В своей драматической поэме Иван Кочерга обращается к выдающейся исторической фигуры - Ярослава Мудрого и пытается создать многогранный образ этой героической человека и показать его противоречивый внутренний мир.
В произведении Ярослав Мудрый предстает во многих ипостасях: он и воинствующий защитник своей земли, и меценат, что способствует развитию образования и науки, и отец, и руководитель государства. Это человек и жестока, и порой самый слабохарактерный, справедливая, а иногда и неблагодарное.
Я считаю, что произведение Ивана Кочерги тем и ценен, что изображает Ярослава Мудрого разносторонне, как-то по-человечески. Так часто чрезмерная героизация фигур прошлого приводит к искусственности, картинности образов, и читатель не в состоянии сочувствовать персонажам, понять их душу, потому что ей не уделяет внимания автор, отодвинув человеческое в герою на второй план, на первом плане изображая походы, бои и т.д. Совсем не таким представляется читателю Ярослав Мудрый в драматической поэме Ивана Кочерги.
Одной из главных черт характера Ярослава, как на меня, является его патриотизм. Он чувствует родство и кровное, и душевную с родной землей, готов отдать свою жизнь ради благополучия земли предков, ради будущего своих потомков. Он высоко ценит мудрость своего народа:
Людей учу я страхом и книгами,
Но и сам я у людей учусь.
Ибо мудр народ, и будет жить веками
В трудах и битвах воспитанный Русь.»
Много сил положил Ярослав на то, чтобы укрепить Русь, бороться с междоусобными войнами, объединить родную землю.
Ярослав Мудрый - образованный человек, что высоко ценит книги. Известно из исторических источников, что князь при жизни много способствовал развитию образования и тогдашней науки. Сам Ярослав в произведении Ивана Кочерги так говорит о значении книги:
И доброй книге больше я радуюсь,
Чем золоту в кладовке.
Но не все складывается легко в жизни Ярослава, ибо он не только високотитулована государственное лицо, а просто человек, который имеет свои человеческие слабости, и часто вынуждена выбирать между государственными интересами и семейными, частными чувствами. Ярослав, безусловно, любящий и справедливый отец. Дочери Ярослава - Анна и Елизавета - предстают перед читателями духовно чистыми людьми, они научились от отца любви к своей земле, они хотят счастья для своего народа. Конечно, как молодые, полные сил и желания жить, Анна и Елизавета стремятся и личного счастья. Ярослав, вопреки чувствам, должен отдать Анну замуж за французского короля. Здесь сталкиваются государственные и собственные интересы князя, но он ставит благополучие государства выше личного желания, дочка понимает, что должен подчиниться отцовской воле, поехать в Париж, хоть как бы она не любила родной дом, Киев, родную землю.
Ярослав предпочел бы жить в мирном государстве, однако вынужден защищать этот мир мечом, возможно, порой и скривджуючи человека невинно. Не остается никаких сомнений, что Ярослав был человеком сложной по своим внутренним миром, однако сильной, вся его внутренняя энергия была направлена на добро, хотя он также имел чисто человеческие слабости, определенные недостатки характера.
Сам Иван Кочерга говорит о своем произведении и образ Ярослава в нем так: «...образ исторического Ярослава состоит из таких непохожих черт, как честолюбие, неразборчивость в средствах его удовлетворение и искренняя любовь к культуре и образованию, великодушие и лукавство; рыцарская твоя отвага и наряду с этим малодушная пугливость в решающий момент... В целом - это черты монументальной трагической фигуры, одинаково величественной и в своих добродетелях, и в своих пороках, характер чрезвычайно активный и пылкий».
Собственно, тайны своей души Ярослав забрал с собой, мы можем только представлять, каким он был при жизни. Удастся ли нам пусть даже из многочисленных исторических документов и художественных произведений понять сущность этого человека? Вряд ли. Однако, возможно, узнавая о чьих-то боли и сомнения, о путях их преодоления, которые выбрала такая величественная фигура, мы сможем лучше понять себя?