Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Стопа - кратчайший отрезок определенного віршового метра, сконцентрированного в группе составов с относительно неизменным ударением (ритмическим акцентом). С. воспринимается как единица измерения и определения віршового ритма. В украинской силабо-тонике, в отличие от античной версификации, где за основу С, поименованного подієм, бралось сочетание длинных (арсис) и коротких (тезис) складов, она опирается на естественное языковое чередование ударных и безударных слогов, которые обусловливают специфику віршового размера. В зависимости от количества складов С. бывает двухсоставная (ямб, хорей, пірихій, спондей), трискладова (дактиль, анапест, амфібрахій, бакхій, молос), иногда - чотирискладова (пеон). За порядком размещения ударения С. называется высоким, если все слоги ударные (спондей, молос), восходящей, когда заканчивается наголошеним составом (ямб, анапест, бакхій), и убывающей - в противном случае (хорей, дактиль, антибакхій). Различаются также закрыты С., что имеют ударения на начальных и заключительных складах (амфімакр), и переходные, где крайние слоги безударные (амфібрахій). Поскольку пірихій лишен ударений, его считают низкой С Иногда С. при условии ее сочетания с другой приобретает вид диподії. Тоническая версифікація, в которой стихотворный ритм строится за подсчетом основных ударений в строке, оставляя произвольное количество безударных слогов между ними, базируется на отличных принципах от силабо-тоники, невозможной вне С.