Главное оружие писателя-сатирика, каким и был
Николай Гоголь, - это, конечно, смех, но горький, возможно, даже злой, потому
сатирик лишен возможности любить своих героев, они глубоко ненавистны
автору.
Даже вежливость и приветливость Манилова вызывают гидливе желание плюнуть
и отойти подальше.. в злой и правильной карикатуре на сентиментального романтика
нет ничего такого, что могло бы примирить с ним, с его жизнью за чужой
счет, с его нежеланием сделать хоть что-то для своего государства и народа,
благодаря которым ему так повезло так сладко жить на белом
мире.
За ним идет дубинноголова Коробочка, глядя на которую думаешь: была
она когда-то молодой? И что было рвением в ее жизни, о котором думал автор,
несмотря на бесцветного Манилова? Неужели старательно накопленные ею деньги? Дальше
Ноздрьов, для которого нет разницы между щенками из псарни и собственными детками.
Жизнь уже растраченное на скандалы, из колеи уже не выскочить. Что на него ждет,
когда кончится молодость? Гомерический смех вызывает ненасытный Собакевич,
ненавистник людей. Смех замирает на губах от ужаса от одного вида гротескной
фигуры богатейшего помещика, который давно потерял человеческое
лицо.
Великий поэт А. Пушкин увидел в комическом стороне поэмы М. Гоголя «Мертвые
души» страдания автора, обиженного позором общества и такого, что
сомневается в своих возможностях исправить расшатанный мир. Сатирик все же просто
человек, и уродства духовные, моральные и физические ошеломляют его,
заставляют рассматривать то, от чего брезгливо отворачиваются обычно люди,
делая вид,что они не имеют к этому никакого отношения. Сатирик - санитар среди
пациентов желтого дома, ему приходится жить с теми, о ком говорил боязно
Пушкин. Ему никак не привыкнуть к тому, как уходят из пациента крошки душевного
здоровье’я и безумия вполне
завладевает человеком...