Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



6 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ
Какого рода мы дети? (по поэме М. Вороного «Евшан-зелье»)

Все на свете можно выбирать, сын,

Выбрать нельзя только Родину.

Василий Симоненко



Кто мы? Откуда? Какого рода дети? На эти вопросы веками искали ответы наши предки. Так уж сложилось, что тернистым оказался путь украинского народа к осознанию своей национальной принадлежности. До сих пор не все страницы собственной истории знаем, как положено. Еще не все из нас вернулись сердцем своих родных национальных истоков, еще не все почувствовали символический запах евшан-зелье, которое пробуждает историческую память, напоминает, какого рода мы дети.

Эта проблема возникла не сегодня. Острой для украинского общества она была и в то время, когда Николай Вороной писал свою поэму «Евшан-зелье». Недаром же он называет легенду древних летописей «предсказанием», которое «питает нацию», дает веру в идеалы:

Определенную веру в идеалы

Тем, которые уже край свой родной

Зацурали, забросили...

Так ведется в нашем жизни, традиции, память рода передаются от отца к сыну. Но поэт, использовав древнюю легенду, рассказывает о другом. Так случилось, что оборвалась связь поколений между половецким ханом и его любимым сыном. Окруженный роскошью, мальчик стал понемногу забывать родной степи, а чужой край, чужие обычаи считать родными. И сила родительской любви безмерна. Не жилось спокойно хану без любимого ребенка:

Загрустил, расстроился...

Днем не ест, а среди ночи

Плачет, бедный, и вздыхает,

Сна не знают его глаза.

Такими яркими словами автор поэмы изображает не просто страдания отца, а чувства человека, теряет будущее, которому некому передать собственную жизненную мудрость, традиции и обычаи рода. Чувствует хан, что в неволе замолчали струны сердца его сына, он забыл дорогу к родному дому.

И это действительно так. Ведь Гудзь, посланный к сыну, не может поразить юношу ни зажигательной песней свободного народа о рыцарские походы, ни ласковой материнской молитвой колыбельной.

Ни пение этот нежный, милый,

Ни первый, сильный, дюжий,

Не впечатлил юношеское сердце -

Он сидит немой, равнодушен.

Вдумаемся, какую жестокую характеристику автор дает тому, кто забыл свой отчий край: «немой», «равнодушен». Однако все же остается в ханового посланника надежда найти в сердце мальчика уголок, где еще живет память рода. И это чудо произошло. То, что оказалось неподвластным громким и воинственным словам песни, сделала маленькая бадилинка волшебного евшан-зелье:

Воля, воленька любимая!

Родные шатра, родные люди...

Все это разом промелькнуло

Сжато горло, сперло грудь.

Запах родной степи, знакомый с детства, вернул юноше Родину, дал ощущение того, что чужая земля не может стать родным.

Кстати, не стала родной чужбина и для самого Николая Вороного. Поэма «Евшан-зелье» оказалась пророческой для художника. Ведь поэту также пришлось некоторое время жить за границей, в Польше. И хотя имел там друзей, издал сборник стихов, занимался преподавательской деятельностью, но вернулся в Украину. Родной край, к сожалению, оказался не слишком жаловал своего талантливого сына. Оборвалась жизнь Николая Вороного трагически. Сначала были сталинские репрессии, потом - расстрел. Только со временем открылась правда о его последние дни. Будто про него самого в поэме «Евшан - зелье» написаны эти слова:

Лучше в родном крае милім

Лечь костьми, скончаться,

Чем в земле чужой враждебной

В славе и почете пробовать...