11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
«Расстрелянное Возрождение в украинской литературе 20-30-х годов
Термин «расстрелянное возрождение» впервые предложил диаспорный литературовед Юрий Лавриненко, употребив его как название сборника лучших текстов поэзии и прозы 20-30-х гг. За это десятилетие (1921-1931) украинская культура смогла компенсировать трехсотлетнее отставание и даже перевесить на поприще отечества влияние других культур, русской в частности (на 1 октября 1925 года в Украине насчитывалось 5000 писателей).
Это Возрождение было связано с тем, что украинские художники даже в условиях замалчивания и запреты (вспомним Эмский указ) создали тексты, достойные мирового оценку (П. Кулиш, И. Франко, М. Коцюбинский), с долгожданным обретением Украиной своей государственности, с датой украинизации и разносторонних свобод, обещанных революциями 1905-1917 гг.
Выйдя в массе своей из низших слоев населения (служащие, разночинцы, священники, рабочие, крестьяне), новое поколение украинской элиты часто не имело возможности получить систематическое образование через войну, голод и необходимость зарабатывать хлеб насущный. Но, работая «на грани», пытаясь использовать всякую возможность ознакомиться с мировой культурой, расправить веками скованные крылья творчества, они просякалися самыми современными тенденциями и творили действительно актуальное искусство.
Главными литературными объединениями были «Звено» (позже «МАРС»), «Плуг», неоклассики «Молодняк», «Союз писателей западной Украины», ЛОЧАФ (объединения армии и флота). Самым влиятельным был «Гарт», который позже был переименован в «ВАПЛИТЕ» («Свободной Академии Пролетарской Литературы»).
Именно ВАПЛИТЕ в лице Николая Хвылевого начало славной литературной дискуссии 1925-1928 гг. и победило в ней, доказав наличие и необходимость национальной, специфической украинской литературы, ориентированной на Европу, а не на Россию.
Что же определяло творческие искания новейшей элиты и тематику ее творчества? Главными составляющими ее мировоззрения был бунт, самостоятельность мышления и искренняя вера в собственные идеалы. В большинстве своем это были интеллектуалы, которые делали ставку на личность, а не на массу. За их внешней «радянськістю» прятались глубокие поиски и запросы. Давайте посмотрим на некоторые наиболее интересные тексты.
Проза делилась на два течения: сюжетная и безсюжетна. В безсюжетних произведениях главным было не предложение или слово, но подтекст, дух, «запах слова», как говорил Волновой. Стиль сильных чувств и проникновения в сущность явлений называется неоромантизмом или экспрессионизмом. В этом направлении работали Николай Хвылевой, Юрий Яновский, Андрей Головко, Юлиан Шпол, Олекса Близко, Лесь Курбас, Николай Кулиш и многие другие.
Главная идея новеллы «Я (Романтика)» Хвылевого - разочарование в революции, кричащие противоречия и раздвоение человека того времени. Главный персонаж - человек без имени, а значит, без индивидуальности, без души. Ради революции он убивает свою мать и наказывает себя мыслью: стоит ли была революция такой жертвы.
Главный герой повести «Смерть» Бориса Антоненко-Давидовича - Кость Горобенко. Среди насилия Гражданской войны и потери человеком всех материальных достижений и элементарного достоинства он воспринимает большевиков как сверхлюдей, способных преодолеть смерть, которым доступна высшая истина. Они способны убивать других, не тяготясь этим. Убийство Костем кулака - его переход к высшей касте, http людинобогом.
В романе Валерьяна Пидмогильного «Город» впервые в украинской литературе проявились элементы философии экзистенциализма. Главный герой в стремлении наслаждения идет удовольствие от физического до самых высоких религиозных потребностей. Однако даже в такой сложной тематике писатель не превращает роман на простую рассказ «людной» философии, а творчески осмысливает ее в применении к нашему, национального мироощущения.
В поэзии наиболее интересны искания символистов Александра Олеся и Павла Тычины. В своем сборнике «Солнечные кларнеты» Тычина отразил всю широту образованного и тонкого ума, который созерцает богатство украинской природы, желая докопаться до ее первопричин.
Когда Коммунистическая партия СССР поняла свое поражение, она начала действовать запрещенными методами: репрессиями, умолчанию, сокрушительной критикой, арестами, расстрелами. Перед писателями стоял выбор: самоубийство (Волновой), репрессии и концлагеря (Б. Антоненко-Давидович, Остап Вишня), замалчивания (И. Багряный, В. Домонтович), эмиграция (В. Винниченко, Есть. Маланюк), или писание программных произведений прославление партии (П. Тычина, М. Бажан). Большинство художников была репрессирована и расстреляна.
Какая же судьба их произведений?... Когда в 1947 году Иван Багряный издал за границей свой поэтический сборник «Золотой бумеранг», вторым названием ее было «Остатки утерянного, репрессированного и уничтоженного». Произведения казались до спец убежища, запрещались, замалчивались, многие из них были навсегда потеряны. Хотя и функционировали в самиздате (Иван Багряный), рукописных копиях, выходили за границей.
Трагическая судьба поколения 20-30-х годов демонстрирует нам всю силу украинского духа, его творческий потенциал, необходимость своего пути и независимости от влияния других культур.
|
|