Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНАС МИРНЫЙ
Мир мужчины и женщины в романе Панаса Мирного «Гулящая»

Роман Панаса Мирного «Повія» - произведение огромной художественной ценности, один из лучших социально-психологических романов украинской литературы XIX ст.

В украинской литературе, особенно в устном народном творчестве, которая всегда была образцом для писателя, интимные связи изображались сдержанно, высокоморально. Одновременно необходимо было доказать, что появление на Украине такого позорного явления, как разврат, в большей степени была обусловлена социальными условиями. Писатель проявил творческий подход к раскрытию темы, которая для украинской литературы была, по сути, цілинною.

Внимательное изучение процесса работы автора над произведением, совершенствование сюжетной структуры романа, социального звучания, психологизации образов свидетельствуют, что автором проведена колоссальная работа.

Панас Мирный в романе «Проститутка» изобразил два противоположных мира - мужской и женский, которые находятся в вечном противоборстве. Однако мир мужчин уже давно покорил себе мир женщин.

Группируя персонажи романа, женские образы писатель разбивает на два типа: женщины с моногамной психологией, на которых исполнился миф о предназначении женщины во всем служить мужчине - Приска, Дарья, Аграфена, Елена Загнибідиха (как видим такие женщины еще остались в большей степени среди крестьянского населения); женщины с полігамною психологией, которые разбивают миф о второстепенное предназначение женщины - Марья, Марина, Наталья Николаевна, Пистина Ивановна, Христя. Такие женщины - порождение города.

Пожалуй, стоит повториться, что противопоставление города деревне как источники разврата ячейки святости - характерная черта украинской литературы XIX ст. Поэтому полигамная, неверная, непостоянная женщина или проститутка могла сформироваться только в городе.. Поэтому закономерно, что выходцы из села - Марья, Марина, Кристина становятся проститутками, когда перебираются в города.

Первая группа анализируемых нами женских образов олицетворяет собой национально-традиционный для украинской народнопісенної и литературного творчества образ берегини, смысл жизни которой - заботиться о благосостоянии семьи беспокоиться о муже, ходатайствовать воспитанием детей. Правда Загнибідиху или Бог, или судьба лишили счастья материнства. Смерть Приськи и Загнибідихи указывает на постепенную разрушение этого образа в сознании украинцев.

Зато выводится образ неуемной, распущенной и не закомплексованої женщины, при чем обязательно красивой.

Женщины-персонажи второй группы уже не довольствуются одним-единственным мужчиной. Они стремятся покорять мужские сердца, хоть недолго, хоть временно владеть ими, как мужчины обладают женскими телами. Кто от скуки (Наталья Николаевна, Пистина Ивановна), кто из мести (Марья, Марина, Кристина), но они разрушают стереотипы, нормы морали и поведения женщины, написанные для нее мужем.

Наталья Николаевна и Кристина гибнут на нелегком, избранному ими пути, тем самым указывая, что общество еще не созрело для изменений. Общество XIX в. еще не готово даже говорить о равных правах мужчины и женщины не то, что их внедрять.

Пренебрежительное отношение мужчины к женщине часто становится причиной ее гибели, если не физической, то духовной - наверное.

Панаса Мирного всегда беспокоила судьба человека вообще и женщины в частности. В романе «Проститутка» он поднимает проблему женщины в семье, в обществе, проблему проституции, указывает на его причины, но не подает путей решения этих проблем. Правда в предсмертном бреду Христе автор приводит схему одного из возможных вариантов помощи женщинам, которые сошли с истинного пути в жизни самостоятельно, или им помогла злая воля мужчины. Это убежище, в котором бы можно было получить образование, научиться хозяйствовать, а основное, благодаря которому можно было бы женщине самостоятельно выбирать свою судьбу, выходить замуж или пожизненно жить в пансионе.

Однако, форма, в которой подается проект - форма бреда указывает на его утопичность.

Мир мужских персонажей романа Панас Мирный также разбивает на две группы: мужчины, которые хранят верность одной женщине - Карпо Здор, Федор Супруненко и мужчины-ловеласы - Проценко, Загнибеда, Колесник, Лошаков, Довбня.

Снова наблюдаем, что мужчины, которые придерживаются моногамных отношений с женщинами встречаются еще на селе - Карп и Здор. Даже Григорий Супрун, хотя и впадает в блуд с младшей в два раза Ївгою, и лишь после смерти своей жены.

Представители второй группы не одну женскую судьбу загубили. О том лишь одном Молоте становится сожалению Марину, которую он лишил девичьей чести, все остальные расценивают женщину лишь как источник развлечений, как игрушку, наигравшись которой, можно выбросить или подарить другому.