Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Елена Телига
Неоромантизм поэзии Елены Телиги

Романтизм как литературное течение возник в начале XIX столетия, но восстановился через сто лет в обновленной форме-неоромантизма. С самого начала главными темами романтизма были противопоставление мечты и действительности, будничного и героического, чрезвычайного. Романтики изображали исключительные, особые характеры, раскрывающиеся в чрезвычайных обстоятельствах, но если собственно романтизм часто грешил отрывом от действительности, стремлением изобразить экзотические и даже фантастические ситуации, обрисованные причудливыми, контрастными и яркими красками, представители неоромантизма описывали теми же средствами действительность первой половины XX века, насыщенную реальными революционными преобразованиями, войнами, борьбой. Большие, чрезвычайные события происходили на глазах поэтов и писателей, их не надо было переносить в потусторонний мир, историческое прошлое или в далекие страны. Более того - значительная часть художников непосредственно участвовала в борьбе, а не только воспевала борцов, что, естественно, создавало реалистичность через истинное знание темы.

Начало любой исторической бурной эпохи невольно пробуждал в людях мечты и надежду, требовал не только рационального, но и эмоционального трактовки того, что происходило. Но, кроме большей приближенности к действительности, неоромантизм имел еще одно существенное отличие от течения-предшественника: политическое обусловлен, что разбросало эстетически близких художников по разным лагерям - «революционной романтики», идейно основывалась на своеобразном месіанізмі мировой пролетарской революции, и неоромантизма национально-освободительной борьбы, что приобрел расцвета чуть позже: накануне и во время Второй мировой войны,

Особое место занимает в этом направлении «Пражская школа» украинских писателей, участниками которой были такие яркие художники, как Евгений Маланюк, Олекса Стефанович, Юрий Драган, Олег Ольжич, Юрий Липа и Елена Телига. Неоромантические основы усиливались у этой группы синтезом символістичних, импрессионистичности и реалистичных средств поэтического творения.

Творчество А. Телиги выделялась среди творчества других представителей «Пражской школы» особой темой, которую можно назвать «любовь и борьба», или «мужчина и женщина в борьбе».

Этот мотив возник не случайно: его позвала к жизни биография самой Елены Телиги. Эта женщина, в детстве не знала даже украинского языка, после женитьбы стала одним из выдающихся деятелей украинского национально-освободительного подполья и погиб в борьбе с немецким фашизмом. Кто сказал, что большие чувства остались в далеком прошлом? Любви привело О. Телигу к борьбе и осталось в ее творчестве навсегда.

ее стихи имеют автобиографический элемент, но не сводятся к автобиографии. Скорее это размышление над ролями мужчин и женщин, что пристали к борьбе, которые, по мнению А. Телиги, не одинаковые:

Потому что мы женщины. У нас душа - колодец,

Из которой вы пьете: соревнуйся и крепись.

Иначе говоря, по ее мнению, предназначение женщины - морально поддерживать мужчин-борцов, вдохновлять их на борьбу, а уже потом принимать в ней участие лично, ибо сама жизнь не позволяет со спокойной совестью ограничиваться хозяйством и обычными «женскими обязанностями»:

Что нам счастье сладких привычек

В неизменных объятиях дома -

Может завтра уже нас отзовет

Канонада грозного грома.

Мужчины должны быть первыми, их дело - открывать новые пути и становиться к бою, быть первопроходцами борьбы, подавать пример. И это не означает, что женщины остаются пассивными:

Мы же, радостью жизни вас напоив до краев -

Без металлических слов и без вздохов бесполезных

По вашим же следам пойдем хоть на смерть!

Следовательно, разграничение ролей, но одновременно и единство во имя общей идеи - освобождения Родины. Борьба почти такая же, но другая: в ней меньше жестокости, больше жертвенности и вдохновения, меньше крови и больше мечты, романтики в лучшем смысле этого слова, больше света. Этим, в первую очередь, и привлекает поэзия Елены Телиги: чувственная, эмоциональная, но лишена чопорности и «вздохов бесполезных». Не каждый способен сохранить гуманность в водовороте борьбы, но Телиге это удалось:

А душа кланяется просторам,

И земли за светлую радость - жить!

Видимо, именно такая борьба, сверхзадачей которой является не только величественные осуществления, а жизнь, прекрасное и светлое, достойна того, чтобы существовать в душах людей. Поэтому не надо забывать, обращаясь к поэзии национально-освободительной борьбы, о стихах Елены Телиги, как о гуманности, сохраненную во времена непримиримості и вынужденной жестокости. Никогда не стоит забывать про свет и радость жизни.