Сочинение
Украинская народная творчество: думы и исторические песни.
Исторические песни и думы - жанры русского народного творчества. Очень
специфический по происхождению жанр думы. Он присущ только украинской
национальной культуре. Появление украинских дум ученые исследователи связывают с
казачеством. Борьба казаков с завоевателями-турками, татарами, жизнь пленников в
турецкой неволе, тяжелый их быт на галерах, морские походы казаков, казачьи
восстание против Польши - все эти события были мотивам украинских дум. К
лучших украинских дум принадлежат "Дума про казака Голоту", "Дума про Марусю
Богуславку", "Дума о Самийла Кошку", "Дума про Ивана Богуна" и др. По
содержанием думы очень подобные исторических песен, а по исполнению - до плачей,
причитаний. Авторы дум неизвестны. Ими в основном были участники событий - казацких
сражений и походов. Кобзари, лирники, бандуристы под сопровождение своих инструментов
речитативом выполняли их. От села к селу, от города к городу разносили они
вести о славе и подвигах героев, их мужество, героизм и горячую любовь к
Украины. И. Франко назвал думы и исторические песни бессмертными памятниками,
созданными гением самого народа. В воспроизведении подвигов героев в думах,
как и в исторических песнях, реализм сочетался с романтическим ореолом. Щедро
использовались в думах и исторических песнях народнопоэтические символы (орел,
сокол - казак; ворон, ворон - враг; кукушка - мать, вдова), сравнения (скрива,
как волк, смотрит). В текстах дум случаются отрицательные сравнения: "Ой и то же
не пили пилили, Не туманы вставали, - Как из земли турецкой, Из веры
- нашенски, Из города Азова, из тяжкой неволи Три брата бежали".
Стилистическую функцию замедления рассказы в думах играют
синонимические повторы-тавтология (думает-гадает, играет-виграває). Речь дум,
как и исторических песен, обогащенная постоянными эпитетами: конь у казака всегда
вороной; казак постоянно в движении, в действии, поэтому перед ним стелется путь широкий,
битый; он обороняет землю христианскую. Думы отмечаются также
молитвенной форме. По объему думы больше, чем исторические песни, сложнее их
строение. Начинается дума зачином, в котором указывается на место или время
действия. Примером может быть поэтический запев (зачин) "Думы про казака Голоту: "Ой
полем, полем килиїмським, То путем битым ордынским, Ой там гулял-козак
Голытьба". Рассказ об основном событии, которое идет после зачина, как правило,
очень подробная. Она замедленная дополнительными эпизодами, описаниями одежды, поступков
героев, словами-повторами. Концовка думы славила героев и желала им всякого
добра и гаразду. Отличительной чертой построения дум является их неделимость на
строфы. Дума может поделиться на отдельные периоды (тирады). Она отмечается
неравномерностью строк. В них может быть от четырех до тридцати и более
складов Строки в думе могут быть не заримованими, но дума всегда имеет
свой отчетливый ритм. Это дает возможность исполнителю изменять мелодию, слова,
импровизировать. Для выполнения дум нужна специальная подготовка. Сегодня такую
подготовку осуществляют кобзарские школы. Известной кобзарской школой в Украине
Стретовская, в которой работают такие талантливые кобзари, как братья Николай и Василий
Литвины. Кобзарское искусство, выполнения дум сохранили украинцы в диаспоре. На
весь мир стали известны исполнители этого жанра - Китастый и Мишалов.
Древним жанром исторического эпоса является также историческая песня. Достопримечательностью
среды-ны XV века есть известная песня "Дунаю, Дунаю, чему грустном течешь". Три
роты, что стоят "на верху Дуная" - турецкая, татарская и польская - правдиво
отра-ют тогдашнюю историческую обстановку Украины, на земле которой всегда
посягали захватчики. Исторические песни, как и думы, передают своим содержанием
конкретные исторические события, процессы, воспевают исторических лиц.
Древнейшие исторические песни, которые связаны с эпохой казачества, воспевают
рыцарей-патриотов. Известна "Песня о Байде" - народного любимца, который
попав в неволю и потерпев страшных пыток, не потерял своей националь-ной
достоинства, не стал предателем. Историки утверждают, что прототипом Байды
Вишневецкого был князь Дмитрий Вишневецкий. Д. Вишневецкий заложил на Хортице
крепость. Во время одного из боев он был пленен и жестоко мучим. Его задели
ребром за крюк - Таких же мук испытал и герой "Песни о Байду". Тяжелые пытки
перенес пленен турками легендарный Морозенко (песня "Ой, Морозе, Морозенку").
На протяжении веков остается быть популярной песня-марш "Ой, на горі та женці
жнут", посвященная доблестным героям Дорошенко и Сагайдачный. Большой
уважением, несмотря на длительное замалчивание, пользуется в народе песня-кант
"Ой, зійшла зоря" - про Почаевскую Божью Матерь, что спасла монастырь и всех, кто
в нем спрятался во время турецкой осады. Исторические песни о борьбе
украинского народа против польских загарб-ников воспевают массовый героизм
народа. У них прославлено битву под Корсунем ("Засвіт встали козаченьки"),
Жванцем ("Ой, из города Немирова"), Збаражем ("Ой, что это за хибара"). В песнях
этого периода возвеличено Бы. Хмельницкого и его битву в урочище Желтые Воды на
Днепропетровщине ("Или не тот то хмель"). Образ Хмельницкого сравнивается с
хмелем, что всегда был олицетворением молодецкой силы и удали. Ему посвящена
также песня "Эй, не удивляйтесь, добрые люди". Героем этой песни является также
сподвижник гетмана М. Кривонос, что бок о бок шел с Бы. Хмельницким и под
Желтыми Водами и под Корсунем. Героями исторических песен стали Нечай, Богун и
другие исторические деятели. Образ Б. Хмельницкого воспетый также в народных думах,
в частности "Хмельницкий и Барабаш". Вошли в историю песни сравнению
недавнего времени, которые мы называем стрелковыми. Сегодня всем известная песня "Ой у
лузі червона калина", хоть и имеет своего автора, но остается народной.
Исторические песни и думы есть провод-ными жанрами русского народного творчества.
Немало сюжетов этих жанров стали основой для литературных произведений. Народная
песня стала толчком для написания драм "Савва Чалый" М. Костомарова и И.
Карпенко-Карого. В прозаическую и драматургическую творчество М. Старицкого вошел
легендарный образ Маруси Богуславки. Неоднократно обращались писатели в
песни "Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці". По мотивам этой песни создана
одноименная драма М. Старицкого, повесть О. Кобилянеької "В воскресенье рано зелье
копала", роман в стихах Лины Костенко "Маруся Чурай".
|
|