Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Трагизм образа матери в поэме тараса шевченко "Наймичка"

Для Тараса Шевченко несчастливая судьба женщины-крепостной была не только общественной, но и личной трагедией: его мать еще "молодую в могилу нужда и труд положила", родные сестры скитались на барщине. Женская судьба для поэта - прежде всего социальная трагедия, всенародное бедствие, порожденное крепостничеством. Образ несчастной женщины поэт носил "как будто гвоздь в сердце убит" Этот крик души, крик израненного сердца вылился жгучим гневом господ-злодеев, которые топтали женское достоинство, распинали материнское естество.

Героиня поэмы "Наймичка" пытается избежать, казалось бы, неизбежному для себя - судьбы покрытки, для любимого сына - участи незаконнорожденного. Следовательно,

 Анна - не покорная жертва, как Екатерина, а женщина, которая ищет и находит выход из трудного положения. Она подбрасывает ребенка чужим, богатым и добрым людям, а сама идет к ним в батраки. Нежное попечение Анны о своем ребенке мы чувствуем уже с первой встречи с героиней.

 

Перед самым перелазом

Ребенок укрытая -

Да и не туго, и новенькой

Свитиною покрыта;

Потому то мать пеленала -

И летом укрыло

Последней свитиною!..

 

Мучаюсь горем своей героини, страдаю вместе с ней. Та "последняя свитки" играет в поэме большую роль. Ведь бедная покрытка, изгнана или, может, сама ушла из дома, куг ди уже ей не вернуться. Новенькая свитки - единственный ее одежду на зиму. Но и то она отдает ребенку.

Когда Анна приходит наниматься, то сразу же соглашается работать за любую плату, даже бесплатно, чтобы только быть возле ребенка. А когда уже она ухаживала сына, то так заботилась, что и с другой хаты слышала, "как ребенок дышит". Такое чувство свойственно только матерям.

Служанка боится хоть на короткое время стать матерью, чтобы не выдать себя и не опозорить сына, не спугнуть его счастье. Анна свято хранит тайну, ибо от этого зависит судьба Марка. На время свадьбы сына она идет в Киев молиться. Ежегодно ходит Анна на богомолье. Хоть уже старая и больная, но туда и обратно идет пешком. Несчастная женщина пытается отмолить, искупить свой грех. Она, наверное, и подумать не смеет, что своим благополучием сын обязан ей.

Из Киева Анна всегда приносит домой недорогие ("так же не имеет много денег"), зато "святые" подарки, которые якобы оберегают от всего злого:

 

...Марку купила

Святую шапочку в пещерах

У Ивана святого,

Чтобы голова не болела

В Марка молодого;

И колечко у Варвары

 

Невестке достала... Анне стыдно за свою вину, она боится осуждения сына. И даже перед смертью ей нелегко признаться. И не хочется ей принимать "греха" с собой. Анна пытается объяснить сыну, почему подбросила его чужим людям, стремится найти слова, которые бы не ранили его душу, а вызвали к старой матери сожаление и прощение:

 

"Марку! посмотри

Посмотри ты на меня:

Ишь, как я подурнела?

Я не Анна, не попрошайка,

Я ..."

Да и онемела.

 

Анна открывается перед сыном и просит снять с нее тяжкий грех:

 

"Прости меня! Я терпела,

Весь век в чужом доме...

Прости меня, мой сыночек!

Я ... я твоя мать".

 

Признание отняло у Анны последние силы. Она "онемела", даже не попрощавшись с Марком.

Трагедия несчастной женщины не только в том, что она - богата, из славного крестьянского рода - должна родить в пустынном поле и подбросить дитя чужим .людям. Еще больших страданий причиняет ей то, что она лишена материнского счастья.

Иван Франко писал, что "служанка - натура безмерно глубокая, чутье у нее сильное и высокое, любовь к ребенку такая мощнейшая, побеждает все остальное, ... заставляет забыть о себе самой, отдать всю свою жизнь в пользу своего ребенка".