Заумь (рус. заумь) - один из версифікаційних приемов российских кубофутуристов, который заключался в расчленении поэтического вещания на фонемні составляющие с последующим их произвольным соединением под влиянием определенной ритмики. Термин появился в начале XX ст. (О.Кручених, В.Хлєбніков, В.Каменський и др.), попытка его теоретического обоснования была в книге "Апокалипсис в русской литературе" (М.,1923). 3. приковывает к себе внимание и современных сторонников авангардизма ("Авангардисты Тифлиса". - Венеция, 1982). Они дифференцируют чистый 3., который сохраняет обычные грамматические формы в новом фонетическом их наполнении, от чистой абстракции (см.: Абстракционизм), что наблюдалась в обериутів или европейских конкрет-поэтов. Корни 3. содержатся в глосолаліях, анаграмах, детском вещании, подверженном произвольного словообразования. Известный 3. и в украинской поэзии, в частности в творчестве панфутуристів, то есть был явлением не только русского футуризма. Образцы его имеющиеся в активе м. семенко, Гео Шкурупия, А.Чужого и др. Обращался к 3. и м. бажан:
Меня зеленых ног
тел тюль люля хмель [...].
Это пример стихотворения-конгломерата, составленного вперемежку с обычных реалистичных, заумных и абстрактных элементов. В тогдашней поэзии бывали случаи почти безконгломератного 3., вот как в стихотворении "Ляля" Гео Шкурупия:
Лю
льоль
лієллі лієллі
канц канц.
ае еа ео лэлли
бумеранг бумеранц
тфуїті твити лю [...].
Опыт своих предшественников используют современные неоавангардисти ("Бу-Ба-Бу", "ЛуГоСад", "Пропала грамота" и др.), сочетая 3. с грамматическими формами, как, скажем, Н.Гончар:
чулення
роз-о-зне
отчаяние бутона пьянка?
какая разница? [...]
|
|