричали, как в одно горло.

Он вышел на порог. Босой, в вышиванке, штаны на очкурі - обычный, как и они. Хотел что-то сказать, но на него посыпались камни, угрожающе наставилися кочерги, вилы, цепы, топоры.

- Хмарник! Буривник! Смерть ему! Смерть!..

Подъехал господин в малиновом кунтуши, а с ним и поп в черной рясе. Они не усмирили село. Господин сказал:

- Скараємо, но без самосуда. А поп провозгласил:

- Сжечь. ...Вечерело. Его заковали - не боронивсь. Повели в холодную.

Село повалило со двора, следя, чтобы время не обернулся в волка или птицу и не убежал. Совсем стемнело. А в том, что он может обернуться волком или птицей, видимо, не очень верили: привязали к спине две свечи - не убежит, пусть светит... А его уже старая мать побежала следом, но споткнулась в воротах, упала, рыдая и ударяясь головой о землю.

Не было кому пожалеть ни Планетника, ни старой матери: родила урода! Злые, сердитые, страшные люди... Глаза банькаті, грудь ходуном, руки трясутся и на лбах написано: ненависть и невтерпеж.

Горят две свечи, которые несет на своих плечах,- он освещает дорогу, а перед ним темнота.

Господин и поп переговариваются в коляске: привести, нарубить дров, привязать к столбу! Ночь пересидит в холодной, а утром начнут...

Планетникова мать, припадая к земле, подняла голову, а перед ее глазами расцвел нарцисс. Белый, аж холодный - из материнских слез. И она услышала голос:

- Бери меня: сторожа поснула, перед тобой откроются двери холодной, иди и выпусти сына.

Планетник сидел в холодной и думал: «Я нес зажженные свечи, а утром сам сгорю,- ну и зря, только жаль, что не успел взлететь в небо, не успел...»

Мать сорвала нарцисса, пошла и расковала сына. Он взял из ее рук белый цветок и сказал:

- Я пойду, мама...

- Куда, сынок? - спросила она.

- Разве вы не знаете? Я говорил вам еще малым. Пойду и стану над громом.

Мать его благословила.

Среди ночи на горе над селом вспыхнул большой костер. Люди проснулись, побежали с криком на плотину и попадали от большого страха. Из очага, которое сыпало искрами, в небо поднималась шар. И в то время зазвонили колокола. В далеком острожскому соборе, на сельской колокольне... Маленькие, большие, главные - все колокола.

С наступлением дня искали Планетника, но не нашли. Или он растаял в небе, запався в землю?

Как услышал, так и передал я эту легенду слово в слово из уст Елены Булыги, в которой квартировал в Вербівцях.

Всегда, когда мне тоскливо, я вспоминаю Планетника, всматриваюсь в небо и слышу: звонят колокола.



* Кавуля - палка погонщика.

** Чепига - рукоятка на плуге.