Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Интеллектуализм в литературе (лат. intellectus - ум, познания, intellectualis - умственный, здравомыслящий) - условное название стилевой доминанты произведения или литературного течения, связанной с ощутимым преимуществом интеллектуально-рациональных элементов образного мышления художника над эмоционально-чувственными. Если исходить из единства эмоциональной и интеллектуальной сфер духов-ного мира человека, то И. не имеет аксиологического статуса, является дифференциальным признаком определенного типа человека, степени я возрастного или духовного развития. В литературе И. проявляется в склонности персонажей, рассказчика, лирического героя к умственным рефлексии, самоанализа, в которых преобладает абстрактное мышление; в нарушении и художественном воплощении важных проблем, в раскрытии интеллектуального драматизма мыслителей; в склонности писателя к определенным жанрам, в которых органично выражаются эти качества персонажей и особенности содержания произведений (притчи, медитации, философско-научная лирика, философские романы, драмы идей и т.д.). С такой точки зрения можно говорить об И. поэзии Т.шевченко, И.франко, Леси Украинки, м. рыльского, п. тычины, м. зерова, е. маланюке, О.Ольжича. И. Драча, Лины Костенко, Б.Рубчака, І.Римарука , и др. Часто сказывается терминологическая неусталеність И. в литературе, несмотря на частоту употребления этого понятия в литературной критике. И. прозы Р.Андріяшика и В.Шевчука, имея внешнее сходство с предрасположенностью персонажей до философствования, за наличием в текстах філософем, исполняет отличные функции в авторских концепциях жизни и искусства. Все зависит от того, какие художественно-эстетические функции приходятся на интеллектуально-розмислові элементы произведения в его целостной структуре в соответствии с творческим замыслом автора на фоне доминантных традиций.